Экономрежим: правительство, президент и местные администрации демонстрируют бережливость
Экономический кризис докатился и до власти: правительство, президент, местные администрации принялись наперегонки экономить. На автомобилях, самолетах, оргтехнике, и конечно, на сотрудниках
Такое впечатление, что политсилы вернулись в эпоху соцсоревнований. Только что они соревновались, кто лучший борец с экономическим кризисом – теперь в связи с ним же наперегонки экономят. Только за последние пару недель президент Ющенко издал указ о сокращении каждой четвертой штатной единицы в своем Секретариате (всего там на момент указа было 599 сотрудников) и подчиненных ему структурах. Кабмин специальным постановлением распорядился "Об экономии бюджетных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов" (в документе всего несколько строк – подробности экономии остаются на усмотрении министерств). Наконец, спикер Яценюк пообещал зарегистрировать в парламенте законопроект о сокращении расходов на финансирование аппарата ВР и деятельности народных депутатов.
На выход с вещами!
Первыми жертвами моды на экономию стали советники президента. Об их многочисленности ходят легенды (в последнее время было 17), а известностью многие не уступают самому Ющенко. Однако теперь телеведущая Людмила Харив, оперный певец Владимир Гришко, боксер Виталий Кличко, нейрохирург Николай Полищук, режиссер Валентина Руденко, а также остальные их коллеги официально уволены, то есть не будут получать зарплату. Но как уверяют в СП, сохранят с Ющенко хорошие отношения и возможность советовать внештатно.
Гораздо менее благодушно настроены те, кто в большей степени зависел от сотрудничества с Секретариатом. За четыре года правления Ющенко при СП выросло несколько научных институтов (Национальный институт проблем международной безопасности, Институт проблем национальной безопасности, Национальный институт стратегических исследований, Центр евроатлантической интеграции – только некоторые из них). И вот по этому "мозгу" президента сокращение ударит сокрушительно – по информации Фокуса, работу потеряют около 500 человек.
– Знаете, говоря образно, если ящерица во время опасности отбрасывает хвост, то наш президент, похоже, отбрасывает голову в принятии подобных решений, – не скрывает возмущения директор ликвидированного президентом Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
По его словам, экономя деньги, президент рубит сук, на котором сидит – теряет уникальных ученых, но еще прочувствует их отсутствие: "Он подставляет сам себя, потому что лишается аналитических структур, которые сопровождали в первую очередь евроатлантическую интеграцию. Наш институт был одним из ключевых в программе "Украина – НАТО" на этот год". О себе же г-н Кулик, который тоже, согласно распоряжению президента, с нового года теряет работу, говорит, что без хлеба не останется, как, впрочем, и большинство коллег.
Корень своих проблем сотрудники центра видят также в удачном расположении его здания. По словам Кулика, теперь строения в самом сердце столицы можно будет тихонько приватизировать.
– Кризис и отсутствие денег – это шаг к тому, чтобы сделать инфраструктуру власти экономной и более эффективной, – защищает президентскую инициативу советник главы Секретариата президента, политолог Вадим Карасев. Сам он работу не потерял, так как с самого начала сотрудничает с СП внештатно. Но охотно готов поделиться с президентом секретом рентабельности:
– Содержать целые институты с численностью сотрудников по 500 человек и платить им зарплаты как чиновникам, за выслугу лет и прочее – это нерационально. Можно работать с небольшими аналитическими центрами по контракту. Я знаю по себе. Мне не нужен штат помощников и секретарш. Я плачу зарплату исходя из заказов.
Но безработные аналитики – это еще не все пострадавшие от президентского увлечения оптимизацией кадров. По данным, обнародованным главой СП Виктором Балогой, подлежат увольнению 45 работников СП, 50 чиновников аппарата СНБО и 43 из Госуправделами. По подсчетам, всего в этих президентских структурах попали под сокращение около 300 человек.
Однако сэкономить на них мгновенно не получится – у уволенных есть небольшая ложка меда в виде выходного пособия: согласно КЗОТу, они должны получить на руки трехмесячный оклад. По данным собеседников Фокуса, Секретариату президента придется выплатить уволенным по минимальным подсчетам более 4 млн. грн.
Среди местных властей инициативу президента по экономии на людях подхватил столичный мэр Леонид Черновецкий. По слухам, прежде всего сокращения в мэрии коснулись работающих пенсионеров. Впрочем, с их увольнений начинают в первую очередь и в других организациях. Прочие сотрудники мэрии напуганы и ни за что не соглашаются разговаривать под запись. Как удалось выяснить Фокусу, вопреки легендам о ничтожном заработке городских чиновников, многим есть что терять. Размер жалования в столичной администрации зависит от того, по чьей линии трудишься: у тех, кому повезло устроиться на работу через отдел кадров первого заместителя мэра Дениса Басса, зарплата как минимум вдвое выше официальных окладов других сотрудников. В результате в одном и том же отделе чиновники равного ранга получают кто 600, а кто $1700.
С колес
"Toyota Land Cruiser 1998 года, обслуживала городского голову Александра Омельченко. Toyota Camri Premium 2007 года выпуска, обслуживала первого заместителя городского головы Дениса Басса", – автомобили с такими табличками на лобовом стекле выстроились в ряд возле киевской городской администрации. Так нынешний мэр Леонид Черновецкий выполнил директиву президента, решив не только сэкономить, но и выручить пару сотен тысяч долларов на распродаже служебных автомобилей, которые возили его предшественников и их подчиненных. Среди 18 автомобилей, которые уйдут с молотка, оказалась и Toyota Camri секретаря Киевсовета Олеся Довгого.
– Покупателей будут регистрировать за 2 часа до начала аукциона, – рассказал Фокусу начальник управления информационного обеспечения мэрии Александр Ивахнюк. – Один покупатель уже известен – это киевский мэр Леонид Черновецкий. Он будет активно бороться за "Чайку" первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого. Остальные заинтересовавшиеся – тоже широко известные и очень небедные политики и бизнесмены.
Правительство в рамках экономии установило лимит на количество автомобилей, которые обслуживают органы исполнительной власти. Начнут ли чиновники в связи с нововведением ездить на метро, пока говорить рано. У слуг народа есть два месяца, чтобы отвыкнуть от привычного комфортного индивидуального транспорта.
Министерство финансов до 1 декабря также намерено продать на аукционе три легковых авто. Кроме того, предусмотрительный министр Виктор Пинзеник распорядился: никакой новой мебели, автотранспорта, мобильных телефонов, ноутбуков; ремонт помещения и загранкомандировки – только в экстренных случаях. А также издал приказ о сокращении 10% работников центрального аппарата.
– А мы не боимся. Все знают, что Пинзеник своих в обиду не даст. Мы же не зря именно его в министры в прошлом году хотели, – призналась Фокусу сотрудница Минфина. – Сократят не штатных работников, а незаполненные вакансии. Вот и наберется 10% и по сути сокращения нас не коснутся. Вот что есть, то есть – нам сократили премии и надбавки на 10%.
В среде чиновников знают, что Минфин – одно из самых выгодных мест работы, впрочем, как и Госказначейство, Налоговая администрация и Нацбанк. Каждый месяц госслужащие получают премии в размере 90–100%, что почти вдвое увеличивает зарплату. Если средняя голая ставка по Минфину составляет около 1500 грн., то со всеми премиями и надбавками на руки чиновнику выдают около $1000.
На волне экономии спикер Верховной Рады Арсений Яценюк тоже пообещал аппарату парламента затягивание поясов: "Речь идет о сокращении финансирования целого ряда статей, начиная с командировок народных депутатов". Он, правда, уверяет, что не сторонник увольнений. Но осведомленные сотрудники аппарата слышали, что в скором будущем им все-таки готовят сокращение – на 22%. Правда, собеседники Фокуса держатся бодро и шутят между собой, что пока кризис добрался только до самого Яценюка. Спикер действительно начал экономию с себя – пожертвовал комфортом во время авиаперелета. Свой последний рабочий визит в Днепропетровск глава парламента совершил на рейсовом самолете "Днеправиа", причем даже не в бизнес-классе. Вместо привычной свиты помощников Яценюка сопровождал один охранник. В общем духе экономии депутаты сдули пыль и с "несгораемых" законопроектов об отмене льгот. Они, как известно, есть у каждой политсилы – один другого альтруистичнее, но поскольку голосовать каждая фракция предпочитает за свой, ни один до сих пор не был принят. На этой неделе в Раде зарегистрировали проект самооборонщика Андрея Парубия.
Глядя на охватившую верхи моду экономить, опытные люди скептически качают головами, поскольку знают: там, где власть пытается проредить ряды бюрократов, их вскоре вырастает еще больше.
– Помню, у меня с Виктором Ющенко был разговор по поводу увольнения чиновников, когда он был премьер-министром, а я – правительственным секретарем, – рассказывает Фокусу заслуженный экономист Украины Виктор Лисицкий, который когда-то работал в правительстве премьера Ющенко. – Нам надо было утвердить структуру секретариата Кабмина, и я принес ему штатное расписание – 667 человек. Ющенко сказал: "Много, сокращаем на 50%" К вашему сведению, сейчас секретариат Кабмина составляет около 1000 человек.
Поэтому президентский почин по экономии и сокращениям Лисицкий считает "популизмом в преддверии президентской кампании".
– Если Виктор Ющенко хочет усовершенствовать свой аппарат, прежде всего нужно изменить технологию подготовки принятия решения президентом. А массовые сокращения ничего не дают, вылетают самые нужные люди, и оздоровление коллектива не происходит.
Что касается финансов, то и тут много выгадать вряд ли получится.
Вадим Карасев признается:
– Не думаю, что на штатных сокращениях удастся много сэкономить.
Вся кампания по экономии, считает он, это сигнал политико-этического характера – жить, дескать, пора скромнее, по средствам, в том числе и власти. Интересно, надолго ли власти хватит на этот раз.