Шесть ребер гнева. Первое в Украине произведение о Победе

Шесть ребер гнева, Александра Денисова, драматург Денисова, читка пьесы, спектакль о войне, спектакль о войне с Россией, спектакль о войне в Украине
Фото: Константин Рылев | Читка пьесы "Шесть ребер гнева" в Киеве. Когда этот спектакль поставят на сцене, его должен увидеть каждый

Выдающийся украинский драматург и корифей документального театра Саша Денисова сейчас в Польше, где не сидит сложа руки: написала пьесу "Шесть ребер гнева". Чуть больше недели назад я видел ее читку в Киеве в подвале культуры на Гончара. Читка — это слабо сказано, это — практически готовый спектакль. И этот спектакль должны увидеть все. Мнение.

Related video

О чем он? О пяти беженках и двух волонтерах из Украины. Все они находятся в польском центре на 1500 человек. Беженки из Мариуполя, Бучи, Киева, Чернигова и Днепра.

Откуда название? Психологи считают, что беженцы переживают душевную травму по стадиям – это "шесть ребер гнева": злость на себя, на виноватых, судьбу, войну, на тех, кто рядом и на тех, кого потеряли. Такова реакция организма.

В спектакле — две основные героини, две звезды: Виталина, учительница украинской литературы из Чернигова и Снежана — продавец из Харькова. У одной — тонкая романтическая натура, другая — пробивная мать-одиночка, всегда готовая снова выйти замуж.

Снежана — очень узнаваемый тип: мат-перемат, прагматика, наглость, но вдруг… возьмет и заплачет и ты понимаешь, что у этой "девушки с рынка" — золотое сердце.

Когда Снежана говорит, зал хохочет. Хотя есть и совсем несмешные у нее истории, например, как ракета застряла в окне ее кухни возле холодильника.

Денисова, как обычно, по технике документального театра собирала реальные свидетельства украинских беженок — вербатим. По этой причине, признаюсь, я не очень люблю документальный театр — он горизонтальный, то есть приземленный. Документальный, горизонтальный театр — это изобретение английской драматургической школы конца XX века.

Шесть ребер гнева, пьеса Саши Денисовой, спектакль Саши Денисовой, драматург Саша Денисова, режиссер Саша Денисова, Саша Денисова театр, драматург Денисова, читка пьесы, спектакль о войне, спектакль о войне с Россией, спектакль о войне в Украине Fullscreen
Читка пьесы "Шесть ребер гнева" драматурга Александры Денисовой
Фото: Константин Рылев
Шесть ребер гнева, пьеса Саши Денисовой, спектакль Саши Денисовой, драматург Саша Денисова, режиссер Саша Денисова, Саша Денисова театр, драматург Денисова, читка пьесы, спектакль о войне, спектакль о войне с Россией, спектакль о войне в Украине Fullscreen
Читка пьесы "Шесть ребер гнева" драматурга Александры Денисовой
Фото: Константин Рылев

Так вот, прекрасная Денисова с самого начала своей драматургической деятельности нарушала догмы документального театра, потому что понимала: без мифа — искусство не существует. Она всегда вводит в свои пьесы элементы мифа. Так произошло и в "Шести ребрах", где Денисова рвет на части технику документального театра и выходит на мифологию. Как?

В пьесе все девушки — это наши лесные мавки, они себя проецируют на украинскую мифологию через песни. Но главная фишка не в этом.

У Снежаны есть свой легендарный герой — это Владимир Александрович Зеленский. Она мужикам давно не верит, но только не ему. Все его обращения к народу она воспринимает исключительно, как личные, адресованные конкретно ей. В меньшей степени это касается Алексея Арестовича, на которого наши героини тоже "подсели". Но с Зеленским у Снежаны — устойчивая метафизическая связь.

Что касается Виталины, тут еще более крутая история. Учительница украинской литературы, чтобы вдохновить своих подруг, начинает вспоминать народную быль и ее "несет" на волне импровизации о легендарных казаках Панько и Охриме (могу неточно воспроизвести имена) — характерников Запорожской Сечи, которые побеждали тысячи недругов.

Панько и Охрим идут по Украине, остроумно переговариваясь между собой с улыбочками в усах, и сыплют из своих люлек горящий табак на головы врагов — и загорается воинство орков!

Когда училку "несло", даже в зале люди впали в транс — мы все прям видели эти исполинские казачьи фигуры, которые зачищали родную землю от оккупантов.

Потом подружки сбрасывают с себя остатки "транса" и скептически начинают заявлять Виталине : "Ну и где твои казаки? Прочему сейчас бомбят Харьков и Днепр?"

Однако в финале циничная Снежана слышит в новостях о контрнаступлении ВСУ и кричит: "Да это же наши казаки впереди идут! Они есть! Они побеждают!" И у всех наворачиваются слезы на глаза!

А Виталина добавляет: "Девочки, эти казаки — и мы тоже, ми усіх переможемо!" Мавки трансформируются в боевых казаков вместе со всей Украиной, в конце постановки происходит это чудесное превращение!

Ну, теперь вы поняли, что в Украине такой спектакль должны увидеть все! Он гораздо нужнее здесь, чем в Польше! Я очень надеюсь, что люди, от которых это зависит, ускорят процесс появления на постоянной основе этой постановки. Нам всем тут нужен такой спектакль, потому что он вовсе не о беженках — он о Победе!

Важно
KAZKA на одном фестивале с россиянами. Как антивоенное выступление в Будапеште приближает нашу Победу
KAZKA на одном фестивале с россиянами. Как антивоенное выступление в Будапеште приближает нашу Победу