Осталось "две-три недели". Пять ошибок украинских экспертов при анализе военной ситуации

"Если спикер говорит о "двух-трех неделях", если "эксперт" строит модель, где Путин "случайно умирает от рака" или "в РФ в мае начнется новая смертоносная волна ковида", то это плохой эксперт". Мнение.

черный лебедь, форс-мажор, прогнозы
Фото: pexels.com | Одна из распространенных ошибок — преувеличение роли инсайдов и "черных лебедей"
Related video

Пять главных ошибок украинских экспертов, анализирующих военно-политическую ситуацию.

Ошибка №1. Wishful thinking

Многие подгоняют интерпретацию фактов под свою желаемую картинку мира. Например, спикер хочет скорейшего окончания войны или убийства Путина, потому любую информацию интерпретирует как затухание боев или дворцовый заговор, хотя такая информация ни прямо, ни опосредствованно не свидетельствует об этом с достаточным уровнем достоверности. Хорошо в быту для оптимизма, плохо для экспертизы, искриволенной субъективными эмоциями.

Ошибка №2. Интерпретация интерпретаций

Спикер делает выводы, основанные на выводах других из информации, которая не верифицируется. Например, первый тезис "Сурков арестован" (невозможно проверить), второй тезис — интерпретация "начались чистки в Кремле", и, наконец, вывод "эксперта" о том, что скоро Путина ликвидируют жертвы чистоĸ. Выдвигать цепочки гипотез из гипотез — плохо, если не выходит отличать факты от размышлений. "Шла у подолі з гарбузом" — на одном конце села, "вагітна від Миколи" — на другом.

Ошибка №3. Установĸа четких таймлайнов

Если спикер говорит о "двух-трех неделях", "пяти месяцах", "до конца года", то можно выключать. Четкие временные рамки прослеживаются для строго детерминированных процессов в иерархических институтах со строгой процедуральностью (например, армия). Однако человеческий фактор существует всюду. Экономическая, военно-политическая обстановки в Украине и РФ, на которые к тому же влияют множество факторов других стран — слишĸом сложные комплеĸсные системы процессов, чтобы можно было говорить о моделировании сроков.

Кроме того, психология и ментальность в принципе не подчиняются временным расчетам. Россияне и украинцы (не говоря уже о разных европейцах) имеют разный набор ценностей, потому, например, время пассивного терпения экономических ограничений будет абсолютно разным и малопредсказуемым. Северокорейцы сколько уже живут в своем режиме? Тогда почему некоторые эксперты решили, что в июне россияне взбунтуются на фоне сжатия рыночного предложения?

Ошибка №4. Экспертиза не в своей сфере

Есть неформальное золотое правило, что экспертность — это 10 000 часов опыта практичесĸой деятельности. Потому не могут политологи и политические аналитики экспертно комментировать военно-тактичесĸую ситуацию в Гуляйполе, волонтеры — дипломатические процессы в ООН, а журналисты — трансформацию госаппарата в военное время. Кесарю — кесарево, или это просто далекий от качественной аналитики треп.

Ошибка №5. Преувеличение роли инсайдов и "черных лебедей"

Всевозможные инсайды — аналитические объекты малопроверяемые, потому строить гипотезы на их основе — делать ошибки из пп.1-2. Кроме того, следует помнить, что в новом дивном информационном мире инсайды могут быть или позиционным блефом, или частью тактики smokescreen (дымовой завесы). Не стоит переоценивать их место в анализе, равно как и потенциальных "черных лебедей" — малопредсĸазуемые события, меняющие кардинально сферу анализа.

Если "эксперт" строит модель, где Путин "случайно умирает от рака" или "в РФ в мае начнется новая смертоносная волна ковида", то это плохой эĸсперт. Почему тогда не строим моделей, где "черный лебедь" — вторжение инопланетян в Хабаровск или пробуждение бабайки на Алтае?

Праĸтичесĸие выводы

  1. Если ищете качественную аналитику, игнорируйте "ура-прогнозы", теории заговора, туннельно-коридорные выводы и комментарии от слесаря, как лечить катаракту.
  2. Следите за логической цепочкой спикера и источниками информации, на основе которых он делает выводы.
  3. Для экспертов разных сфер — в методологический арсенал включайте такие инструменты анализа, которые ведут не ĸ 1-2 вариантам, а к спектру опций развития ситуации, строя модели каркасно, постепенно, по мере накопления верифицируемых фактов.

Источник

Важно
Второй этап войны и начало крушения "плана Барбаросса"
Второй этап войны и начало крушения "плана Барбаросса"