Олег Мусий: Мое отстранение - это расправа Яценюка над политическими конкурентами

Олег Мусий / Фото: kmu.gov.ua
Олег Мусий / Фото: kmu.gov.ua

Отстраненный от исполнения обязанностей министра здравоохранения Олег Мусий рассказал Фокусу о причинах случившегося, тендерной мафии в МОЗ и проблемах с закупками лекарств 

Олег Мусий 1 октября был отстранен от исполнения обязанностей министра здравоохранения Украины постановлением Кабмина. Он считает это решение незаконным и намерен судиться с правительством.

Почему вы приняли решение судиться с Кабмином?

Сегодня я подаю заявление, юристы как раз дали мне на вычитку уточненный вариант иска. Не существует ни одной нормы закона, которая позволяет премьер-министру или Кабмину отстранить от выполнения своих обязанностей министра. Конечно, я исполняю это решение, но поскольку оно незаконно, я подаю в суд.

Вы ходите на работу?

Я отстранен не с поста министра, а от исполнения полномочий министра - такая формулировка. Я хожу на работу, но не подписываю документы, не даю поручений, указаний. Нахожусь в министерстве и… пью чай.

С чем вы связываете свое отстранение?

Я боролся с мафией, системой, с которую после Майдана, к сожалению, не удалось изменить. Была системная травля и наезды на протяжении всей моей каденции министра, а теперь решили незаконно меня устранить. Плюс предвыборная кампания - у "Народного фронта" Яценюка 3% поддержки, и надо показать какую-то деятельность. Решили воспользоваться ситуацией и обвинить не себя, то есть, не своего ставленника, которого они сняли с должности, а министра, который не имеет никакого отношения к тендерным закупкам.

Конечно, я, как министр, отвечаю за это, но есть же персональная ответственность, ответственность их ставленника из "Народного фронта" Руслана Салютина (бывший первый замминистра охраны здровья с марта 2014 г., - ред.), которого уволили. На самом деле, это политические жулики и манипуляторы, беспринципные люди и "тушко-продуценты", которые не несут политической ответственности. Я открыто выступал с критикой на заседаниях Кабмина, поэтому подвергался обструкции.

Почему лекарства не закупались вовремя?

Потому что руководил процессом человек, который оказался некомпетентным, которого я пытался уволить в течение трех последних месяцев, соответствующее представление лежит у премьера. Кроме того, картина несколько иная на самом деле. По состоянию на сегодня 25% необходимых лекарств закуплено, 25% должны закупить на протяжении этого месяца, но Антимонопольный комитет завален жалобами участников торгов. По моему мнению, наблюдается сговор в Тендерном комитете, чтобы торги попросту не состоялись. Скажем, по закупкам на 500 миллионов гривен около 40 жалоб сейчас лежат в АМКУ.

Еще по 25% лекарств тендеры должны провести до 20 октября. Катастрофы нет. Министерство закупает около 400 наименований лекарств по всем этим торгам. Так вот, из 400 единиц только по семи у нас критические остатки – их или почти нет, или минимум. Всех остальных препаратов может хватить на полгода. Поэтому глобальной проблемы, которую пытаются раздуть, не существует. Есть политический дешевый пиар. Кроме того, я реальный конкурент кандидата в депутаты от "Народного фронта" во Львовской области, в Червонограде. Поскольку я там родился, иду на выборы по 124 мажоритарному округу. Кстати, в понедельник я положил на стол Яценюка заявление на отпуск на время предвыборной кампании, что предусмотрено законом.

Кто ваш конкурент по этому округу?

Галина Костюк - местный руководитель "Народного фронта", ее представляли во Львове уже. Сегодня рейтинг у меня там выше, поэтому решение Яценюка я считаю политической расправой над конкурентом.

Вы заявляли о том, что пытались противостоять и помешать так называемой тендерной мафии в МОЗ. Кого конкретно вы имели ввиду?

Это всем известные фамилии - Борис Литовский, Петр Багрий, Михаил Кучирко, Николай Кузьма. В первый день своего прихода на министерскую должность я сказал, что их схемы меня не интересуют и будут ликвидированы. Это привело к тому, что пытались повлиять на тендерные процедуры через моего первого заместителя (Руслана Салютина, - ред.). Влияли или нет - пусть ГПУ разбирается.

Единственное решение правительства от 1 октября, которое я приветствую, это то, что Генпрокуратуре поручили разобраться, кто на самом деле саботировал закупки, и почему они так поздно проводятся. Надеюсь, проверка будет осуществлена объективно. Тендерная мафия, которая 20 лет принимает участие в торгах, разделила между собой рынок и занимается посредничеством между заводами-производителями и министерством.

Иностранные заводы по нашему законодательству могут заходить на рынок только через посредников. Эти посредники между собой воюют, подают жалобы, саботируют, откаты платят. Каждый из них приближен к определенному деятелю при власти, которые обогащаются на госзакупках.

Угрозы в ваш адрес были?

Нет.

Что нужно сделать, чтобы ситуация с закупками лекарств в Украине изменилась?

Надо сформировать тендерный комитет по новым правилам. Кроме того, должны быть приняты изменения к закону "О госзакупках" с учетом, возможно отдельным разделом, особенностей госзакупок в сфере охраны здоровья.

Например, вакцины нужно производить в течение полугода, а тендерное законодательство предусматривает оплату в течение трех месяцев. То есть сознательно закладывается невозможность производства вакцин. И сам закон, принятый ВР как новый, на самом деле, мало чем отличается от того, который был во времена Януковича. Например, понятие редукциона (торги со снижением цены - ред.) которое спасло бы ситуацию - отсутствует, понятия долгосрочных контрактов - нет, вопрос прямых закупок у иностранных производителей - не решается.

Какие выводы о системе здравоохранения в Украине вы сделали, находясь на должности министра?

Старую систему возглавила новая власть, которая почти не отличается от прежней. Все время идет внутренняя борьба, полгода нельзя уволить чиновников, это та бюрократия, которая тормозит процесс перемен. Например, Концепция реформы охраны здоровья написана четыре месяца назад, но из-за бесконечных согласований ничего не двигается. Очень трудно идет процесс сокращения госаппарата, ведь сначала нажно внести изменения к 180 законам. Мы сократили 10% работников министерства - было 277 , стало 249. Сокращаются и реорганизуются сейчас и госслужбы - Служба по противодействию ВИЧ, Служба по контролю за наркотиками. Нужно ликвидировать прежде всего дублирование функций.

Не жаль, что порвали отношения с бывшими соратниками?

Это работа. Я не хотел превращаться в "панургово стадо", которое ведет человек с почти диктаторскими замашками, не учитывая мнения других. Это то, что я наблюдал на заседаниях правительства. Многие решили существовать дальше в этой системе. Мне жаль.