Встали и ушли. Почему иностранцы, бизнесмены, технократы покидают правительство

Фото: Александр Медведев/Новое Время, УНИАН, Михаил Маркив, 123rf
Фото: Александр Медведев/Новое Время, УНИАН, Михаил Маркив, 123rf

Фокус спросил у претендентов на высокие должности и экс-чиновников, хлопнувших дверью или просто незаметно ушедших из власти, о мотивах их решений

Related video

Скандал вокруг так и не состоявшейся легальной работы Саши Боровика в министерстве экономики, пожалуй, не вызвал бы столь широкого резонанса, если бы ему не предшествовала череда похожих уходов.

Джамбул Эбаноидзе

Fullscreen

претендент на должность главы Государственной регистрационной службы

КТО ОН

У себя на родине, в Грузии, в разные годы возглавлял Таможенную службу, Национальное агентство публичных реестров, Национальное бюро исполнений. Был заместителем министра юстиции. Построил систему публичных сервисов и принимал участие в реформе налоговой системы Грузии

— Министерство юстиции пригласило меня руководить Государственной регистрационной службой. Но в январе мне сообщили, что министерство эту службу ликвидирует и передает функции департаменту в своей структуре. Я выяснил, что у начальника этого департамента фактически нет никаких полномочий, он не сможет влиять на регистраторов. Поэтому я отказался от должности, хотя уже получил украинское гражданство. В январе-феврале мне говорили, что мой статус — советник министра по вопросам регистрации, но все было неофициально, никаких бумаг я не подписывал и на работу не оформлялся. Вместе с моими коллегами в Украине мы подготовили концепцию реформирования регистрационной системы, и пока я еще работал, эту концепцию поддержали в министерстве. После того как я ушел, от нее отказались и перевернули все с ног на голову.

Я вижу тенденцию ухода иностранных специалистов из украинской власти. Главная причина — здесь до сих пор все работает по старым принципам, вся власть сосредоточена у министра. Он решает глобальные стратегические вопросы и занимается микроменеджментом. Все остальные сотрудники, начиная с замов, заканчивая руководителями отделов, ждут министра: что он скажет, как он решит, когда он подпишет. Не происходит делегирования полномочий сотрудникам, им не дают возможности работать автономно. Без этого система не может работать. У министра нет времени вникать в каждую мелочь. Многие реформаторы, при­ехавшие в Украину из-за границы, чтобы использовать свой опыт для проведения реформ, окунулись в ежедневную рутину, гоняются за подписями и документами. 80% их времени уходит на пустяки.

Я не хочу бросать то, чем занимаюсь. Буду и дальше работать в Международном центре реформ в качестве эксперта по вопросам регистрации и налогообложения. Не получилось поменять регистрационную систему изнутри — значит, надо заставить власть сделать это уже от лица общественности. В будущем мне придется сотрудничать с Минюстом, от этого никуда не деться.

Денис Бродский

Fullscreen

экс-глава Нацагентства по вопросам госслужбы

КТО ОН

Профессиональный HR-директор. Работал в VAB Банке, Интерпайпе, Platinum Bank. Был активным участником протестов на Майдане. В апреле 2014 года возглавил Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы. На госслужбе продержался чуть меньше месяца

— Я очень хорошо понимаю Сашу Боровика. Когда ты бросаешь насиженное место, приезжаешь из другой страны, чтобы работать бесплатно, то рассчитываешь как минимум на уважительное отношение. А выходит, что тебя ни во что не ставят, смотрят, как на рядового исполнителя, слушать не хотят. На расследование и доклад о причинах задержки выплат родственникам Небесной сотни нам выделили всего сутки, из которых 5 часов мы просидели в секретариате Кабмина, выбивая подписи для проведения расследования. Конечно, времени на выяснение обстоятельств не хватило — это я и попытался объяснить на заседании Кабмина. В ответ мне посоветовали "триматися стільчика". Личностный конфликт — не единственная причина моего ухода. Еще раньше я понял, что ни у кого не было желания реформировать госслужбу. Вместо этого приходилось заниматься какими-то ненужными, рутинными вещами, иногда утвержденными еще предыдущим Кабмином. Я хотел быстрых и радикальных перемен, а правительство работало слишком медленно, да и то под давлением общества и западных партнеров.

Павел Шеремета

Fullscreen

экс-министр экономического развития и торговли

КТО ОН

Окончил программы управленческого развития в Гарвардской бизнес-школе. Основатель и первый декан Киево-Могилянской бизнес-школы (KMBS). В 2008–2011 годах — президент и старший консультант Института стратегии Голубого океана Малайзии. С 2012 года — президент Киевской школы экономики. С 27 февраля по 2 сентября 2014 года занимал должность министра экономического развития и торговли

— Я решил не адаптироваться к той системе, которая царила в госучреждениях. Чтобы выжить там, нужно было приспосабливаться, играть по их правилам. Я не смог. И это главная причина моего ухода. Поводом и последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало назначение без согласования со мной замминистра — торгового представителя Минэкономики.

Как и в случае с Денисом Бродским или Сашей Боровиком, у меня были напряженные отношения с премьером. Я шел туда, чтобы работать над реформами, но ко мне не прислушивались, даже собственную команду сформировать самостоятельно не дали.

Яника Мерило

Fullscreen

экс-советник министра экономического развития и торговли

КТО ОНА

С 2000 года эстонка занимала руководящие должности в нескольких инвестиционных фондах Европы (US Invest, BrainBasket и др.). Занималась вопросами привлечения средств на рынки России, Украины и стран Балтии. В свое время стала первой женщиной в клубе бизнес-ангелов Estonian Business Angels Network (ESTBAN). Эксперт Агентства по вопросам электронного правительства Украины. С 5 января 2015 года работала советником министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса

— В моем случае никакой интриги нет. В качестве советника министра я занималась вопросами улучшения инвестиционного климата и созданием электронного правительства. То есть, по сути, единого портала административных услуг, который позволил бы гражданам в онлайн-режиме подать заявление на субсидию, оформить паспорт или получить справку о несудимости. У Айвараса Абромавичуса (министра экономического развития и торговли. — Фокус) были другие приоритеты — в том числе дерегуляция и подготовка госпредприятий к приватизации. Я могу его понять: пожалуй, если бы я была на его месте, то тоже сосредоточилась бы на этих задачах. Но уйдя из правительства, я точно так же продвигаю электронное правительство, отсутствие статуса советника никак мне не мешает. Мою инициативу на уровне местной власти поддержали в Днепропетровске и Львове, уже готовятся пилотные проекты.

Думаю, что ситуация с Сашей Боровиком несколько раздута, и не стоит говорить о массовом исходе иностранцев из Кабмина. Конечно, мне тоже кажется, что реформы продвигаются очень медленно, хотелось бы быстрее. Но я не делаю из этого трагедии, так как понятно, что политическая элита в Украине полноценно еще не успела смениться. Это и есть ответ на то, почему все так медленно. Во всех вертикалях власти нужны новые лица, но обновление требует времени и терпения.

Текст: Олег Сорочан, Милан Лелич
Фото: Александр Медведев/Новое Время, УНИАН, Михаил Маркив