Черным по белому. Нынешняя предвыборная кампания стала самой скандальной в истории страны

Детали личной жизни Юлии Тимошенко, темное прошлое Виталия Кличко, грязное белье Наталии Королевской — нынешняя предвыборная кампания еще до старта стала одной из самых нечистоплотных в истории страны

Related video

До парламентских выборов целых четыре месяца, а компромата на их участников выплеснуто уже столько, что кажется, будто кампания приближается к кульминации.

С начала года в эфиры Первого национального и ряда региональных каналов вышла целая серия фильмов о воровке национального масштаба и коррупционере Юлии Тимошенко: "Просто Юля, а счастье было так близко", "Украденный попкорн" и "Принцесса на горошине" о якобы безоблачной жизни экс-премьера в колонии. Еще до старта парламентской гонки, в апреле, в интернете появилось фото лидера партии "УДАР" Виталия Кличко вместе с криминальными авторитетами 90-х Виктором Рыбалко и Андреем Боровиком. А главе партии "Україна — Вперед!" Наталии Королевской враги посвятили целый спецвыпуск газеты, где читателям подробно объяснили, почему за леди Н не стоит голосовать.

Принцесса на нарах
Авторы и заказчики пиар-атак не всегда считают нужным скрываться. Регионал Олег Калашников, в 2007 году прославившийся избиением журналистов, прямо заявил Фокусу, что фильмы о Тимошенко — дело его рук. Лидер "Общевоинского союза Украины" во время суда по "газовому" делу экс-премьера регулярно устраивал возле Печерского суда митинги в поддержку власти. Но и после того как Тимошенко отправилась за решетку, Калашников продолжает с ней бороться. "Принцессу на горошине" и "Просто Юлю…" изготовила "команда профессионалов нашей организации", — говорит он. Затем Калашников заключил договор с государственной компанией УТР, поставляющей телепродукт региональным каналам, и фильмы попали в эфир.

С лентой "Украденный попкорн", снятой под президентскую кампанию 2009–2010 гг. американскими журналистами, история другая. Ее Калашников просто достал из закромов и договорился о показе на ТВ. Фильм, рассказывающий о темном прошлом Тимошенко и ее связях с осужденным в США за финансовые злоупотребления бывшим премьером Павлом Лазаренко, отлично вписался в калашниковскую кампанию.

В какую сумму ему обошлись производство двух фильмов и покупка третьего, регио-нал не говорит, мол, коммерческая тайна. Но политтехнолог Вадим Карасев утверждает, что бюджет одного фильма составил не менее $500 000.

Открытые признания в авторстве черного пиара — редкость, рассказывает источник Фокуса, подвизавшийся на этой ниве во время прошлой парламентской кампании в восточных регионах страны. По его словам, стандартная схема сотрудничества спецконтор с политиками иная. "Решалы" из теневых предвыборных штабов делают заказ на конкурентов, обсуждают бюджет (он зачастую вдвое больше выделяемого на аналогичный по сложности "белый" пиар) и договариваются о полной конфиденциальности. Пародия на предвыборную рекламу конкурентов, размещаемая через известных блогеров, обходится в $7000–$12 000, написание и размещение одного материала в центральных СМИ — в $15 000–$20 000. Столь высокие цены вполне объяснимы. Для видеороликов нужно найти ранее "незасвеченный" закадровый голос, журналиста, который возьмется за черную работу, и свежий видеоряд, в котором конкуренты выглядят максимально непривлекательно. В идеале — достать компромат, но этим, рассказывает источник, как правило, занимаются уже другие люди и за другие суммы — с пятью нулями.

Как бороться с Калашниковым, открыто поливающим помоями лидера "Батьківщини", в партии еще не решили: то ли подавать в суд, то ли молчать, чтобы лишний раз не привлекать внимания. Тем более что сейчас бютовцев волнует другая проблема. Глава фракции "БЮТ-Батьківщина" Андрей Кожемякин прогнозирует, что в ближайшее время политические оппоненты попытаются дискредитировать его самого, а также лидера партии "Фронт змін" Арсения Яценюка и первого замглавы "Батьківщини" Александра Турчинова. "Во власти уже сформированы группы людей, которые этим занимаются", — утверждает умудренный опытом отставной генерал-майор СБУ.

Какого рода может быть компромат, догадывается глава консалтинговой компании Berta Communications Тарас Березовец. Он уверен, что скоро в интернете появится видеозапись, на которой человек, похожий на Яценюка, о чем-то договаривается с представителями власти. Такое обвинение, пусть и не подтвержденное, губительно для любого оппозиционера, утверждает глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Хуже разве что обвинения в убийстве и связи с уголовным миром.

Наглядный пример — недавно всплывшее фото Кличко-старшего с криминальным авторитетом 90-х Рыбкой. Кто именно разместил в интернете снимок, подлинность которого сам боксер не отрицает, установить практически нереально. Не желая бросаться прямыми обвинениями, глава избирательного штаба "УДАРа" Виталий Ковальчук объясняет: от политических конкурентов, а для Кличко это регионалы, можно ждать чего угодно. А само фото, говорит он, было сделано 20 лет назад, когда Кличко часто путешествовал и фотографировался со многими. Почему бы и не с Рыбкой в том числе?

Ответ Чемберлену
Впрочем, оппозиция тоже прибегает к черному пиару. По словам близкого к "Батьківщині" источника, сразу после того, как Королевскую выгнали из "БЮТ-Б", партия Тимошенко оперативно изготовила спецвыпуск газеты, полностью посвященный бывшей соратнице. Речь идет о региональной газете "Хмельницкий майдан", которая издается в Хмельницке и, по словам Галины Кулык, председателя общественной организации "Предприниматели Подолья", имеет непосредственное отношение к главе фракции "Батьківщини" в облсовете Ивану Гладуняку. "Черная" кампания началась с многочисленных историй о расходах Королевской на саморекламу, а закончилась глобальным выводом о том, что бывшую бютовку Хмельницкая область не поддерживает. Тираж газеты — около 100 000 экземпляров. Место распространения — местные рынки.

Враги осваивают и более современные технологии, чем раздача газет на рынке, жалуется глава фракции Партии регионов Александр Ефремов. Неизвестные зарегистрировали и вели от его имени страничку в Facebook. "Мне понадобилось три месяца, чтобы ее закрыть", — говорит влиятельный регионал, отмечая, что дискредитировать его пытались представители одной из общественных организаций, "претендующих на честность".

Заявления оппозиции о провокациях, которые якобы готовит власть, Ефремов, не задумываясь, называет маразмом. "Если есть конкретные факты, пускай приведут", — недовольно ворчит он. Но тут же добавляет: ручаться за своих мажоритарщиков ПР не может. Те в пылу борьбы, возможно, и попробуют использовать нечистые приемы.
Обязательно попробуют. Черненко говорит, что Комитет избирателей ожидает засилья черного пиара в регионах. "Там несколько тысяч кандидатов, и на округ уж точно найдется по два-три сильных соперника, которые будут использовать все способы, чтобы победить", — предсказывает он.

Источник Фокуса, занимавшийся черным пиаром, прогнозирует: популярным станет практически запрещенный даже в его среде прием. За день до голосования один из кандидатов с помощью листовок сообщает избирателям округа о том, что конкурент снял свою кандидатуру в его пользу. Эффект гарантирован. Даже видя в бюллетене фамилии обоих претендентов, "досрочно сошедшего с дистанции" многие вычеркивают. В селах и райцентрах, утверждает пиарщик, "прокатит" даже банальная просьба написать в предвыборном бюллетене пожелание своему кандидату: "Виктор Федорович, повысьте пенсии". Такой бланк будет испорчен, и кандидат не досчитается голосов.

На привыкший к грязным политическим технологиям украинский электорат приемы черных пиарщиков действуют все слабее. Но игра все равно стоит свеч. Переходя на язык цифр, Карасев объясняет: если использовать весь "черный" арсенал в комплексе, от рейтинга партии удастся "откусить" от 0,5 до 1%, то есть около 300 000 голосов. "Учитывая, что в судьбе будущего парламентского большинства решающим может стать и один процент, бороться есть за что", — подчеркивает эксперт.

Понимая это, Кожемякин и замглавы Центрального избирательного штаба Объе-диненной оппозиции "Батьківщина" Андрей Пышный заявляют, что будут работать на опережение, пытаясь не допустить любых "сливов". Но есть ли в этом смысл? Ефремов полагает, что нет. Философски подходя к неприятной теме, один из самых влиятельных регионалов вспоминает слова своей бабушки: "Она говорила, что к хорошему человеку всякая грязь не прилипает".

Ниже пояса
Cамые громкие черные политические пиар-акции в Украине
2004 год
Украинцы поверили в лживую историю о том, что в молодости тогдашний кандидат в президенты Виктор Янукович промышлял воровством —
срывал меховые шапки с голов случайных прохожих. В 2010 году экс-бютовец Михаил Бродский признался, что криминальную историю придумал он.

Сентябрь 2007 года
Видеозапись процесса съемки предвыборного ролика кандидата в мэры Харькова Михаила Добкина стала одним из лидеров украинского интернета по количеству просмотров. Фразы "Миша, ты че такой умный?", "Немножко текст по-дибильному написан" впоследствии стали крылатыми. Автор ролика и монтажа неизвестен до сих пор.

Октябрь 2009 года
Депутаты Верховной Рады Вадим Колесниченко и Григорий Омельченко заявили, что в детском лагере "Артек" были изнасилованы два воспитанника и имели место другие случаи педофилии. Позже СМИ обнародовали имена фигурантов — бютовцев Сергея Терехина, Виктора Уколова и Руслана Богдана. 4 октября 2011 года "дело педофилов" было закрыто из-за отсутствия доказательств.

Октябрь 2010 год
В интернете обнародовали видео, на котором человек, похожий на нардепа-бютовца Олега Ляшко, на допросе в прокуратуре признается в интимных отношениях с высокопоставленным чиновником по имени Борис. Спустя несколько дней после скандала депутата исключили из фракции БЮТ под предлогом сотрудничества с большинством в парламенте.

Апрель 2012 года
В интернете появилась видеозапись, якобы сделанная в камере Юлии Тимошенко. Больная экс-премьер расхаживала на высоких каблуках, а в конце страстно целовалась со своим адвокатом Сергеем Власенко. Оппозиция ролик назвала фальшивкой, а Генпрокуратура официально подтвердила его подлинность.

Мария Жартовская,
Фокус