Министры без опыта. С какими сложностями столкнулись Бурбак, Булатов, Нищук и Шеремета
Как выглядит работа высшего государственного чиновника для человека, который никогда раньше не занимал министерские посты, — об этом Фокусу рассказали новые министры
Чуть более месяца назад в стране появилось новое — постмайданное — правительство. Состав этого Кабинета министров оказался нетипичным для Украины: из двух десятков министров 16 никогда ранее не занимали высших государственных постов. Придя во власть фактически с улицы, они все еще хотят реформировать не только правительство, но и всю страну, но пока не преодолели даже бюрократию чиновничьего аппарата. Четверо новичков Кабмина рассказали Фокусу о том, что это такое — стать министром.
Максим Бурбак, министр инфраструктуры
Работа в Кабмине — это адский труд по чистке авгиевых конюшен. Свободного времени нет. Скоро на самых резонансных предприятиях, входящих в структуру министерства, будет проведена аудиторская проверка. Среди них — госкомпания "Укрзализнычпостач", аэропорт Борисполь, предприятие "Украэрорух".
Затем планируем заняться Укрпочтой, Главтрансинспекцией и, конечно же, реформировать Укрзализныцю. Это компания с четкой дисциплиной, но для того, чтобы соответствовать мировым стандартам и быть конкурентоспособными, необходимо разделить административное управление и предоставление хозяйственных услуг. Надо преобразовать предприятие в акционерное общество, которое будет запрещено к приватизации, и все-таки работать над повышением заработков Укрзализныци.
Самые острые вопросы связаны с тендерными процедурами. Некоторые компании годами имели привилегии при проведении госзакупок, постоянно выигрывали конкурсы, несмотря на дороговизну услуг. Почему? Все решалось в ручном режиме. Поэтому буду благодарен депутатам, если примут новый закон о госзакупках.
Из позитивного. За этот короткий период встретил большое количество умных и позитивно настроенных людей, которых серость и безысходность не выбили из колеи. Я имею в виду не только сотрудников, работающих в структуре министерства. Когда было принято решение о создании в министерстве экспертных групп, пришли молодые и умные ребята — выпускники Гарварда, Оксфорда. Они сказали: "Мы готовы помогать бесплатно". Это хоть и маленький, но все же пример проявления гражданской позиции.
Больше всего поразила черепашья скорость, с которой работают госорганы. Думал: сейчас приду, пару дней на то, пару дней на это, неделя, чтобы разгрести завалы, — и вперед, прописываем новую стратегию, воплощаем новые идеи. Где там! Во-первых, бесконечный поток посетителей, и я его сознательно не останавливаю, потому что народный министр должен всегда находить время для общения с народом. Во-вторых, бумажный документооборот. Это беда, но в одиночку я с ней не справлюсь — нужно, чтобы все правительство сразу переходило на электронный документооборот. В третьих — вал "оперативки", из-за которой не успеваешь как следует заняться стратегией.
Но ничего, сейчас я уже более-менее приспособился. Команда собрана. Опытные менеджеры, не испорченные бюрократией. Начинаем менять подходы к работе министерства, не ломая при этом через колено. В финальной стадии переговоры о комплексном аудите работы министерства. Лишних-то денег в бюджете нет. Поэтому разговариваю с послами, прошу привлечь независимые аудиторские конторы с мировым именем. Планируем поднять доходную часть по подведомственным объектам — НСК "Олимпийский", Дворец спорта. По Арене "Львов", кстати, есть практическое решение, как сделать ее безубыточной.
С первых дней начал проводить чистку сотрудников. Люстрация почти уже окончена, есть только некоторые проблемы с теми, кто внезапно ушел на больничный.
Моя жизнь с приходом в министерство изменилась кардинально. Я не типичный чиновник, бывает тяжело. Какая-то формальная бумажная работа может вызывать некую раздражительность. По ночам я думаю: в какой ад я попал и нужно ли мне это. Но утром, осознавая ответственность, вновь приступаю к работе.
Иногда наши заседания в Кабмине заканчиваются глубокой ночью, около трех часов. А вставать приходится рано утром. До работы в министерстве я не очень любил системно подниматься спозаранку, но теперь с этим строго, и, слава Богу, я справляюсь.
В общем, мне нравится министерская работа. Стараюсь придерживаться идеи, высказанной чешским лидером Вацлавом Гавелом. Перефразировать ее я могу так: лучше некоторое время делать ошибки и действовать, чем 23 года саботировать и вредить украинской культуре. Я открываю большой мир, это тяжело, большие нагрузки, но мне это по душе.
Чего я не ожидал, так это отсталости процессов в аппарате правительства. Иногда мне приносят на подпись стопки документов по 40 см высотой, которые собираются за полтора дня. И приходит не в электронной форме, а в бумажной.
Вызовом для меня стало то, что министерство экономики согласовывает почти все вопросы. Соответственно, я чувствую, что от меня одновременно ждут компетентности в вопросах возможных коррупционных схем в госзакупках, с одной стороны, а с другой — в макроэкономических показателях, влиянии роста денежной массы на инфляцию, безработицу. То есть от конкретных, приземленных вещей до абстрактных, эконометрических. Быть одинаково компетентным во всем спектре, по крайней мере для меня, сложно.
Кроме того, в первые дни я принял решение, что минимум один день в неделю должен проводить в регионах, и я это соблюдаю. День, который провожу за пределами Кабмина, — один из самых ценных. Я встречаюсь с губернаторами, представителями департамента экономики, бизнес-среды региона, посещаю одно-два предприятия и затем общаюсь со студентами и преподавателями. Считаю это обязательным.
Повестка дня со времени начала работы в правительстве изменилась, но не сильно. В первые дни, конечно, у нас не было выходных вообще. Хотя я всегда считал: чтобы достичь успеха, отдыхать нужно меньше. Но все же прессинг сильный.
Новым для меня стало то, что нужно быть всегда под микроскопом общества, но это правильно. Общество за это платит, и оно должно в полной мере знать, чем занимается правительство.
Юрий Опока, Дмитрий Орлов, Фокус