Защитник Тимошенко: Мы ожидаем от прокуратуры чего угодно
Сергей Власенко, защитник Юлии Тимошенко, рассказал Фокусу о том, что вчера и сегодня происходило в ГПУ, как будет построена защита в деле экс-премьера, а также ближайших запланированных поездках своей подопечной и их шансах на успех
С чем на самом деле связаны вчерашние события в Генеральной прокуратуре?
Во-первых, я абсолютно уверен, что никто не собирался Тимошенко никуда выпускать. Когда мы прибыли в прокуратуру в 10.20 нам было предъявлено постановление о задержании, и началась процедура задержания и перевода Тимошенко в Печерский районный суд с целью рассмотрения представления следователя об изменении меры пресечения с подписки о невыезде на содержание под стражей. Процедура эта была уже начата. И если бы, насколько я понимаю, не огромное давление как внешнее, так и внутри страны, то ничего бы не остановилось. Все готовилось к тому, чтобы вчера Печерский районный суд вынес постановление о взятии Тимошенко под стражу.
То есть нарушались все нормы Конституции и законов?
Да, абсолютно все. И это только внешние атрибуты. Следственные действия проводились с грубейшим нарушением норм закона. За три часа Тимошенко было предъявлено постановление о привлечении ее в качестве обвиняемой на 10 страницах. При этом ей не дали возможности с ним нормально ознакомиться, и сразу начали допрос. Во время допроса, присутствовавший на этом следственном действии начальник управления господин Пушкарь, в какой-то момент вообще начал кричать следователю: "Что ты ее слушаешь? Переходи к вопросам. Хватит говорить. Пускай она молчит". Вот в таком режиме это все происходило.
Вы ожидаете очередной попытки ареста?
Мы ожидаем от прокуратуры чего угодно. Это первое. Второе, я уже не раз говорил, что никаких юридических, законных оснований для предъявления сегодня каких-либо претензий к Тимошенко не существует. Тимошенко по собственной инициативе, каждый раз без какого-либо дополнительного принуждения, приходит в Генеральную прокуратуру, включая и выходные дни. Ее вызывали 3 мая, и она приехала, несмотря на то, что это незаконно и некорректно.
Еще один момент. Они говорят о том, что Тимошенко, якобы мешает следствию. Смотрите логику. 15 апреля Юлия Владимировна подала прошение о том, что она хочет видеть меня своим защитником. До 10 мая они говорили, что это незаконно, следователь даже постановление вынес. Прокурор 10 мая сказал, что следователь был неправ и допустил меня к делу. А сейчас они обвиняют Тимошенко, что она в этот период приходила без защитника и этим срывала следственные действия. Это абсурд! То есть они меня незаконно не допускали, а теперь говорят, что Тимошенко, борясь за свое право на защиту, мешала следствию.
И, исходя из этой же логики, следователь считает, что нужно семь дней, чтобы ознакомиться с 14 томами уголовного дела. Мы сегодня были у следователя и задали ему вопрос, как он считает, сколько времени нужно, чтобы ознакомиться с 14 томами уголовного дела. Именно ознакомиться, а не перелистать. Материалы уголовного дела нужно прочитать, сопоставить, что-то вспомнить, что-то выписать, где-то отметить, какие-то выводы проанализировать, прочитать специальную литературу, например, технического характера, потому что там есть несколько экспертиз, подготовить ходатайство. Так вот следователь, оказывается, уверен, что если заниматься этим по три часа в день, то нужна неделя… Это позиция следователя и он долго убеждал нас в объективности своего мнения. Поэтому я не исключаю ситуации, что через неделю прокуратура начнет опять истерию на предмет того, что Тимошенко еще не ознакомилась с материалами уголовного дела.
Они такие все сверхбыстрые, сверходаренные, сверхчестные и сверхзаконные считают, что за 7 дней Тимошенко должна успеть ознакомиться с 14 томами своего уголовного дела.
А будет она с ним знакомиться? Вчера возле ГПУ Тимошенко заявила, что это дело добровольное.
Конечно, будет.
Как Вы будете строить защиту в деле против Юлии Тимошенко?
Исходя из того, что нам уже известно о материалах дела, в них нет документа, который абсолютно четко подтверждает, что состав преступления в действиях Тимошенко есть. Но для того, чтобы более четко ответить на этот вопрос, нужно полностью ознакомиться с материалами. Но опять таки, я могу сказать, что те экспертизы, которые есть (мы с ними вчера уже ознакомились), получены с нарушениями Уголовно-процессуального кодекса. Поэтому только по этой причине они могут быть поставлены под сомнение.
То есть из действий прокуратуры можно сделать вывод, что Тимошенко хотят посадить любой ценой?
Может быть, тогда Тимошенко стоит покинуть страну? Если все так безнадежно.
Юлия Владимировна Тимошенко — публичный политик всеукраинского масштаба. Она смелая, стойкая женщина и боец. Я наблюдал за ней вчера в течение 7 часов во время постоянной психологической атаки и прессинга. У нас были отключены телефоны, у нас не было доступа в Интернет и мы не знали, что оказывается Генпрокурор и его первый зам заявили, что Тимошенко не собираются арестовывать. Мы получили постановление об освобождении в 18:00. Все это время мы думали, что Тимошенко отвезут в суд для изменения меры пресечения и понимали, какое решение вынесет суд.
Поверьте, она не будет убегать из страны, и она об этом заявляла неоднократно, четко и очень последовательно. И именно потому, что она не собирается никуда убегать, мы, не нарушая ни одной позиции, ни одной нормы Уголовно-процессуального кодекса, приезжаем в Генеральную прокуратуру, информируем обо всем, что происходит с Тимошенко, и она попадает либо под подписку о невыезде, либо под какие-то процессуальные действия.
Например, ее состояние здоровья — это сейчас предмет постоянных политических спекуляций. Как только Юлия Владимировна заболела, мы сразу проинформировали следователей об этом письменно, я привез ему справку. Тимошенко болела в течение 5 дней – с понедельника по пятницу – и нас в это время никто и никуда не вызывал. То есть у нас нет повестки ни на понедельник, ни на вторник, ни на среду, ни на четверг, ни на пятницу. Хотя я был дважды у следователя.
При этом появляются какие-то заявления госпожи народного депутата, не буду называть ее фамилию, что нас, якобы в пятницу приглашали в Генеральную прокуратуру. Это является прямой ложью. Но при этом информация тиражируется, ситуация нагнетается, чтобы показать, что Тимошенко каким-то образом пытается избежать следствия.
Что сегодня происходило в Генеральной прокуратуре?
Сегодня мы посчитали нужным прийти к следователю для того, чтобы согласовать все вопросы, связанные с процедурой ознакомления с материалами уголовного дела. Мы, как корректные участники процесса, корректно пользуемся своими правами и не хотим ставить Генеральную прокуратуру в неудобное положение. Я могу и в три часа ночи прийти, начать стучать в дверь и требовать, чтобы мне дали возможность ознакомиться с материалами уголовного дела. Но это же бред и абсурд. Мы пытались согласовать какой-то понятный график, который бы устраивал всех.
Второе, мы подали ходатайство о том, что я прошу разрешить при ознакомлении с делом пользоваться техническими средствами, чтобы не переписывать все 14 томов и иметь возможность нормально и качественно с ними работать. Следователь это ходатайство удовлетворил.
Также сегодня Юлия Владимировна получила отказ в посещении Харьковской области, причем отказ ничем не мотивированный. Его объяснили тем, что Тимошенко должна ознакомиться с материалами уголовного дела. Но если мы откопируем материалы уголовного дела, то их никто не мешает ей взять с собой.
Я вообще уверен, что одна из политических задач этого политического уголовного дела заключается в том, чтобы ограничить Тимошенко в возможности общаться с людьми внутри страны и за рубежом и говорить то, что она думает о ситуации в Украине. И доносить альтернативную от слащавой официальной точку зрения.
Евгения Вецько, focus.ua