Кивалов рассказал о том, как бороться с коррупцией в судах
Сергей Кивалов рассказал Фокусу, что ожидает судей после проведения президентской реформы
Председатель комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Сергей Кивалов считается одним из главных юристов Партии регионов и одним из самых верных соратников президента. В интервью Фокусу он убеждает, что планируемая реформа судебной системы, вопреки обвинениям оппозиции, не приведет к потере судами самостоятельности, а, наоборот, поможет приструнить судей-коррупционеров.
– С коррупцией в судах боролись все власти, но результатов не было. Почему вы думаете, что теперь получится?
– Борьба с коррупцией – это, наверное, бесперспективное дело, но бороться с ней нужно. Это шутка. Новые положения законопроекта действительно направлены на преодоление коррупции в судах: начальная заработная плата судьи первой инстанции повышается в пять раз – с 3 тысяч гривен до 14 тысяч. Кроме того, она привязывается к общегосударственной минимальной заработной плате, которая, в свою очередь, изменяется исходя из индексов инфляции и цен на потребительские товары. То есть судьи не будут обращаться к правительству, выбивая денежные средства, а будут точно знать, что их зарплата постоянно растет. Для исчисления зарплат судей вышестоящих судов законодательно прописан свой коэффициент: апелляционный – 1,1; высший специализированный – 1,2; и Верховный суд – 1,3. В тоже время судьи должны будут декларировать не только свои доходы и доходы родственников, но и расходы, в случае если объем разовой траты превышает размер месячного заработка. Вы знаете, что один из судей киевского суда заплатил 120 тысяч долларов только за фейерверк на своем дне рождения! Таким фактам будет уделяться особое внимание с вытекающими последствиями.
– Процесс увольнения будет осуществлять подконтрольный Партии регионов Высший совет юстиции?
– ВСЮ, состоящий из 20 человек и формирующийся всеми ветвями власти, не имеет права увольнять судей. Он может только дать представление парламенту или президенту в зависимости от того, кто назначал судью на должность. Решения ВСЮ носят рекомендательный характер. У нас были случаи, когда ВСЮ принимал решение об увольнении судьи, а парламентский комитет по вопросам правосудия не соглашался с этим, и судья не увольнялся.
– Откуда в дефицитном бюджете возьмутся деньги для повышения зарплаты судьям?
– Государству дешевое правосудие слишком дорого обходится. У нас в стране примерно 9000 судей. Чтобы поднять им зарплату и сделать так, дабы они не заглядывали в карманы участников процесса, необходимо 23 миллиона гривен. Такие деньги государство выделить может.
– Но если человек тратит 120 тысяч долларов на фейерверк, то его зарплата в 14 тысяч гривен не спасет.
– Это он сейчас тратит, и не рядовой судья, а председатель суда. Но таких возможностей теперь у него не будет. Потому что мы предусмотрели автоматизированную систему распределения дел. Сейчас происходит как? Руководитель суда вручную распределяет дела. Если у него налаженные отношения с судьей – он дает ему хорошее, "хлебное" дело, а потом вдвоем делят барыши. А честный судья, который не берет взятки, не прогибается, рассматривает мелкие споры. У него получается нагрузка в 120 дел в месяц, а у первого, блатного, 3–4 дела.
– Тем не менее у вашей политсилы большинство во ВСЮ и большинство в парламенте. И фактически одна партия будет решать, какому судье остаться, а какому нет. Где гарантия, что судей не будут увольнять по принципу политической лояльности?
– Если человек честно работает, то о каких репрессиях может идти речь? Как его можно уволить? Поступай по закону – и все будет в порядке. В 2008 году Верховная Рада уволила 12 судей, в 2009 – 3, в этом году – пока 8. Многие даже из тех считанных судей, которых удалось уволить, "по щучьему велению, по своему хотению" восстановились в должности и продолжают как ни в чем не бывало работать. Утром Высший совет юстиции вносит представление об увольнении судьи, а уже днем его коллега-судья своим решением восстанавливает его в должности. Как на такого судью найти управу? Теперь решения ВСЮ можно будет обжаловать только в Высшем административном суде, там коллегия из 5 человек. Судьи как об этом узнали, такой шум сразу поднялся. А почему? Потому что кресла под ними зашатались. Есть судьи, которые должны рассмотреть в течение двух месяцев дело, а они его закрывают в сейф. Представляете, если это уголовное дело? Люди в СИЗО по несколько лет сидят. Теперь все. Нарушишь сроки – значит, нарушишь присягу, и на выход.
– Со стороны нынешний процесс выглядит как политическая борьба против Верховного суда и его председателя Василия Онопенко. Ведь полномочия ВС сокращаются?
– Это неправда. Мы даже расширили полномочия Верховного суда. Там будут пересматривать дела в случае спорных решений по ним. Но дело в том, что ВС работал крайне неэффективно. Там скопилось почти 70 тысяч нерассмотренных дел. Для того чтобы их рассмотреть, нужно почти 5 лет! В комитет по вопросам правосудия с жалобой обратился один гражданин, который уже 16 лет ждет решения. Мы просто ликвидируем эту ситуацию. Теперь апелляционные и кассационные суды не будут иметь право возвращать дела в суды первой инстанции, а будут выносить конкретные решения. Верховный суд наделяется важными полномочиями выравнивать практику судов кассационной инстанции, разрешая жалобы на противоречивое применение норм материального права кассационными судами различных специализаций. А сокращение числа судей Верхового суда – это не репрессия. Знаете, сколько судей в Верховном суде США? Девять!
– Сейчас складывается такая ситуация, при которой новые законы будут распространяться на людей со старыми грехами. Если посмотреть на деятельность практически любого судьи, то повод для увольнения можно всегда найти. А это – механизм манипуляции системой. Может быть, к новому закону нужна и полная люстрация судейского корпуса?
– Нет, этого делать нельзя. У нас же не революция. И не дай Бог дожить до такого времени. Я хорошо помню 2005 год. Просто надо создать для судей условия, в которых они будут комфортно работать, и правила, которые они не смогут нарушить. Я часто встречаюсь с судьями, и большая часть из них позитивно воспринимают эту реформу. Не воспринимает ее руководство Верховного суда, областных апелляционных судов. Подчеркиваю, большинство судей – это честные специалисты своего дела. Но есть небольшая кучка царьков, которые ездят на джипах с двумя машинами сопровождения и с отрядом охраны. Их нам и нужно приструнить.
Сергей Высоцкий, Фокус