Тайная миссия президента Буша в Киеве
Собиравшийся к нам несколько лет Джордж Буш приехал в Украину под занавес президентской карьеры – по остаточному принципу, как выразились некоторые политики. Впрочем, визиты иностранных президентов вообще редко заканчиваются сенсационным прорывом – у них совсем другие задачи
В преддверии исторического визита МВД на полном серьезе предупреждало граждан, что особо подозрительные могут стать жертвой снайперов из охраны 43-го американского президента. Подобные меры предосторожности киевляне помнят по приезду Папы Римского семь лет назад, когда по всему маршруту его передвижения заваривали канализационные люки.
А президентов самой влиятельной мировой державы Украина не видела и того дольше – с 2000 года, когда измученный скандалами с Моникой Левински Билл Клинтон во второй раз посетил нашу страну с предпенсионным визитом. Тогда он выступил перед украинцами на Михайловской площади, ослепив всех лучезарной улыбкой и процитировав в завершение своего спича Тараса Шевченко с его "Борітеся – поборете!". Общение Клинтона с Леонидом Кучмой получилось не таким приятным, поскольку Клинтон не преминул поинтересоваться у украинского коллеги судьбой миллиардов Международного валютного фонда, выделенных на подъем совсем уж чахлой на тот момент украинской экономики, а также обещанным закрытием Чернобыльской АЭС.
Впрочем, украинская сторона выложила тогда свои козыри – напомнила, что финансирование закрытия станции со стороны зарубежных партнеров застопорилось. Да и обещанное Клинтоном еще в 1995-м лоббирование вступления Украины в ВТО на тот момент казалось очень далекой перспективой. При общем благожелательном фоне второго визита Клинтона многих задело то, что после Киева он заехал в Москву и провел в Белокаменной значительно больше времени.
Еще раньше, в 1990-м, Украину посещал Буш-старший, прославившийся тогда тем, что призвал Киев ни в коем случае не поддаваться националистическим настроениям и не отдаляться от Москвы.
– Это неудачное выступление в США окрестили chicken Kyiv speech (трусливые киевские речи), – вспоминает доктор политических наук НАУКМА Алексей Гарань. – Но тогда речь Буша-старшего отражала политику, которую вели США. И Горбачев, и Ельцин были понятными переговорщиками, и вопреки мнению, что США только и ждали распада СССР, там предпочитали иметь дело с проверенными лидерами, а не с непредсказуемыми новыми.
Эксперты сходятся во мнении, что до 2004 года Буш-младший игнорировал Киев, поскольку Кучма был неудобным партнером с точки зрения имиджа (знаменитый "Гонгадзегейт" грянул через несколько месяцев после второго визита Клинтона).
После оранжевой революции Штаты ждали стабилизации политической ситуации, тем более что украинские лидеры сами регулярно посещали Вашингтон.
Гарань уверен, что если бы не развал оранжевой коалиции, Буш приехал бы к нам еще в 2005-м, а политолог Виталий Кулик считает, что визит Буша в нашу страну по остаточному принципу (в конце президентского срока) объясняется тем, что Украина не является для США стратегическим партнером.
Утешительный приз?
Заманить американского президента в гости официальный Киев пытался еще во время первого официального визита новоиспеченного украинского президента в Штаты. В конце 2005-го глава МИДа Борис Тарасюк пообещал, что уже следующий год обязательно станет годом визита Буша.
Затем его ждали перед летним саммитом "большой восьмерки" в Петербурге (2006), но как раз тогда рухнула первая оранжевая коалиция. В 2007-м снова не сложилось, поскольку Украина с головой ушла в досрочные выборы.
– Я бы не преувеличивал сам факт состоявшегося визита, – говорит Фокусу немецкий политолог-международник Александр Рар. – Он лишь один из многих в турне Буша, но, бесспорно, подтверждает большие интересы США на постсоветском пространстве. Буш хочет подчеркнуть, что реформы в Украине имели отношение к его президентству. Этот визит символичен и в плане неприсоединения Украины к Плану действий по членству в НАТО. Буш сигнализирует: если что – не обижайтесь, вы же видели, что мы этого искренне хотели.
– Сейчас он ездит туда, где удалось реализовать свои проекты. В частности, в Украине это была цветная революция. Он хочет закончить свой срок "другом демократии", и в формировании этого образа важен визит в Киев, – говорит политолог Виталий Кулик. – Буш должен не только приободрить наше руководство, но и преподнести успех преобразований в Украине в ракурсе стартующей президентской кампании в США.
Даже если долгожданный визит Буша не станет ключевым для украинской внешней политики, он может стать таковым для ее внутренней политики. Все активнее ходят разговоры, что раздражение Ющенко действиями Тимошенко достигло критической точки, и единственное, что пока сдерживало Банковую от начала открытой фазы конфликта, – пресловутый ПДЧ. Как только на саммите в Бухаресте будет вынесено какое-либо решение по этому вопросу, у Ющенко отпадет всякое желание демонстрировать единство внутри оранжевой команды. Грубо говоря, Буш, сам того не желая, даст старт давно ожидаемой войне между Ющенко и Тимошенко за президентский пост.
За кадром
В течение года Украина принимает в среднем от двух до пяти иностранных президентов.
Улыбки перед фотокамерами, энергичные рукопожатия и уверения в дружбе – чем-чем, а этим международные визиты никак не отличаются. Чтобы ни происходило за закрытыми дверями, в большинстве случаев обе стороны рапортуют, что все прошло как нельзя лучше.
Действительно ли встреча президентов прошла на ура или они в очередной раз сделали над собой усилие? Бывший советник Кучмы Дмитрий Выдрин предлагает обращать внимание на нюансы – мимику и жесты президентов: где-то они да проговорятся.
– По тем совместным фото Ющенко и Буша, что я видел, можно сказать, что ничего неприятного они друг другу не сказали, – приводит пример политолог.
Раньше понять истинный уровень переговоров и отношений между странами помогали нюансы госпротокола, согласно которому существует 6 разновидностей визита и каждому соответствует свой уровень документов по их результатам.
Буш побывал в Киеве с наивысшим – государственным – визитом. Впрочем, эксперты давно уже отвыкли делить визиты по рангам. Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов рассказал Фокусу, что к государственным визитам стараются подгадать принятие "эпохальных" решений, но в последнее время международные отношения настолько коммерциализировались, что традиции не всегда срабатывают.
– При подготовке визитов Кучмы я видел, как во время некоторых рядовых рабочих визитов решаются серьезные вопросы, а на государственных – ничего, – вспоминает Выдрин.
Да и не ради договоров и переговоров порой проводятся визиты лидеров. Как хрестоматийный пример эксперты часто приводят визит Папы Римского в Украину в 2001 году. Он был выгоден прежде всего лично Леониду Кучме, для которого появление в Украине столь высокого гостя было своеобразной индульгенцией в глазах мирового сообщества после кассетного и прочих скандалов.
На готовое
При всем обширном обмене визитами действительно результативные для страны поездки эксперты считают по пальцам.
– Из удачных примеров визитов в Украину я бы вспомнил приезд Клинтона в 2000-м и посредническую миссию Хавьера Соланы во время оранжевой революции, – считает Алексей Гарань.
Бывший глава МИДа, а ныне теневой министр иностранных дел Константин Грищенко, помимо второго визита Клинтона, называет в числе ключевых встречу Кучмы с Борисом Ельциным и подписание так называемого Большого договора:
– Или в 2004-м, например, на уровне высших лиц государства была решена проблема упрощенной регистрации наших граждан в Москве.
Объяснение всему перечисленному кроется всегда в одном и том же: со стороны выглядит, что президенты встречаются, чтобы подружиться или, как говорится, наладить отношения. На самом же деле все как раз наоборот: визит становится возможным, если отношения уже налажены или, по крайней мере, ясны. И президентам зачастую остается, по выражению Грищенко, лишь поставить подпись под документами, кропотливо подготовленными МИДом.
Сергей Толстов солидарен с г-ном Грищенко: президенты встречаются, чтобы продемонстрировать миру уже существующий уровень отношений.
– Если визит состоялся, значит, один этап взаимодействия пройден и страны готовы к следующему, – говорит директор международных программ Центра Разумкова Валерий Чалый.
Правда, эффект личного общения, по его мнению, также нельзя недооценивать.
– Личный фактор все-таки силен в политике, – кивает Сергей Толстов. – Например, президент Кеннеди вряд ли в свое время так остро реагировал бы на Карибский кризис, если бы до этого не встретился с Хрущевым, который вызвал у него симпатию. Не было бы этого ощущения удара в спину. Опять же есть отношения России и Германии, а есть Путина и Шредера, который эмоционально и психологически привычнее Путину, чем Меркель.
– Президенты – тоже люди и ездят друг к другу не только за какими-нибудь договорами, но и за энергетической подпиткой, – подхватывает Дмитрий Выдрин. – Буш, например, подпитался, поскольку в других странах его не встречают столь дружелюбно. Там живые цепи протестующих, а тут – приветствующие студенты с флажками.
Исходя из этой логики, как страна, благоприятная для "политического туризма" первых лиц, Украина, безусловно, состоялась. Теперь надо научиться получать от этого пользу.
Президентский прием
В Украине предусмотрено шесть разновидностей визитов иностранных гостей от самого помпезного – государственного, до самого тихого – частного. В каждом случае правила встречи и приема приезжих разные
Государственный визит: в аэропорту гостя встречают премьер, глава Секретариата и глава МИД. Поднимаются флаги, расстилается красная дорожка, выставляется почетный караул, девушки в национальных костюмах подносят хлеб-соль, позже звучат фанфары и артиллеристский салют из 21 залпа. В программе – посещение театра, так называемый государственный обед с произнесением тостов, памятный подарок, обязательно подписывается заключительный документ | Официальный визит: то же самое, но без почётного караула и салюта. Встречают – глава Секретариата и МИДа без премьера, машину гостя по городу сопровождает эскорт мотоциклистов |
Визиты проездом: с поднятием флагов, но без красных дорожек и хлеба-соли. По городу автомобиль гостя сопровождают милицейские машины, официальные протокольные мероприятия не проводятся | Рабочий визит: ещё проще официального – без хлеба-соли и первых лиц в аэропорту: встречают гостей в этом случае замы – главы Секретариата и министра иностранных дел, в программе визита – «рабочие» обеды и завтраки с произнесением тостов, обмен памятными подарками |
Неофициальные визиты: считается, что гость приехал по личному или общественному делу. Никаких церемоний по этому случаю не проводится, машина гостя проезжает по городу без флажков на капоте, над резиденцией иностранца флаг тоже не вывешивается | Визит в качестве личного гостя Президента: встречающего и провожающего для своего визитёра назначает лично Президент, он же, вместе с главой своего Секретариата, утверждает программу его визита – каждый раз разную |