Как могла бы выглядеть площадь Незалежности после Майдана

Европейские архитекторы рассказали Фокусу о своем видении Майдана Незалежности в Киеве после реконструкции 

Maydan — не только место паломничества иностранцев в Киеве, но и одно из немногих украинских слов, которые не требуют перевода. Как будет выглядеть это место, зависит от результатов конкурса на лучшую идею мемориала героям Небесной сотни. Победителя назовут к 15 октября, а сам мемориал обещают открыть в феврале 2015 года. Фокус попросил известных европейских архитекторов рассказать о том, каким они видят новый Майдан.


Основатели архитектурного бюро Halo. Один из самых известных их проектов — Культурный центр саами — финно-угорского народа. В здании, расположенном в Лапландии, где заседает саамский парламент.

— Мы предложили бы сделать Крещатик полностью пешеходным. Тенты и палатки можно заменить небольшими павильонами. Получится отличный городской парк, оазис посреди мегаполиса. В новых постройках могут расположиться туристические центры, кафе, галереи. В противовес этой неформальной зоне Майдан будет открытым монументальным пространством. Площадь стоит сохранить для концертов и собраний. Зимой на ней можно заливать каток. Тут же расположить мемориал — стену из брусчатки с именами погибших. Чтобы объединить его с остальной площадью, вмонтировать в тротуар полированные плиты с выгравированными датами — для каждого имени на стене. Это символизировало бы единство: с одной стороны, плиты расположены отдельно, с другой — они связывают всю площадь.


Основатель архитектурного бюро MOA, живет в Марселе. Работал над проектом жилого дома Лемуан во французском городе Флуарак. Макет этого здания выставлен в Музее современного искусства (MoMA).

— Я точно знаю, каким не должен стать Майдан, — похожим на памятник жертвам 11 сентября в Нью-Йорке. Слишком пафосный жест. Противоположную реакцию у меня вызвал мемориал на берлинской Бебельплатц. Он посвящен сожжению книг нацистами в 1933 году. Впервые я попал туда днем, но не увидел ничего кроме, собственно, площади. Спустя некоторое время оказался там ночью и заметил мерцающий свет. Он исходил из-под земли. Вровень с тротуаром была вмонтирована стеклянная рама. Сквозь нее виднелось глубокое пространство с мощным освещением. Стены были белые, а на них — пустые книжные полки. Мне кажется, Майдану нужен такой же незаметный, но в то же время сильный по смыслу мемориал. Стоило бы ограничить движение транспорта. Тишина и умиротворение — лучший способ почтить погибших. Кроме того, брусчатка ассоциируется с зимними событиями. В тех местах, где она не сохранилась, можно было бы уложить новую, другого цвета. Или сделать мозаику, так, чтобы изображение целиком было видно только с высоты.


Сооснователь архитектурной компании Heri & Salli, в прошлом — музыкант. Проекты, над которыми он работает, часто находятся на пересечении инсталляции и архитектуры. Большинство из них компания выполняет не на заказ, а по собственной инициативе, общаясь с местными жителями. "Наша цель — не просто создавать красивые вещи, а сделать так, чтобы люди с ними взаимодействовали", — говорит архитектор. Проект Heri & Salli недавно появился в одном из спальных районов Вены — стеклянная постройка, где на каждом из пяти этажей висят гамаки.

— Мемориалом сегодня стала сама площадь. Она должна оставаться местом, где у людей будет возможность собираться. Должна присутствовать сила пустого пространства, готового заполниться в случае необходимости. Разумеется, мы все надеемся, что ее не возникнет, но каждый должен знать, что такая возможность есть. В то же время люди будут использовать эту площадь каждый день. Удачным решением этой задачи я считаю мемориал жертвам Холокоста в Берлине. Он спроектирован так, что ты становишься как бы частью этого пространства — за счет того, что можешь передвигаться внутри него.


Один из участников архитектурного проекта n"Undo, основной принцип которого — "нестроительство". Идея заключается в том, чтобы освободить город от ненужных сооружений: "Слишком многим конструкциям не хватает уважения по отношению к территории и людям, которые там живут". По мнению Алехандро дель Кастильо, тишина и пространство — отличные строительные материалы.

— Прежде всего к работе стоит привлечь горожан. Их мнение не определит стиль или внешний вид Майдана, но поможет сохранить ощущения, связанные с этой площадью, и то, как они будут использовать ее. Майдан должен оставаться открытым, площадью возможностей. Никакой рекламы и киосков. Пустота позволила Майдану стать социальным центром для города и страны. Ему не нужны какие-либо символы, сам Майдан является символом того, что на нем происходило. Нет нужды загромождать его памятниками. Его стоит сделать доступным и убрать ненужные элементы. Важно сохранить то, чем он был, — пространством, которое растет по мере того, как развивается общество.