Очень исполнительная власть. Правительству Азарова исполнился год

За прошедший год правительство Украины растеряло политический вес и продолжило политику предшественников по ручному управлению экономикой

Николая Азарова

Невесомый Кабмин

"Главный политический итог года Азарова такой: процесс консолидации власти обнулил политический вес правительства. И теперь, как только возникнет необходимость найти крайнего, который мешал нам жить, Азаров потеряет свою должность, если у президента возникнет такое желание", – рассуждает политтехнолог Андрей Золотарев. Он также признает, что итогом первого года работы власти недоволен лично – ощутил на себе рост цен и тарифов. "Если быть объективным, то Азарову, конечно, удалось теми или иными способами решить некоторые проблемы, – добавляет Золотарев. – Например, повысилась наполняемость казны, существенно улучшился документооборот Кабмина, работа бюрократического аппарата. Но если взять социально-экономический аспект работы правительства, то здесь полный провал. По-моему, самым красноречивым свидетельством итогов года Азарова стало его недавнее заявление о том, что телевидение не дает людям хороших новостей. Здесь премьер абсолютно прав: новости с экономических фронтов косят рейтинг власти и правительства, как из пулемета".

И правда, основной политический итог этого года – приведение Кабмина в соответствие с термином "исполнительная власть". Еще весной, даже до отмены политреформы, Виктор Янукович заявил о том, что новоназначенное правительство исполняет его волю. После изменения Конституции Кабмин потерял остатки независимости, ведь президент уже законодательно получил над ним полный контроль. И казалось, на принятии решений это должно сказаться положительным образом. "Поддержка парламентом инициатив правительства, быстрое принятие бюджета, других необходимых законов – все это можно считать позитивным изменением. Власть, безусловно, укрепилась. Но как правительство этим пользовалось и стало ли от этого лучше обществу – это отдельный вопрос", – говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Микроэкономика

"Украинская экономика имеет критическую зависимость от внешних факторов – любое правительство как щепку носит в мировом экономическом океане – ценах на металл, нефтепродукты и так далее, – объясняет Александр Жолудь. – Поэтому любое правительство может только пытаться либо смягчить, либо усилить этот эффект. Соответственно, и рост экономики, который мы наблюдали за последнее десятилетие, и отсутствие роста в кризис – это не заслуга власти, а влияние внешних факторов". Более того, характерным признаком нынешнего Кабинета стало как раз ручное управление экономикой. То есть черта, за которую в свое время регионалы нещадно критиковали Юлию Тимошенко, стала визитной карточкой нынешней исполнительной власти. "Ручное управление экономикой и бюджетом имело место при любом правительстве. Причем не важно, был ли кризисный год, или нет. У нас просто считают, что если получил власть, то так и надо управлять. Поэтому бюджет, например, верстался опять вручную. И если бы сейчас поменялась власть, то ситуация бы сохранилась", – уверен Жолудь.

Кроме того, родовым признаком нынешнего Кабмина, как и нынешней власти в целом, стала весьма избирательная защита интересов народа. "Много разговоров было о гречке, которая в структуре потребления населения составляет до 2%. Тогда как газ, например, – это 5% потребления, и рост тарифов будет продолжаться. Я уверен, это связано с тем, что в сельском хозяйстве, в отличие, скажем, от газовой отрасли, нет системных интересов нынешней правящей элиты. И поэтому они могут позволить себе давить на рынок", – утверждает Александр Жолудь.

В качестве примера эксперт приводит ситуацию вокруг компании "Арселор-Миттал Кривой Рог": "Якобы возвращающийся автоматически НДС там не получают, при этом к ним приходит по две проверки в день. Просто "Арселор-Миттал" об этом заявляет, а другие боятся. Это вообще сейчас главный вид коррупции – не просто разворовывание бюджета, а концентрация отраслей, монополизация экспорта и импорта". К этому остается добавить многочисленные свидетельства бизнесменов о том, какими методами действовали налоговики в вопросе сбора платежей (например, требовали увеличить сумму прибыли), и рассказы о том, во сколько раз повысились взятки на таможне.

Реформы и содержание

Нынешнее правительство реформаторов без реформ (очевидно, что нельзя принимать за реформы предлагаемые методы урезания бюджетных расходов) пока демонстрирует только одно: принципиально оно ничем не отличается от любого другого украинского правительства. Год работы Кабмина Азарова показал, что на вызовы кризиса исполнительная власть сумела ответить не лучше и не хуже остальных – брала кредиты, закручивала гайки и без того "закошмаренному" бизнесу и пыталась регулировать цены вплоть до полного исчезновения продуктов с прилавков. Нынешний Кабмин, как и все предшествующие правительства, отказывается понимать, что регулирование экономики, направленное на точечное перераспределение финансовых потоков, еще кое-как может работать в условиях полного бюджета. Однако отсутствие системы и зацикленность элиты на личной выгоде в итоге приведет только к одному: количество финансовых дыр в определенный момент превысит возможности их ручного латания. Недовольство населения возрастет еще больше. И тогда в Украине появится другое правительство.

Несостоявшиеся премьеры

За год работы Кабмина Николая Азарова народная молва и слухи в кулуарах Банковой каждый месяц отправляли премьер-министра в отставку. За этот период на его кресло успела собраться внушительная очередь претендентов

Андрей Клюев
Непримиримым противником превращения первого вице-премьера в премьера выступал глава администрации президента Сергей Левочкин. Кроме того, молодой и энергичный глава правительства плохо бы сказывался на имидже президента.

Юрий Бойко
Назначение министра энергетики и угольной промышленности на должность премьера стало бы несомненной победой группы "РосУкрЭнерго" над внутрипартийными конкурентами. Вступление Бойко в должность могло привести к открытой войне кланов Партии регионов, натолкнувшись на неприятие групп Ахметова и Клюева.

Борис Колесников
Этот сценарий также означал бы перекос в конкурентной среде регионалов, только в сторону Рината Ахметова.

Валерий Хорошковский
Пост премьер-министра соответствует личным амбициям Хорошковского. Однако нелюбовь со стороны многих представителей власти и весьма натянутые отношения с союзниками делали назначение Хорошковского на премьерскую должность фантастическим сценарием.

Сергей Тигипко
Весной после выборов версия обговаривалась достаточно активно. Пока не стало понятно, что Тигипко с радостью пойдет работать в Кабмин на вторых ролях.

Виктор Ющенко
Версия тиражировалась в СМИ. В качестве аргументов за фигурировала благодарность Януковича за помощь в проведении выборов президента. С другой стороны, на фоне уголовно-прокурорского преследования оппозиции спокойная жизнь Ющенко уже может расцениваться в качестве благодарности.

Николай Присяжнюк,
министр агрополитики – самая свежая кандидатура на пост Азарова. Однако то, что Присяжнюк – креатура депутата и бизнесмена Юрия Иванющенко, стремительное укрепление позиций которого нравится не всем в Партии регионов, не добавляет ему шансов возглавить Кабмин. А избиратели повышение по службе министра-агрария в разгар гречневого кризиса и вовсе могут не понять.

Какая разница?

Николай Азаров и его Кабинет министров в течение года успели сделать практически все, за что яростно критиковали правительство Тимошенко

Приватизация и реприватизация
В конце января суд по требованию Генпрокуратуры признал незаконной приватизацию двух сотен объектов, которые были выставлены государством на продажу в 2009 году. Тимошенко не раз обвиняли в том, что она готова распродать что угодно, лишь бы пополнить бюджет, а заодно услужить близким к ней бизнесменам. Весьма вероятно, что будущая власть сможет предъявить аналогичные претензии Азарову за скорую приватизацию "Укртелекома". Вопросы у экспертов вызывает и цена, и наличие только одного покупателя. Отменив решения прошлого правительства, Азаров ввязывается в кампанию по реприватизации, а ведь в том, что отмена решений о продаже госсобственности вредит бизнес-климату, Тимошенко не обвинял только ленивый.

Ручное управление экономикой
В основном это экстренное выделение денег в те сферы и тем субъектам, которые сумели пожаловаться достаточно громко, чтобы их услышали в Кабмине. Пока "пропускная способность Кабмина" позволяет в таком режиме не допускать серьезных провалов, этот принцип себя оправдывает. На самом деле выделение средств, полученных от Киотского протокола, на выплату пенсий, за которое сейчас Тимошенко отвечает перед законом, не более чем пример ручного перераспределения средств. Правительство Азарова действовало в 2010-м году по тому же принципу, например, направляло средства из Стабилизационного фонда то на ремонт Харьковской филармонии в рамках подготовки к Евро–2012, то на строительство окружной дороги вокруг Симферополя, которое стояло замороженным с 1993 года.

Госрегулирование цен
Если истинное улучшение жизни невозможно, то его следует хотя бы имитировать. Таков принцип всех украинских правительств. При Тимошенко в 2009 году официальная инфляция составила 12,3%, при Азарове в 2010 – 9,1%. И чтобы не допустить еще более плачевных показателей, власть искусственно борется с ростом цен на наиболее важные группы товаров. Тимошенко сдерживала как могла цены на лекарства, подсолнечное масло, бензин. Азарову же приходится в срочном порядке спасать цены на гречку, муку, другие продукты питания.

Иностранные кредиты
Кабальные кредиты убивают независимость Украины. Примерно так формулируют свои претензии друг к другу премьеры. При Тимошенко Украина получила два транша кредита МВФ – всего свыше $7 млрд. Нынешний Кабмин с нетерпением ждет третьего – в мае МВФ должен выделить нам еще около $3 млрд., а пока активно занимается подгонкой законодательства и экономических показателей под требования кредиторов. О ссудах на еще почти $3 млрд. договорился президент Янукович во время своих зарубежных визитов в течение 2010 года.

Сергей Высоцкий, Фокус