Веселые старты. Как началась избирательная кампания выборов мэра Киева
Туманная перспектива выборов мэра столицы не помешала старту избирательной кампании. Кандидаты работают над оппозиционным имиджем в надежде выгодно его продать
В столице предвыборный ажиотаж со всеми атрибутами украинской избирательной кампании: агрессивной агитацией, скрытой рекламой, черным пиаром и громкими политическими заявлениями. Народный депутат Петр Порошенко в компании главы Киевской горгосадминистрации Александра Попова с билбордов обещают объяснить, почему у них больше шансов руководить городом, чем у остальных. Уже без Попова Петр Порошенко смотрит с обложки известного журнала, передовицей которого увешаны ситилайты столицы.
На сайтах читателей встречает народный депутат Николай Катеринчук — стоит лишь прокрутить ленту новостей, и он неожиданно начинает рассказ о том, как обустроить Киев. У крупных станций метро агитаторы депутата в футболках с надписью "Геть донецьких" раздают листовки с обоснованием, почему Порошенко не должен стать мэром. Не дремлют и оппоненты Катеринчука: с одних плакатов на киевлян и гостей столицы смотрит Катеринчук в образе Буратино, другие сообщают о том, что Николай Катеринчук и Олег Ляшко — технические кандидаты.
Верховная Рада дважды проваливала голосование, которое должно было определить дату выборов мэра Киева и депутатов Киевсовета, а Конституционный суд своим майским решением перенес выборы на 2015-й. Больше года в столице нет мэра (12 июля 2012 года горсовет принял отставку Леонида Черновецкого), а теперь уже нет и легального Киевсовета (его полномочия закончились 2 июня). Вопрос о выборах регионалы обещали перенести на сентябрь, потом под вялое возмущение оппозиции заговорили о ноябре-декабре. Партии регионов выборы пока не нужны: нет уверенности в победе их кандидата, что накануне президентских выборов чревато потерей контроля в столице. Вожди оппозиции, в том числе и самый рейтинговый Виталий Кличко, имеют президентские амбиции и не желают размениваться на Киев, а с единым сильным кандидатом определенности нет.
Тем не менее отсутствие четкого решения не помешало парочке активных начать собственную избирательную кампанию.
Впрочем, все это одиночные разминки — в активную борьбу не вступали серьезные игроки, а рейтинг не учитывает кандидатуру Кличко. "В избирательном вакууме накачать рейтинг несложно, но когда в игру вступят тяжеловесы, он может сдуться", — утверждает консультант по локальным выборам Павел Карайченцев, вспоминая ситуацию 2012 года с партией Наталии Королевской. До старта официальной избирательной кампании в Верховную Раду, если верить данным социологического опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии, уровень доверия к партии "Украина – Вперед!" достиг 5,9%. А в день голосования упал до 1,58%, оставив полит-силу далеко за бортом парламента.
Пока очевидна накачка бренда "Катеринчук" — необходимый шаг в любом случае, то ли для попытки "продать" бренд под выдвижение единого оппозиционного кандидата, то ли для технического перетаскивания голосов избирателей, не планирующих поддерживать представителей действующей власти. Технический опыт в политической биографии Николая Катеринчука уже был: в 2008 году в Киевсовет по списку "Европейской партии" прошли три никому не известных человека, чьи голоса впоследствии стали решающими при голосовании за кандидатуру Олеся Довгого на пост секретаря Киевсовета.
Работа на имидж
Петр Порошенко, вновь играющий на оппозиционном поле, ведет в сравнении с Катеринчуком менее агрессивную кампанию. В прессе появились позитивные новости о депутате, а сам он смотрит на прохожих с обложек нескольких СМИ, растиражированных через билборды и ситилайты. По ориентировочной оценке Артема Биденко, рекламных носителей у Порошенко в два раза меньше, чем у Катеринчука, а сама реклама размещена преимущественно вдоль городских трасс, по которым передвигается его потенциальный электорат — представители среднего класса. Рейтинг политика тоже растет: в марте уровень доверия составлял 7% (опрос агентства "Рейтинг"), в июне — 17% (GfK Ukraine, без учета Кличко).
За имидж политика, по данным Фокуса, сейчас отвечает бывший бютовец Игорь Грынив. Во времена "оранжевой революции" он работал в избирательном штабе Виктора Ющенко, а в 2006 году на выборах мэра возглавлял избирательную кампанию Виталия Кличко. Политолог Владимир Фесенко считает нынешние действия команды Петра Порошенко общеимиджевыми. "В столице он может баллотироваться только в статусе единого кандидата от оппозиции. В противном случае рискует быть обвиненным в сотрудничестве с властью", — уверен эксперт.
Статус единого кандидата, на который претендует Порошенко, согласно последнему исследованию GfK Ukraine даст возможность рассчитывать на первое место с показателем 24%. Плюс дополнительный ресурс в виде поддержки неопределившегося электората, а это 24,2% киевлян. Правда, часть колеблющихся может и не поддержать его кандидатуру, помня, что еще недавно он входил в состав Кабинета министров Николая Азарова.
В ожидании
Остальные претенденты на пост мэра заняли выжидательную позицию. За политическую работу Александра Попова долгое время отвечала команда провластного политтехнолога Юрия Левенца, сейчас условным главой избирательного штаба называют Александра Мазарчука. Почему условным? Потому что нет определенности с датой выборов, а значит, нет активной фазы для работы политтехнолога. Упор делается на хозяйственную деятельность Попова, что должно на выборах стимулировать киевлян отдать свои голоса за представителя непопулярной в столице Партии регионов. Коммунальные СМИ сообщают, что он возвращает отчужденные при мэре Леониде Черновецком активы и строит дорожные развязки. Но мартовский снежный коллапс столицы и последовавший за ним каштановый скандал пока не способствуют улучшению рейтинговых показателей кандидата: если в марте его рейтинг достиг 20% ("Рейтинг"), то в июне составил 18,6% (GfK Ukraine, без Кличко).
Народный депутат от Батькивщины Николай Томенко хоть и заявил о желании оказаться единым кандидатом, ставить на него пока в оппозиции не торопятся. Соответственно, активную кампанию он не начинал, ограничившись лишь политическими заявлениями на киевскую тематику. Как попытку напомнить о себе и очертить круг интересов можно рассматривать намерения Свободы выдвинуть кандидатом в мэры столицы Андрея Ильенко. "Это сигнал для оппозиции, чтобы с ними считались. Тем самым они говорят: а кто сказал, что мы договорились раз и навсегда? С нами должны договариваться каждый раз", — раскрывает технологию Карайченцев. Согласился пробежать кандидатскую дистанцию и Олег Ляшко. Его прогнозируемый максимум, по мнению Карайченцева — 1,5%, которые он "откусит" у единого кандидата, что дает основания экспертам подозревать его в сотрудничестве с властью. Свою игру планируют вести и другие политические игроки. Например, недавно объединившиеся УНП и НРУ, которые, по словам одного из лидеров — Юрия Костенко, уже колеблются между кандидатурами Василия Куйбиды и Валерия Асадчева. На высокие показатели аутсайдеры не рассчитывают и играть будут ради политических и технических бонусов.
Дмитрий Орлов, Фокус