Сто сделано. Чего ждать от Януковича в следующие 100 дней

Три главных вывода из первых трех месяцев президентства Виктора Януковича

Related video

Один из людей, входящих в окружение Виктора Януковича, рассказал Фокусу весьма показательную историю. Через несколько недель после инаугурации президент пригласил в свою загородную резиденцию влиятельных на Донбассе людей, с которыми он знаком не один десяток лет. Приехав на встречу, приглашенные сильно удивились, узнав, что пообщаться с другом юности они могут, только пройдя строгий досмотр президентской охраны. Когда все гости собрались, торжественно вошел Янукович. "Прошу встать, перед вами президент Украины", – то ли в шутку, то ли всерьез сказал он.

Эта история, достоверность которой, впрочем, целиком остается на совести рассказчика, показывает главное: Виктор Янукович так долго ждал президентской власти, что, получив ее, намерен использовать в полной мере – на все сто и во всех проявлениях.

Фокус выделил три тенденции первых 100 дней правления Виктора Януковича и попытался понять, что с ним, страной и нами произойдет в следующие несколько лет.

Эффектная эффективность

Опытный преферансист Леонид Кучма после прихода к власти раскрывал карты постепенно, иногда используя покерный блеф. Виктор Янукович в первые 100 дней власти успел не только показать всем свою колоду, но и перебить карты соперников заранее заготовленными козырями.

Тактика игры была выбрана прямолинейная, но зато эффективная. Цель – концентрация власти в одном лагере с помощью политического блицкрига – полностью достигнута. "Основной признак первых 100 дней Януковича – формирование нового политического режима концентрации всей власти в руках президента, – отмечает политолог Владимир Фесенко. – За три месяца он успел поставить под свой контроль силовиков, судебную власть, парламент. Фактически у нас при парламентско-президентской Конституции получилось президентско-парламентское государство. Вопреки многим, в том числе и моим, прогнозам Янукович оказался жестким президентом. Деятельность в оппозиции приучила воспринимать его как расслабленного человека, вкушающего прелести жизни. А оказалось, что он получает от процесса управления настоящее удовольствие".

Политический итог 100 дней – формирование розничной коалиции, спорный перенос местных выборов, уголовные дела, открытые на сторонников оппозиции. Эффективность вопреки закону и политической целесообразности, победа на короткой дистанции вместо стратегического плана – явления, привнесенные в украинскую политику задолго до Януковича. Однако именно он смог использовать их с максимальной отдачей.

"Конечно, можно сказать, что Янукович манипулирует Конституцией, – утверждает бывший глава Секретариата президента Олег Рыбачук. – Но вспомните, сколько раз это делали Ющенко и Тимошенко. При Кучме Конституционный суд вообще два срока считал как один. У нас давно Конституция дискредитирована в качестве высшего закона. Поэтому граждане уже не удивляются манипуляциям с законом. И на этом фоне легко, придя к власти, сказать, что народ устал от политических дрязг и что сейчас заработает государственная машина".

Внешняя политика денег

История с коалицией тушек не ограничивается одной лишь Конституцией. Злые и откровенные языки внутри самой Партии регионов без особого стеснения рассказывали корреспондентам Фокуса о том, что еще одним мотивом для начала одиночной миграции парламентариев стало пожелание со стороны партийных спонсоров экономить деньги. Ведь на покупку лояльности отдельных депутатов можно потратить в 5–10 раз меньше, чем при оптовой фракционной закупке. Из этой частной истории мы можем сделать еще один общий вывод об окончательной победе финансовых интересов над политическими.

"Вот посмотрите, читаем: "взят завод Ильича", "взята Балка Средняя" – это та балка, которая, по оценкам специалистов, стоит около 3 млрд. долларов, и такие новости мы видим каждый день, – говорит глава оппозиционного Кабмина Сергей Соболев. – То же происходит и на местном уровне с помощью давления налоговой и милиции на бизнес. К сожалению, к власти пришла команда, которая не знает других способов управления экономикой".

В лице Януковича к власти в стране пришел крупный бизнес. Он, конечно, за последние пять лет был от власти не слишком далеко, однако ему приходилось искать общий язык одновременно и с Тимошенко, и с Ющенко, и эта многовекторность препятствовала второй волне перераспределения собственности. С приходом Януковича через весь крупный бизнес пролегла черта, которая условно разделила его собственников на "своих" и "чужих". И "свои" при поддержке российских коллег (например, Романа Абрамовича) уже начали наступать. Именно с этой точки зрения стоит рассматривать заключение договоренностей по Черноморскому флоту. Этот пример показал, что язык Януковича – это простой язык схем и денег. Ведь с точки зрения Банковой и Кремля все получилось как нельзя более логично: новые газовые схемы, включающие в себя право на реэкспорт российского газа, заключили, оправдавшись продлением срока базирования флота и скидкой на газ. О том, что эти соглашения могут навсегда запечатать президентский рейтинг в пределах восточноукраинских регионов и Крыма, Янукович, похоже, даже и не думал.

Мутнеющая прозрачность

В период предвыборной кампании тогда еще народный депутат Анна Герман азартно пыталась защищать журналистов от давления тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко. Сейчас дамы поменялись местами. За 100 дней новой власти произошло несколько историй, связанных с нарушениями свободы слова, которые, естественно, не остаются без внимания оппозиции.

Например, против цензуры выступили новостийщики СТБ и Студии "1+1", некоторые журналисты не смогли аккредитоваться на пресс-конференцию Медведева и Януковича в Харькове, а из-за случая с венком Банковая умудрилась схлопотать обвинения в цензуре вообще на ровном месте – если бы представители президента не стали требовать от операторов стереть курьезный эпизод, о нем через день забыли бы.

Впрочем, не только отношения со СМИ показывают, что открытой и прозрачной новую власть назвать пока нельзя. Разросшийся сразу после выборов президентский кортеж сначала стал виновником автомобильного паралича на киевских улицах, а потом и вовсе спровоцировал ДТП, огласки которого чиновники топорно пытались не допустить. А недавно во Львове милиция разогнала митинги протеста, создавая для Виктора Януковича комфортную бело-голубую уличную среду.

"Когда будущий президент не пришел на дебаты или во время форума в Давосе, где для него заранее подготовили вопросы граждан, я все думал: как такой непубличный человек может быть президентом страны, если основная его работа – быть своеобразным коммуникатором, – признается Олег Рыбачук. – А мне сказали: вы будете иметь виртуального президента, который повсюду расставит своих людей, и вы будете получать от пресс-службы хорошо отфильтрованную информацию. 100 дней прошло, и мы ловим себя на мысли, что Януковича-президента мы не знаем. Мы видим образ, который создается информационной картинкой. Янукович через 100 дней – это продукт виртуальной среды".

Сухой остаток

Скорый вывод, который многие делают из тенденций первых 100 дней Януковича, слишком прост: Украина скатывается к авторитаризму. В действительности ситуация гораздо сложнее и подвержена влиянию многих факторов.

"Не будет в Украине авторитарного режима, – ни на секунду не задумываясь говорит первый президент Украины Леонид Кравчук. – За 20 лет эта страна прошла слишком длинный путь – свободы слова, собственности. Это все укоренилось в людях. Они уже другие, знают цену свободе".

Виктор Янукович за 100 дней показал, что он сторонник сильной президентской власти. К тому же знающие люди в его окружении говорят, что ему близка и понятна нынешняя модель российской власти. Однако можно предположить, что ориентация на денежные потоки вопреки политическому расчету, передел собственности в пользу пула близких олигархов скорее приведут к формированию в стране очень сильной и экономически независимой оппозиции, чем к укреплению жесткой властной вертикали.

"Самое главное – сумеет ли он использовать концентрацию власти во благо народа", – отмечает Леонид Кравчук. И это действительно так. Виктор Янукович показал себя отличным спринтером. Однако если он не сможет продемонстрировать понимание того, что отсталая и коррумпированная страна нуждается в реформировании, триумфальная стометровка сменится постепенным фиаско в ходе долгого пятилетнего марафона.

Между прошлым и будущим

Чем отметился президент за 100 дней у власти

– Установил контроль над другими ветвями власти: парламент, правительство, суды

– Добился принятия бюджета и стабилизации системы государственных финансов

– Взял курс на потепление отношений с Россией путем политических и экономических уступок со стороны Украины

– Подписал соглашения о демаркации границ с Российской Федерацией

– Отказался от национал-патриотических акцентов в гуманитарной политике

– Представил пакет реформ, связанных с модернизацией экономики

Чего ждать от Януковича в следующие 100 дней

– Начала реализации интеграционного объединения крупных активов с Россией "Нафтогаз" – "Газпром", в энергетической и авиаотраслях

– Законодательного закрепления инициатив президента с помощью расширения коалиции до 300 депутатов

– Начала судебной реформы и процесса переназначения судей

– Изменения избирательного законодательства и назначения даты местных выборов

– Подготовки к саммиту Украина – ЕС, на котором планируется подписать соглашение о зоне свободной торговли

– Отказа от курса на вступление в НАТО

Подготовлено на основе опроса политологов: директора Национального института стратегических исследований Андрея Ермолаева, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, директора политических программ Центра исследований политических ценностей АКСИА Александра Медведева, директора PR-группы Polittech Тараса Березовца

Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус