После выборов. Новая Рада и вертикаль Порошенко
Президентская кампания завершились убедительной победой Петра Порошенко. Теперь он начинает подготовку к парламентским выборам и формирует собственную систему власти
Уже через две недели Украина может получить нового президента – Петра Порошенко. Именно 9-10 июня в качестве возможных дат инаугурации главы государства назвал один из руководителей штаба Порошенко Роман Зварич. При этом Зварич сразу оговорился: так быстро все может случиться, только если результаты выборов не будут оспариваться в судах. Впрочем, победа Порошенко, похоже, не вызывает сомнений ни у кого. Даже у его главной соперницы, Юлии Тимошенко, которая Петра Алексеевича хоть пока и не поздравила, но сами выборы уже признала – разрыв в 40 с лишним процентов не оставляет ЮВТ никакой надежды на успех.
О причинах, из-за которых рейтинг Порошенко за считанные месяцы вырос в несколько десятков раз, сказано уже немало. В основном, все сводится к тому, что Петр Алексеевич смог очень грамотно пройти непростые времена Майдана – он вроде бы и был одним из его лидеров, но при этом всегда оставался немного в стороне. "Петр отменно пропетлял: он знал, когда надо было залезть на бульдозер, а когда уйти за сцену", - с оттенком уважения отозвался о будущем президенте один из украинских политтехнологов.
Упоминание о бульдозере – отсылка к событиям 1 декабря на Банковой, когда Порошенко забрался на кузов спецтехники, чтобы остановить "радикалов", пытавшихся взять штурмом Администрацию президента. Среди широких майдановских масс слово "радикал" на тот момент было едва ли не ругательным – и Порошенко был воспринят как позитивный герой-миротворец. Потом были бои на Грушевского, после которых уже призывы к мирному протесту стали считаться моветоном. Порошенко это тоже вовремя понял – хотя опять-таки не полез в гущу событий с коктейлем Молотова, оставаясь, как бы не парадоксально это звучало, "умеренным радикалом".
Петр Порошенко постоянно находился на Майдане, иногда цитировал "Фокус" (на фото), но всегда был в тени основной тройки оппозиционеров. В этом и кроется успех блистательной президентской кампании
Уже после свержения Януковича он провел хоть и не безошибочную, но в целом грамотную кампанию, принципиально не давая своей главной оппонентке перевести противостояние между ними в ее излюбленную эмоциональную плоскость. Призывы Тимошенко к дебатам тет-а-тет он старательно игнорировал, а разъезжая по стране, в каждом регионе озвучивал именно те мессиджи, которые были наиболее приятны конкретной аудитории. Обычно аккуратные и обтекаемые. Как и Виталий Кличко перед выборами-2012, Порошенко стал идеальным кандидатом для "маленького украинца", каждый из которых видел его таким, каким хотел видеть. В случае с Порошенко - хозяйственником, евроинтегратором, лидером Майдана, умеренным политиком, эффективным менеджером и т.д. В итоге, достигнут беспрецедентный для Украины результат - Порошенко на данный момент побеждает во всех округах страны, за исключением одного, №178, на Харьковщине, где первое место удерживает экс-губернатор области Михаил Добкин.
Ситуация на Востоке страны объективно сыграла Порошенко на руку. В Донецкой области возможность голосовать получили чуть более 20% местных избирателей (остальные были приписаны к участкам, где голосование так и не состоялось). В Луганской – немногим больше 12%. А поддержали Порошенко в этих областях 35,6% и 33,5% из тех, кто все же рискнул прийти на участки. И если бы выборы проходили в нормальных условиях, как минимум о победе в первом туре Петру Алексеевичу пришлось бы забыть.
Кстати, акцент на необходимости проведения выборов в один тур – блестящая находка штаба Порошенко, очень созвучная настроениям значительной массы украинцев: "давайте поскорее выберем легитимного президента и бросим все силы на борьбу с сепаратистами на Востоке". Возможно, именно эта "фишка" и принесла те дополнительные четыре процента голосов, которые, на момент публикации материала, обеспечивают Порошенко победу уже в первом туре.
Пропало все
В Штабе Юлии Тимошенко после оглашения результатов экзит-полов было невесело
Сколь уверенно Порошенко выиграл выборы по всей стране, столь уверенно Тимошенко их проиграла. Самого высокого результата она добилась в Черниговской области – всего-то двадцать с лишним процентов. Даже в таких традиционно "бютовских" регионах, как Черкащина или Кировоградщина, она уступила Порошенко в разы.
О причинах ее краха тоже написано было немало. Это и старая, "домайданная" риторика, которую участвовавшая в революции часть общества уже не воспринимает. И попытки обострять внутриполитические противоречия, переводить избирательную гонку в плоскость личного конфликта – у "промайдановского" электората это вызывает лишь раздражение (а "антимайдановские" избиратели Юлию Владимировну и так не воспринимали никогда). Сюда стоить добавить и откровенно провальную организацию работу штаба и агиткампанию.
Так, политтехнолога Игоря Жданова, сперва назначенного главой штаба, прямо посреди кампании отстранили за неудовлетворительную работу. Вместо него пришла группа специалистов во главе с израильским технологом Зильберштейном. "Его недавно привели и сказали – теперь он самый главный", - рассказывала Фокусу одна из сотрудниц штаба.
Верный соратник и неплохой аппаратчик Александр Турчинов участия в кампании ЮВТ не принимал – ссылался на чрезмерную занятость на постах спикера парламента и и.о. главы государства, что тоже сыграло не пользу Тимошенко. По сути, за всю кампанию она так и не смогла представить публике ни одного запоминающегося образа – вроде красного сердца на белом фоне или знаменитого "ВОНА". Потому провал выборов был более чем ожидаем.
Радикалы вместо националистов
Присутствие Олега Ляшко в "горячих точках" Украины принесло свои дивиденды
Вкратце о других результатах. Безусловный триумфатор выборов (кроме, конечно, Порошенко) – главный радикал страны Олег Ляшко. Депутат, которого вообще никогда не воспринимали всерьез, уверенно обошел целый ряд солидных политиков. Ключ к успеху очевиден – умение моментально улавливать самые важные для общества темы (вроде борьбы с сепаратистами) и извлекать из них максимум пиара. Даже если антитеррористическая операция и закончится успехом, то до следующих парламентских выборов Олег Валерьевич обязательно найдет себе новые "фишки" и проведет в Раду немаленькую радикальную фракцию.
На удивление неплохой результат продемонстрировал и Анатолий Гриценко. В его пользу явно сыграл популярный сейчас в стране образ "военного человека" и привычка к обстоятельной и всеохватывающей критике властей, которая опять-таки оказалась созвучна настроениям многих украинцев. Если "перший непрохідний" не растеряет запас доверия, он также может рассчитывать на свою фракцию "под куполом", особенно, если проходной барьер будет уменьшен (а слухи об этом ходят довольно давно).
Полным крахом выборы закончились для "Свободы". Довольно популярная среди народных масс партия за полтора года в парламенте особыми достижениями похвастаться не могла. А привлекательный для части молодежи "радикализм" куда-то иссяк – особенно на фоне проявивших себя на Майдане и после куда более активных "радикалов".
Революция сыграла против революционеров. Поддержка Олега Тягнибока на выборах близилась к нулю
Лидер Правого сектора Дмитрий Ярош, пожалуй, набрал меньше ожидаемого. Возможно, от него ожидали большего из-за мифического образа, который создался в медиа вокруг Правого сектора. Особенно ощутимо это должно ударить по российской телепропаганде, согласно которой ПС подмял под себя едва ли не всю власть в Украине. Настоящей насмешкой над байками о кровожадных неонацистах, ведущих антисемитский террор, стал высокий результат Вадима Рабиновича, который, казалось, пошел на выборы именно в пику русскому агитпропу, а набрал больше таких "солидных" политиков как Олег Тягнибок и Петр Симоненко.
Наконец, для коммунистов и регионалов выборы закончились ожидаемым провалом. Естественно, если бы нормально голосовали Донецк и Луганск, не говоря уже об оккупированном Крыме, показатели КПУ и ПР были бы выше, но в целом ситуацию бы это не изменило. Коммунисты, в целях собственной безопасности, предпочитают вообще не появляться на публике за пределами юго-восточных областей, в партии зреют внутренние конфликты (многие номенклатурщики недовольны, что их "политбюро" довело партию до такого состояния), которые могут окончательно добить коммунистов.
У регионалов о перевороте речь не идет, но все больше и больше сине-белых депутатов задумываются над тем, чтобы поскорее сбежать с тонущего корабля. Ринат Ахметов, который после свержения Виктора Януковича получил над партией монопольный контроль, сейчас занят решением своих вопросов в Донбассе. Как рассказывают источники Фокуса, там ситуация окончательно вышла из-под его контроля, и у него никак не выходит его вернуть – вот даже широко анонсированная акция "гудок против сепаратизма" как-то незаметно сошла на нет.
Раду геть
Виталий Кличко и Петр Порошенко могут закрепить успех на досрочных парламентских выборах
В любом случае, нынешняя структура парламента совершенно не отображает текущие настроения общества. Досрочные выборы в Раду – одно из первых обещаний, которые Петр Порошенко успел дать после обнародования победных экзит-поллов. Правда, не рассказал, как это сделать.
По действующей Конституции есть три условия роспуска ВР: если в течение месяца не сформирована коалиция депутатских фракций, если за 60 дней после отставки Кабмина не сформирован новый, если депутаты месяц не могут открыть пленарное заседание. Очевидно, при нынешней конфигурации в парламенте эти условия можно выполнить лишь искусственно – например, одна из фракций возьмет и наглухо заблокирует трибуну парламента. Впрочем, есть и другой путь – принятие "акта политической воли". Иными словами, парламент своим же решением отправит себя на перевыборы.
Реальность такого сценария зависит от того, кто и в каком формате пойдет на досрочные выборы. Возможность слияния УДАРа и "Солидарности" Порошенко не исключена, хотя, де-факто, такой партии, как "Солидарность" в Украине нет, соответственно, нет у нее и партийных ресурсов. Потому рассматривается второй вариант – УДАР идет на выборы отдельно, а "Солидарность" Порошенко наполнит своими людьми, благо, его персональная команда уже формируется и может пройти в Раду на одном лишь имени будущего президента. У Батькивщины ситуация намного хуже. Партия трещит по швам, новые и новые люди переходят к Порошенко, а после его инаугурации этот процесс лишь ускорить. Крайне тревожный звонок – выборы в Киевский горсовет, на которых Батькивщина набирает всего до 5% голосов, и это в как бы "своем" городе. Юлии Тимошенко следует начинать реанимацию партии немедленно, иначе возникнет реальная угроза вообще пролететь мимо парламента.
Как было указано выше, наверняка пройдет в Раду и Олег Ляшко. А кого он с собой проведет, предугадать невозможно, ведь Радикальная партия – классический проект одного человека. Впрочем, если хорошие отношения между главным радикалом и экс-главой Администрации президента Сергеем Левочкиным не успели испортиться, группа РУЭ получит в следующем созыве очень мощные позиции (не забываем, Порошенко и Кличко "газовики" поддерживают открыто). Кого потенциально может привести с собой Гриценко – еще большая тайна, собеседники Фокуса из числа депутатов даже не выдвигают никаких версий.
Неплохие шансы пройти в парламент могут быть у Сергея Тигипко, занявшего на выборах пятое место. Но тут дело не столько в рейтинге, сколько в том, что "сильный украинец" якобы заручился поддержкой губернатора Днепропетровщины Игоря Коломойского – а это в современной Украине дорогого стоит.
Особенно если Тигипко сможет поживиться остатками электорального пирога Партии регионов, чьи перспективы и на выборах и в целом крайне туманны.
В следующей Раде наверняка не будет националистов и их непримиримых оппонентов коммунистов – по причинам, описанным выше. Примерно такой выглядит ситуация на данный момент, но окончательные контуры вырисуются либо к концу текущей парламентской сессии, либо уже к началу осени.
Под ковром
У Порошенко и его команды есть куда более насущные вопросы – формирование собственной вертикали власти, которое будет происходить независимо от событий в Раде и досрочных выборов. Сразу после окончания голосования Фокус, находясь в штабе Порошенко, попытался выяснить расклады хотя бы по ключевым кандидатурам. Попытка не имела особого успеха – поскольку сами торги еще в разгаре.
Определенность есть лишь с постом главы правительства – Арсения Яценюка пока никто трогать не будет. За другие должности идет подковерная борьба, в основном между ударовцами, во главе с правой рукой Кличко и серым кардиналом партии Виталием Ковальчуком и "порошенковцами", которых представляет, в частности, Игорь Грынив.
И Ковальчук, и Грынив, а также Роман Зварич фигурируют среди кандидатов на пост главы Администрации Порошенко (также называют фамилию нардепа и генпродюсера Пятого канала Юрия Стеця, но это очень маловероятно). А вот Юрий Луценко, которого также называли претендентом на эту должность, работать в АП не пойдет точно. "Юрий Луценко будет работать Юрием Луценко", - с улыбкой сказал Фокусу один из соратников экс-министра.
Скорее всего, лишится своего поста в обозримой перспективе свободовец, Генпрокурор Олег Махницкий, а вот глава СБУ по квоте УДАРа Валентин Наливайченко, вероятно, должность сохранит.
Относительно других мест в кадровой "шахматке" Порошенко ходят уж слишком туманные слухи. Небольшая ясность может быть внесена уже в четверг, когда Верховная Рада проведет первое после выборов заседание. По слухам, могут появиться и первые тушки новой волны – те, кто поспешат найти свое место уже в команде пятого президента Украины.
Милан Лелич, Фокус