Днепропетровское закулисье
И в советские времена, и на заре независимости Украины Днепропетровск исправно поставлял Киеву и Москве высшие руководящие кадры. Теперь статус номенклатурной столицы перехватил Донецк, и ослабить его позиции вряд ли удастся даже уроженке Днепра Юлии Тимошенко. Жителям региона остается надеяться лишь на возвращение Павла Лазаренко, который для многих олицетворяет процветание края
Кузница кадров
Днепропетровск — не первый город, но уж точно не второй. Эта льстящая самолюбию шутка долго была популярна среди его жителей. Ведь Советским Союзом в течение 18 лет правил их земляк Леонид Брежнев.
Да и на республиканском уровне власть была сосредоточена в руках уроженцев Днепропетровщины. Самые известные из них — первый секретарь ЦК Компартии УССР Владимир Щербицкий и председатель президиума Верховного Совета Валентина Шевченко (читайте интервью).
Распад Союза лишь ненадолго пошатнул позиции региона. После непродолжительного правления донецких во главе с премьером Ефимом Звягильским, в 1994 г. президентом Украины избрали Леонида Кучму. А в мае 1996 г. премьер-министром стал Павел Лазаренко, двумя годами ранее возглавлявший Днепропетровский облсовет.
Выходцы из региона занимают видные государственные посты и сейчас. Это глава "Энергоатома" Андрей Деркач, судья Конституционного Суда Вячеслав Джунь, член Центризбиркома Игорь Жиденко и заместитель генпрокурора Татьяна Корнякова, без которой не обходится расследование ни одного громкого экономического преступления.
Но теперь шутку можно трактовать буквально: в нынешних политических и деловых раскладах Днепропетровск — в лучшем случае третий после Киева и Донецка. Павел Лазаренко уже восемь лет под домашним арестом в Калифорнии. Леонид Кучма ушел на пенсию. Владимир Горбулин, которого в период правления Кучмы считали серым кардиналом Украины, утратил былое влияние.
Времена, когда премьер Валерий Пустовойтенко гонял губернаторов по полю в противогазах, тоже канули в Лету. Два нынешних министра — ЖКХ Александр Попов и регионального развития Владимир Яцуба — в случае назначения премьером Юлии Тимошенко утратят свои посты.
А бывший вице-премьер и председатель Нацбанка Украины Сергей Тигипко, имевший некогда президентские амбиции, полностью ушел в бизнес, поставив крест на политике.
Бизнес без политики
Отделение бизнеса от власти, о котором так мечтает Президент Ющенко, весьма характерно для Днепропетровска. Крупные бизнесмены региона никогда не стремились занять государственные посты.
Конечно же, аполитичность днепропетровского бизнеса вовсе не означает, что он не влияет на политику косвенно. Но о политпредпочтениях владельцев крупнейшей в регионе бизнес-группы "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова известно мало. А слухи о поддержке БЮТ или "Нашей Украины" сами приватовцы опровергают (см. интервью Геннадия Корбана).
Не может похвастать политическими успехами и владелец компании "Интерпайп" Виктор Пинчук. Проект бизнесмена — "Команда озимого поколения" с треском провалила парламентские выборы 2002 г. А сам Пинчук, до 2006 г. занимавший депутатское кресло, в нынешний состав парламента не пошел.
Этим днепропетровские сильно отличаются от своих главных оппонентов — донецких, которые активно совмещают управление страной и бизнесом. Впрочем, оппонентами их можно назвать лишь условно. В последние годы крупные бизнесмены из этих регионов не вели активную борьбу за собственность.
А Виктор Пинчук с Ринатом Ахметовым в 2004 г. даже совместно купили "Криворожсталь" на первом аукционе, впоследствии признанном недействительным. Кроме того, Днепропетровский облсовет возглавляет Юрий Вилкул, отец народного депутата от Партии регионов Александра Вилкула. Последний руководит Северным и Центральным ГОКами, принадлежащими Ринату Ахметову.
Если крупный донецкий бизнес объединяет Партия регионов, то днепропетровские бизнесмены сплотились по национальному признаку. В список попечительского совета Днепропетровской еврейской общины, помимо упомянутых лидеров "Привата" и "Интерпайпа", входят Геннадий Корбан, которого называют главным рейдером страны, и глава ПриватБанка Александр Дубилет.
Есть там и менее крупные бизнесмены, например, Дмитрий Мишалов (группа "Мастер": строительство и производство стройматериалов), Вадим Ермолаев (группа "Алеф": алкогольные бренды "Золотая амфора" и "Клинков"), Валерий Шамотий (корпорация "Логос": алкогольные бренды "Легенда Крыма" и Alexx, днепропетровский клуб "Бартоломео").
А объединить их под крышей синагоги "Золотая роза" удалось главному раввину области Шмуэлю Каминецкому — весьма влиятельному человеку в регионе. Горожане рассказывают, что община проводит мудрую кадровую политику. Если в городе появляется влиятельный человек, в его роду выискиваются еврейские корни, после чего ему предлагают стать членом клуба.
Помимо Леонида Кучмы, в списке влиятельных днепропетровцев есть еще один бывший директор "Южмаша". Это Юрий Алексеев, гендиректор Национального космического агентства Украины. Нынешнего же главу промышленного гиганта Виктора Щеголя, по мнению самих днепропетровцев, по степени влияния опережает старожил "Южмаша" Владимир Сербин, который много лет (и при разных руководителях) занимает важный пост замдиректора предприятия по безопасности.
Губернаторская чехарда
Кроме утраты позиций в верховной власти, у днепропетровских немало проблем и на местном уровне. После оранжевой революции губернаторы области менялись с калейдоскопической скоростью.
Сергей Касьянов, назначенный по квоте Блока Литвина, продержался немногим более месяца. Недолго пробыл в кресле и Юрий Ехануров: через пять месяцев его перебросили на пост премьера, доверив область Надежде Деевой, которую сам Ехануров и рекомендовал.
Но в начале сентября этого года в Днепропетровск неожиданно для многих десантировался бывший замглавы Секретариата Президента Виктор Бондарь. Правда, пока он руководит областью с формулировкой "временно исполняющий обязанности".
Молодой и неместный чиновник был воспринят в штыки. Кстати, по иронии судьбы, соседней Запорожской областью руководит выходец из Днепропетровска Александр Червоненко.
Сам Бондарь среди причин своего назначения называет возникшие у Виктора Ющенко вопросы по сотрудничеству губернатора с облсоветом. Не исключено, что Президенту не понравилось сотрудничество Надежды Деевой с большинством, состоящим из регионалов, лазаренковцев и коммунистов. Ведь и. о. губернатора прозрачно намекает, что будет бороться с зависимостью региона от Донецка.
В ожидании лидера
Казалось бы, после досрочных выборов у области появится более весомый лоббист, чем Виктор Бондарь. Ведь без пяти минут премьер Юлия Тимошенко — родом из Днепропетровска. Да и в парламент она привела за собой двух земляков — Александра Турчинова и Ивана Кириленко.
Но оранжевая принцесса никогда не ассоциировала себя с городом на Днепре, предпочитая расширять географию своего электората. В то же время для ее оппонента Виктора Януковича слоганы в стиле "С Донбассом в сердце" — неотъемлемая часть каждой избирательной кампании.
Поэтому жители Днепропетровской области отдали 48% своих голосов территориально близким регионалам. БЮТ финишировала второй с солидным отрывом, набрав лишь 21%. У тети Юлии Тимошенко, главы Днепропетровской областной организации партии "Батьківщина" Антонины Ульяхиной (№35 в списке самых влиятельных днепропетровцев), есть еще одно объяснение низкого результата БЮТ: жизнь Донецка зависит от Януковича и Ахметова гораздо больше, чем жизнь Днепропетровска от ее племянницы.
Но есть еще одна политсила, которой верны многие горожане. Это Блок Лазаренко, который возглавляет брат опального экс-премьера Иван. В марте 2006 г. в Днепропетровской области он преодолел проходной барьер в Верховную Раду, набрав 3,01%. А на выборах в областной совет вообще получил бронзу, пропустив вперед лишь регионалов и БЮТ. Кроме того, лидер фракции Блока Лазаренко в горсовете Загид Краснов имеет виды на пост мэра города.
Многие днепропетровцы уверены, что Лазаренко не просто вернется в Украину, но и снова займет важный пост в области, чтобы навести там порядок. Свою заботу о горожанах Павел Иванович доказал наглядно: в декабре 1995 г. в Днепропетровске торжественно запустили метро, указ о строительстве которого Леонид Брежнев подписал в далеком 1979 г.
Вера в возвращение Павла Лазаренко (читайте его интервью в свежем номере еженедельника Фокус) настолько сильна, что, когда два года назад в престижной части города начали строить трехэтажный особняк, по городу поползли слухи: готовят резиденцию для Лазаренко. Но он по-прежнему мотает срок за океаном. Так что продолжить строительство одного из самых коротких в мире метрополитенов просто некому.
Днепропетровские бизнес-группы