Почему ОБСЕ подыгрывает россиянам

Чтобы миссия ОБСЕ в Донбассе стала более эффективной, Украине нужно официально назвать войну войной, а не антитеррористической операцией

С самого начала мирный план Петра Порошенко подразумевал, что ключевую роль в контроле за его выполнением будет играть ОБСЕ.

Однако в последнее время в СМИ стали появляться публикации с обвинениями в излишне тесном сотрудничестве представителей ОБСЕ с сепаратистами, а социальные сети наполнились возмущением "слепотой" наблюдателей, которые не замечают колонны военной техники из России в Донбассе, отказываясь признавать присутствие российских войск на востоке страны.

Сомнения в эффективности ОБСЕ теперь выражают и украинские официальные лица. 4 декабря министр иностранных дел Павел Климкин во время министерского совета ОБСЕ в Базеле заявил: "ОБСЕ должна действовать решительнее, иначе уйдет в небытие".

Чиновники на местах выражаются еще менее дипломатично. По словам главы Луганской ОГА Геннадия Москаля, ОБСЕ — это абсолютно беспомощная организация, не способная решить ни одного вопроса. Так что "медовый месяц" остался позади.

ОБСЕ хамит и помогает террористам

Прежде всего европейских наблюдателей обвиняют в том, что члены мониторинговой миссии упорно не замечают свидетельств российской агрессии и нарушений перемирия бое­виками.

Украинский военный журналист Андрей Цаплиенко заверяет, что по факту сотрудники ОБСЕ мониторят только одну сторону: "На позиции боевиков их просто не пускают".

Поэтому наблюдатели не могут увидеть тяжелой техники сепаратистов, в то время как на украинской стороне линии фронта никаких проблем с осмотром боевых позиций нет.

Координатор группы "Информационное сопротивление", народный депутат Дмитрий Тымчук рассказал Фокусу, что ОБСЕ так работает еще с весны, когда взялась контролировать происходящее на российско-украинской границе.

Тогда своих наблюдателей миссия выставила лишь на двух пограничных пунктах. "По их отчетам мы видели, что никакого пересечения военными и техникой не происходит, но подавалось это в том контексте, что аналогичная ситуация на всей российско-украинской границе, — говорит Тымчук. — Это было очень некоррект­но и вызывало подозрения".

Использовать отчеты мониторинговой миссии для организации информационных провокаций удобно из-за крайне осторожных формулировок, которыми оперируют наблюдатели.

К примеру, такие слова, как "бойцы в камуфляже с российскими флагами", вместо "российских солдют" создают впечатление, будто наблюдатели миссии делают все, чтобы закрыть глаза на очевидные вещи и подыграть России.

Но кроме обвинений в "слепоте" против представителей ОБСЕ выдвигают более серьезные подозрения. Совет национальной безопасности и обороны Украины распространил сообщение о том, что представители мониторинговой миссии разглашают информацию о дислокации украинских военных.

При этом советник министра обороны по вопросам обмена пленными Василий Будик заявил, что 80% сотрудников миссии ОБСЕ, работающих в районе Мариуполя, являются гражданами России, а также бывшими сотрудниками российских спецслужб — ФСБ и ГРУ.

Дмитрий Тымчук также обвиняет представителей ОБСЕ в сотрудничестве с боевиками. Группа "Информационное сопротивление" неоднократно наблюдала случаи перевозки террористов в машинах ОБСЕ, а российские СМИ, по словам Тымчука, не таясь, пишут о представителе миссии, который по совместительству является старшим советником посольства Российской Федерации в Украине.

Координатор "Информационного сопротивления" рассказывает и о хамском поведении по отношению к украинским военным со стороны наблюдателей из РФ. Собственно, присутствие россиян среди членов мониторинговой миссии ОБСЕ само по себе является одной из самых главных претензий к ее работе в Украине.

"Мы не против ОБСЕ, но мы против того, чтобы представители страны-агрессора выступали в роли якобы независимых наблюдателей", — подытоживает Дмитрий Тымчук.

Критика ОБСЕ может быть клеветой?

Правда, далеко не все в Украине видят в действиях ОБСЕ крамолу. По словам советника главы СБУ Маркияна Лубкивского, речь идет о целенаправленной российской кампании по дискредитации миссии.

Лубкивский уверяет, что Кремль хочет представить Украину недоговороспособной страной, которая ставит под сомнение мандат ОБСЕ.

Так что в МИДе поспешно принялись опровергать выдвинутые ранее обвинения, в частности, о засилье россиян среди наблюдателей в Мариуполе. Их там, по словам спикера украинского внешнеполитического ведомства Евгения Перебыйниса, по состоянию на 11 ноября было лишь трое из общего количества в 25 человек.

Спикер миссии ОБСЕ в Украине Майкл Боцюркив уверяет, что наблюдатели все же фиксируют скопление военной техники в Донецке и присутствие солдат в российской военной форме в Луганске.

А отсутствие однозначных обвинений какой-либо из сторон в обстрелах или принадлежности к определенным вооруженным формированиям связано с нежеланием невольно подыгрывать кому-либо из участников конфликта.

Fullscreen

В ноябре Петр Порошенко передал 10 бронированных КрАЗов Cougar миссии ОБСЕ для выполнения задач в зоне АТО. Однако отношение украинской власти к наблюдателям становится все более критичным

Полноценно выполнять свои функции наблюдателям мешает и тот факт, что у них нет оружия. В условиях активной фазы конфликта это, как минимум, опасно.

Препятствием для нормальной работы является и сам формат организации, где каждая из стран имеет право вето, а все решения принимаются исключительно консенсусом. Россия использует это, чтобы блокировать все выгодные для Украины решения ОБСЕ, которые в нынешней ситуации могли быть эффективными.

Из-за этого, например, не удалось расширить мандат мониторинговой миссии на всю протяженность российско-украинской границы. Без согласия России ее также невозможно признать стороной конфликта и избавиться от российских наблюдателей.

"Каждая страна имеет право формировать до 10% общего состава миссии. И Россия этим правом активно пользуется", — констатирует Евгений Перебыйнис.

Трамвай без электричества

О том, что посредничество ОБСЕ не панацея, говорят даже в самой организации. По словам Майкла Боцюркива, миссия не может заставить стороны примириться.

Для этого необходима политическая воля обеих сторон. В то же время такую заинтересованность пока проявляет лишь Украина, а со стороны РФ этого не видно. Так что использование ОБСЕ в такой ситуации является скорее полумерой, способной заморозить конфликт.

Примеры посредничества со стороны ОБСЕ в других конфликтах также говорят о низкой эффективности ее миссий. Так называемая Минская группа сопредседателей стран — членов ОБСЕ, занимающаяся мирным урегулированием нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном, лишь заморозила противостояние.

Ни одна из противоборствующих сторон миротворческой миссией не довольна, а временное перемирие в Нагорном Карабахе периодически нарушается. Азербайджанский политолог Тофик Аббасов объясняет: у ОБСЕ отсутствуют механизмы, чтобы заставить Армению отвести свои силы с территории Нагорного Карабаха, а без этого процесс урегулирования не имеет никакой перспективы.

Именно поэтому среди азербайджанской элиты Минскую группу ОБСЕ называют трамваем без электричества — она вроде бы есть, но эффекта от ее присутствия не наблюдается.

Многие зарубежные политологи констатируют кризис наднациональных институтов, который еще больше усугубила Россия своим пренебрежительным отношением к ним.

Тем не менее в МИДе Украины признают, что другого механизма, кроме ОБСЕ, который мог бы реально мониторить ситуацию на востоке страны, в распоряжении украинской стороны попросту нет. Без европейских наблюдателей ситуация будет только ухудшаться.

Одновременно опрошенные Фокусом эксперты говорят о необходимости постоянно указывать на недоработки, просчеты и нарушения со стороны представителей миссии. А для того, чтобы требовать от ОБСЕ признания России стороной конфликта, Украине стоит самой, наконец, открыто признать вооруженную агрессию России и называть войну войной, а не АТО.

Фото: АР