Ющенко пересматривает историю и сам становится жертвой исторической ревизии
Президент пытается вписать новые страницы в учебники истории, пересматривая целые разделы биографии страны
"Ющенко пошел на Москву Конотопом", "Выиграет ли Ющенко битву под Конотопом"? – одна из последних инициатив украинского Президента вот уже которую неделю не дает покоя российским СМИ, а уж что на форумах творится – и не передать.
Единственное официальное сражение, в котором украинцы (казацкое войско, совместно с поляками и крымскими татарами под предводительством гетмана Выговского) одолели россиян (войска Пожарского), произошло 349 лет назад (юбилей в следующем году), но странным образом отразилось на современных украинско-российских отношениях – срок давности в таких вещах почему-то не действует.
Масштабное празднование, включающее проведение фестиваля, научных конференций, съемки фильма о битве, выпуск посвященных ей марок и монет, а также переименование в честь Выговского улиц и площадей – все это не только не сглаживает, но еще больше подчеркивает главное расхождение между Киевом и Москвой: в России Выговского называют не иначе как предателем, а украинский министр культуры Василий Вовкун недавно заявил: "Это Конотопская победа. Это – бренд, он должен получить всеукраинское и мировое значение"
Политолог и историк Кость Бондаренко иронизирует над тем, что в указе о торжествах Президент называет шведского короля Карла XII и гетмана Ивана Мазепу евроинтеграторами: "Евроинтеграция – это все, что направлено против России?" Вместе с тем эксперт считает, что Ющенко поступил мудро и своевременно, вспомнив о 350-й годовщине битвы. "У нас всегда акцентировали внимание на наших трагедиях, но открывали очень мало героических страниц", – рассуждает он. По сути, Киев вместо того, чтобы направлять Москве ноты протеста, возмущаясь предстоящим празднованием 300-летия разгрома украинцев в Полтавской битве, исторически ответил на исторический же выпад России.
Опрокинутая политика
Известный афоризм именует историю "политикой, опрокинутой в прошлое". Исходя из этого, каждый раз, когда речь заходит о ревизии истории, следует искать в этом отражение вполне современных политических неурядиц – в данном случае не слишком радужных отношений Украины и России.
И вопрос, кто первый начал самоутверждаться за счет древних побед – Россия с Полтавской битвой или Украина с Конотопской, равносилен другому: это ревизия истории портит отношения двух стран, или она лишь сигнализирует, что они уже испорчены?
– У нас есть претензии к тому, как соседние страны преподносят нашу историю, – жалуется Фокусу первый проректор Запорожского национального университета, доктор исторических наук и автор десяти учебников по истории Украины Федор Турченко.
У россиян теперь они тоже есть – после того как по инициативе Президента Ющенко в Украине стали отмечать годовщину Голодомора. А вернее "Голодомора как геноцида украинского народа". Официальная версия украинской стороны состоит в том, что Голодомор был оружием Кремля, направленным на украинцев. В этом тезисе обиженные россияне видят желание Киева свалить всю вину на северного соседа (правопреемника СССР) и сделать из него врага. По мнению экс-нардепа-социалиста и историка по образованию Евгения Филиндаша, прозападный Президент старается представить ситуацию в таком свете: Украина не имеет ничего общего с Россией, которая веками угнетала украинцев, тогда как благородный Запад всегда старался вытянуть нас на вершины цивилизации, что и может наконец произойти при Ющенко.
Так или иначе, жертв Голодомора Украина помянула в ноябре, а Россия продолжает это переживать: буквально на днях депутаты Госдумы в специальном заявлении предложили Украине не спекулировать на теме голода в СССР и чтить память всех жертв вне зависимости от национальности.
– Да нет, не поверю, что Президент задумал все это, чтобы разозлить Россию, – говорит киевский культуролог Стась Иванив. – Это скорее побочное явление – просто израильская идея Холокоста как основы нации слишком величественна, чтобы не попытаться обозначить в нашей истории что-либо подобное. Для этого важно позиционировать Голодомор именно как национальную, а не всеобщую, как предлагают россияне, беду.
Надо сказать, пример Израиля приводил в свое время и сам Президент, отмечая, что следует собрать свидетельства о Голодоморе, "как это сделала еврейская нация".
В то же время был момент, когда исторические воззрения Ющенко натолкнулись уже на возражение израильтян. В прошлом году Президент издал указ о присвоении звания "Герой Украины" главнокомандующему Повстанческой армии Роману Шухевичу. Несмотря на обнародованные СБУ документы, подтверждающие, что бойцов ОУН-УПА подставили чекисты, представители израильского мемориального комплекса "Яд Вашем" уверяли, что существует досье с доказательствами причастности Шухевича к карательным экспедициями против гражданского населения Львова. Позже СБУ наличие этих документов опровергло.
Придумать Украину
Для изучения президентских исторических инициатив впору издавать отдельный учебник – их накопилось на целую книгу. Впрочем, на подготовку учебных пособий, по словам г-на Турченко, требуются годы. А пока баталии вокруг исторических инициатив Виктора Ющенко ведутся в политической плоскости.
Действительно, сегодня в стране огромное множество нерешенных гуманитарных вопросов. Вот только удивительно, что заниматься ими должен обязательно Президент.
Одни, как Стась Иванив, полагают, что Виктор Ющенко – иногда удачно, иногда не очень – занимается поиском национальной идеи. "А этим никто до него не занимался, заметьте!" – подчеркивает культуролог и цитирует российского публициста Дмитрия Быкова, утверждающего, что "Украину надо выдумать с нуля, как это когда-то сделал Гоголь".
– Вот наш Президент как раз это сейчас и делает, – заключает Иванив.
Другие придерживаются иного мнения. "В остальных сферах, кроме гуманитарной, у Президента практически ничего не получается, – убежден Филиндаш. – Поэтому ему надо сосредоточиться на деятельности, результаты которой потом можно будет предъявить в качестве своих достижений".
Депутат Верховной Рады от Партии регионов, доктор исторических наук Дмитрий Табачник в интервью Фокусу предположил даже, что Виктор Ющенко находится под чьим-то влиянием. "О сносе советских памятников я слышал от представителей украинской диаспоры третьей волны в США 15 лет назад", – говорит г-н Табачник.
Между тем Кость Бондаренко указывает, что игры с историей – не прихоть, а скорее необходимость для всех политиков.
– Прошлое – это всегда ключи от будущего. И Виктор Ющенко прекрасно понимал, что ему тоже придется играть с историческими фактами.
История наряду с экономикой становится средством позиционирования на мировой арене. И негодование соседних стран – только лишний балл новому имиджу.
Однако, сражаясь в уже ставших историей битвах и награждая давно погибших героев, Ющенко сам стал жертвой чужой исторической ревизии. Некий израильский автор Юрий Вильнер на оброненных фразах и архивных пометках соорудил новый "исторический факт": на этой неделе в Москве появилась его книга, в которой говорится о том, что отец украинского Президента во время войны сотрудничал с фашистами.
"Виктор Ющенко с самого начала своей публичной политической карьеры декларировал особый взгляд на историю Второй мировой войны, не скрывал своих симпатий к националистическим формированиям ОУН-УПА и не делал особой разницы между советскими солдатами и гитлеровцами", – пишет автор в предисловии, явно намекая, что его книга – не что иное, как ответ на исторические инициативы самого Президента.
Официальной реакции Виктора Ющенко на эту книгу пока нет. Но он, как и любой опытный ревизионист истории, наверняка был готов к чему-то подобному.