Долгая дорога. Почему четыре президента пока не привели Украину в Европу
Фокус выяснил, почему четыре президента вели-вели, но пока так и не привели Украину в Европу
Все президенты Украины, как и их внешнеполитический курс, в глазах украинских граждан традиционно делились на проевропейских и пророссийских. Но независимо от такого разделения президент, в начале своего срока ориентированный на Россию, спустя некоторое время поворачивал государственный "штурвал" в Европу. Так было с Леонидом Кучмой, это же происходит и с Виктором Януковичем. Более того, европейский вектор теперь стал генеральной линией партии власти — Партии регионов, победившей на парламентских выборах благодаря пророссийской риторике и такому же электорату.
Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук считает, что украинские олигархи сегодня помогают стране идти в ЕC. И если соглашение об ассоциации подпишут, Янукович войдет в историю как человек, вернувший Украину Европе. И это, говорит Кравчук, вполне справедливо.
Кто из украинских президентов сделал самый большой вклад в евроинтеграцию страны?
Определить это несложно, ведь ассоциация — это принятые решения, законы и документы, работа с которыми началась еще при Петре Порошенко, когда он руководил МИДом (октябрь 2009 – март 2010. — Фокус). Это системная работа над подготовкой проекта самого соглашения, 1000 страниц которого мы должны подписать. И это адаптация украинского законодательства к европейским стандартам. Без преувеличения, в этом направлении большую и конкретную работу сделала команда Януковича. Мы вплотную подошли к ЕС, и не просто на словах, но и в подготовке конкретных документов.
Смена ориентации
В 1991 году, когда Украина становилась полноправным субъектом международных отношений, как вы выбирали направление развития государства?
Тогда было очень мало людей, которые понимали, что такое европейский курс. Помню, когда мы говорили о рыночной экономике, многие министры ассоциировали это с базаром. Искренне скажу, что и я не понимал рыночный процесс так, как сейчас. Но у нас хватило сил и мудрости принять некоторые европейские законы. Например, "Об основных направлениях внешней политики Украины", где был прописан европейский вектор. Он не был реализован, но документально был обозначен.
Вам не кажется парадоксом, что пророссийский президент Янукович в итоге становится главным евроинтегратором?
Это не парадокс. Когда человек идет в президенты, это один человек, но когда он президентом становится — это уже совсем другое. На него наваливается огромная страна, которая и формирует совершенно иные масштабы мышления и ответственности. Янукович делает это, потому что ощущает потребности общества. Если соглашение об ассоциации будет подписано, он станет президентом, о котором будут говорить и писать так: "президент Янукович вернул Украину в Европу". Это очень важно, потому что если этого не сделать, будет другой эпитет: "президент, который ничего не смог сделать для того, чтобы Украина стала членом Европейского союза".
Евросоюз украинской элиты
Крупный бизнес всегда имел большое влияние на украинскую политику. Более того, украинская внутренняя и внешняя политика была продолжением интересов крупных финансово-промышленных групп. Куда — в Евросоюз или Таможенный союз — выгодно идти бизнесменам Ринату Ахметову, Дмитрию Фирташу, Игорю Коломойскому?
В мое время, когда наша бизнес-элита только становилась на ноги, она не была такой уж украинской. Бизнесмены были эгоистичны. Они думали, как взять больше газа и нефти и заработать больше денег. Они не волновались о последствиях для Украины в виде тысячной инфляции. Сейчас это трудно понять. Тогда бизнес не подставлял плечо экономике Украины. Сегодня бизнес значительно более украинский, хотя банковские счета у него по всему миру, но это не только украинская особенность. Весь мировой бизнес интернациональный.
Изменилась культура украинской бизнес-элиты. Бизнес-структура Рината Ахметова хорошо известна далеко за пределами страны. Проведение Дней украинской культуры в Лондоне финансирует Фонд Дмитрия Фирташа. Влияние Игоря Коломойского, в том числе и на еврейское мировое сообщество, огромно. Мы видим, что эти люди хотят помочь стране, но, конечно, руководствуясь в том числе собственными интересами. Эти люди чувствуют ответственность за Украину, хоть их и сложно назвать альтруистами.
А новой формируемой бизнес-группе, так называемым младореформаторам, зачем европейский вектор?
Это сравнительно молодые люди с европейским мировоззрением, которые живут в других координатах понимания политической, экономической и социальной жизни. Сергей Арбузов, Юрий Колобов, Александр Клименко — их я знаю лично. Они современны и воспринимают экономическую и политическую жизнь комплексно. Раньше часто бывало, когда предпочитали политику и забывали об экономике, или наоборот.
Пути освобождения Тимошенко
Путь в Европу лежит через камеру Юлии Тимошенко. Сегодня говорят о трех возможных сценариях — помиловании, лечебных каникулах и о том, что все останется как есть. Какой сценарий реальный?
Сценариев может быть больше, например, как предложила Инна Богословская, внести изменения в Криминальный кодекс и дать право суду приостанавливать тюремное заключение и позволять заключенному выезд за границу. Но это не только для Тимошенко, но и для всех украинцев. Не хотел бы говорить о сценарии, я не юрист и не хочу неточностей. Но знаю одно: позиция, которую я слышал от Януковича, — решение будет принято вместе с миссией Пэта Кокса и Александра Квасьневского. Мы не можем пренебрегать мнением европейцев по делу Тимошенко. И рисковать не можем. Мы не должны дать повод говорить, что Украина не выполнила взятых на себя обязательств перед ЕС.
Насколько вероятна версия о том, что люди, настоятельно советовавшие Януковичу посадить Тимошенко, делали это, планируя манипулировать президентом в будущем?
Думаю, что люди, которые такое советовали, были скорее политическими невеждами, чем стратегами с далекими целями. Я не вижу среди них таких мудрецов "со знаком минус". Скорее люди руководствовались сиюминутными интересами и в их решениях преобладала ненависть, а не украинская перспектива.
Если Тимошенко окажется на свободе, как думаете, должна ли она участвовать в президентских выборах 2015 года?
Я думаю это нереально. Законодательство не позволяет человеку с непогашенной судимостью беспрепятственно становиться кандидатом в депутаты или президенты. ЦИК окажется перед выбором: как быть, на каких документах сосредотачиваться? Пока Юлии Тимошенко нужно лечиться. Следующий шаг — добиться отмены обвинений. А уже после этого она сможет баллотироваться и в президенты, и в депутаты.
А если бы она смогла баллотироваться в 2015-м, ее фигура усилила бы оппозиционные ряды?
В этом случае она была бы первой в рейтинге. Не нужно забывать, что на прошлых президентских выборах она набрала не 5%, а 46%. А если бы не противодействие, в том числе и со стороны ее лагеря, то и больше бы набрала. Конечно, рейтинг у нее сегодня не такой, как был тогда, но она и не работает в этом направлении. Если бы она начала работать, рейтинг был бы выше. Трудно сказать, смогла бы она победить сегодня Виктора Януковича. Все-таки у последнего есть резервы и ресурсы, в том числе партия и кадры. Победить не так просто, как обещать. Оппозиция говорит, что, мол, сегодня любой оппозиционер победит Януковича, но это пустые слова.
Сможет ли оппозиция выступить единой силой на выборах?
То, что происходит сегодня в оппозиции, не дает оснований говорить, что они едины. Хотя, если честно, то и власть не едина, правда, она не так открыто демонстрирует свои проблемы, как это делает оппозиция. А проблемы есть. С той же евроинтеграцией, например. Среди членов партии власти и депутатов много тех, кто не поддерживает европейский выбор.
Новые партии будут
Какова вероятность, что на парламентских выборах 2017-го мы увидим новую Партию регионов? Ведь если в партии есть недовольные евроинтеграцией, то возрастают риски раскола и появления новых политических проектов.
Партия создает программу, и члены этой партии имеют задания и позиции, изложенные в программе. Если такого нет, партия не может считаться локомотивом. Поэтому, если будет четко решено, что европейский курс главный, партия должна очиститься. Тех, кто не хочет проводить проевропейскую политику, или не умеет, или не может, или ложится поперек дороги большим бревном, — их нужно убрать.
И тогда может появиться новая пророссийская партия во главе, например, с Медведчуком?
Может быть. Но есть нюансы. Если бы президентом был Ющенко, восток и юг Украины был бы к нему в оппозиции. Но европейский путь прокладывает Янукович и ПР, которые в основном и есть представителями востока и юга. Россия нам "помогает". Ее невоспитанность и давление на Украину, — все сплелось в один клубок, и теперь даже те, кто симпатизировал России, шокированы поведением ее представителей. Но, конечно, симпатики остались, и пророссийские политические силы есть и еще будут.
Кто кому служит
Вы возглавляете Конституционную ассамблею, готовящую новую редакцию Основного Закона. Говорят, что вашими руками Виктор Янукович хочет добавить себе полномочий в редакции новой Конституции.
Так могут говорить лишь те, кто никогда не был на заседаниях Конституционной ассамблеи. Недавно я слышал выступление уважаемого мною Арсения Яценюка, который заявил, что ассамблея собирается в Администрации президента и выполняет какие-то указания. Скажу честно, я думал, он знает, что из 93 членов 70 — юристы: академики, профессора, доктора наук. Это люди ответственные, и никто никому не служит, в отличие от того, что происходит в Верховной Раде. Там вообще сложно разобраться, кто кому служит.
А чем конкретно занимается Конституционная ассамблея сегодня?
Мы работали над законопроектом о судебной реформе, направили его в Венецианскую комиссию, которая его в основном утвердила. Сейчас этот проект уже в Верховной Раде. То есть задача, которую перед нами поставила Европа — усовершенствовать судебную и правоохранительную системы, выполняется.
На многовекторном шпагате
Второй президент Украины Леонид Кучма победил Леонида Кравчука на досрочных президентских выборах в 1994 году как пророссийский кандидат. Потом на выборах в 1999 году он победил Петра Симоненко как антикоммунист и проевропейский кандидат. Сегодня Леонид Данилович поддерживает евроинтеграцию, только не в ущерб отношениям с Россией
"Я намерен предложить изменения к действующему законодательству с целью предоставления русскому языку официального статуса… Я убежден, что Украина может взять на себя роль одного из лидеров процесса евразийской экономической интеграции… В этом контексте принципиальное значение имеет нормализация отношений с Россией — нашим стратегическим партнером. Первым шагом в этом направлении может стать подписание комплексного широкомасштабного договора об экономическом сотрудничестве с Российской Федерацией"
Инаугурационная речь, 19 июля 1994 года
Ключевыми ориентирами в нашей внешней политике есть ее многовекторность, прогнозируемость и стабильность, сохранение внеблокового статуса Украины. Подтверждая свой европейский выбор, мы ставим стратегическую цель вступить в Европейский союз. Вступление в Евросоюз — дело перспективы… Европейский выбор Украины, как и вся логика, суть и цели ее внешней политики, диктуются конкретными геополитическими реалиями
Инаугурационная речь, 30 ноября 1999 года
"Меня ругали за многовекторность, а я горжусь своей внешней политикой, считаю своим очень важным достижением. Многовекторность помогла обеспечить внутренний мир в стране. Она помогла сохранить и суверенитет страны"
Радио "Свобода", 7 августа 2006 года
"Оранжевые" прежде всего резко изменили внешнеполитический курс. Это была стратегическая ошибка, когда Россию они поставили на задворки своей внешней политики… Та же Европа 30, 40, до 50 процентов нефти и газа получает из России. Отсюда и вся политика"
Би-би-си, 1 октября 2007 года
Политика правильных слов
Виктор Ющенко — самый последовательный в своих внешнеполитических убеждениях президент. Он всегда говорил о европейском векторе Украины и необходимости ее вступления в Евросоюз. Вот только практической работы было немного. Дальше разговоров о евроинтеграции
дело так и не пошло
"Что сегодня нужно украинской власти, украинской верхушке и олигархам в том числе? Я думаю, что им нужна легитимация. Легитимацию дает мир, в котором есть их интересы. Легитимацию дает Брюссель…. Повторяюсь: потому, что европейская политика несет не только экономическую выгоду этому клану. Эта политика приносит им признание. И это, на мой взгляд, ключевое. Это не говорит о том, что они превратились в европейцев, бросились к свободе, обняли ее и говорят, что это их ценность. Но в основе этого признания, я думаю, корпоративные и частные мотивации, которые, к счастью, сегодня совпали с общественными интересами"
Радио "Свобода", 6 сентября 2013 года
"Наш путь в будущее — это путь, по которому идет объединенная Европа. Наш путь с объединенной Европой. Мы с Европой принадлежим к одной цивилизации, разделяем ее ценности. История, экономические перспективы, интересы людей дают четкий ответ, где нам искать свою судьбу.
Наше место в Европейском союзе, моя цель — Украина в объединенной Европе! В Европе исторический шанс Украины раскрыть свои возможности. Наша национальная стратегия — идти к цели смело и настойчиво!
Европейские стандарты станут нормой в социальной жизни, украинской политике.
Каждый шаг в Европу — это новые возможности для миллионов украинцев! Еще недавно вступление в Европейский союз многим казался далекой перспективой, но свободные европейские народы не раз ускоряли время"
Речь на Майдане, 23 января 2005 года
"Украина должна прийти домой, домой в Европу…. Если ты начинаешь крутиться, как флюгер, будет то, что было лет 8–10 назад, когда у власти была, знаете, хорошая такая, византийская практика. Весна начинается — президенту надо ехать в Брюссель, чтобы продемонстрировать европейский курс. Правда, там ничего не делалось, но все равно, ездить надо. Приходит сентябрь-ноябрь, отопительный сезон — нет, надо ехать в Москву. Поехали в Москву. Вот, проходит год, два, три. Это конфликт ценностей. Поскольку мы потеряли друзей и там, и там, нам надо делать политику не против кого-то... Россия — великая страна, великий народ. И с ней очень важно иметь нормальные отношения. Но эти отношения непростые. Если ты за этими отношениями идешь на девальвацию святых вещей, тебя не будут уважать, прежде всего в России. А ты Павликом Морозовым будешь в политике"
"Эхо Москвы", 22 апреля 2010 года
Смена курса
Виктор Янукович поход в большую политику начинал с пророссийской риторики. Во времена "оранжевой революции" он четко идентифицировался как кандидат, ориентирующийся на Кремль.
Но постепенно, особенно после победы на президентских выборах в 2010 году, он отошел от такой публичной идеологической позиции и демонстрирует поддержку европейского пути
Русский язык не должен ни в коем случае иметь каких-либо ограничений… Из-за внедрения стандартов НАТО нам потребуется закрывать заводы
Би-би-си, 27 сентября 2004 года
"Наши страны совершенно разные, с разными укладами и экономиками. В России не было "оранжевой революции", а у нас была. Украина является членом ВТО, а Россия — нет. Украина — унитарное государство, Россия — федеративное государство... Мы выполняем взятые обязательства, например, в сфере прав человека, не потому, что нас к этому принуждают. Украина совершенствуется, модернизируется. Это часть Европы. Если соглашение об ассоциации с Европейским союзом не будет подписано сейчас, оно будет подписано позже. У Европы свои собственные проблемы"
Le Monde, 24 июня 2011 года
Твердо верю, что подписание в ноябре текущего года соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, включая создание всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли, станет важным инструментом повышения благосостояния граждан Украины
Речь на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 24 сентября 2013 года
"Что касается России. Вы знаете, что в последнее время мы много делаем для того, чтобы эти отношения значительно улучшить и на их основе можно было строить сильную экономику. Создание единого экономического пространства — это шаг в будущее, это шаг для того, чтобы мы могли уже в ближайшее время поддерживать тот уровень экономики, который у нас есть, то есть не уменьшать, а увеличивать. Это перестройка наших отношений с Беларусью, с Казахстаном, все, что предусматривает сегодня единое экономическое пространство"
Первый Национальный, 16 ноября 2004 года
"Украина изберет такую внешнюю политику, которая позволит нашему государству получить максимальный результат от развития равноправных и взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией, Европейским союзом, США и другими государствами, которые влияют на развитие ситуации в мире"
Инаугурационная речь, 25 февраля 2010 года
"Решение в пользу Европы есть решением украинского народа. Для нас важно подписать соглашение об ассоциации, в которой есть четкая европейская перспектива для нашей страны. Речь идет о перспективе членства"
Frankfurter Allgemeine Zeitung, 19 октября 2011 года
Юрий Опока, Фокус