Минские соглашения приведут к захвату Россией значительной части Украины, - Михаил Касьянов

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Бывший премьер-министр России Михаил Касьянов рассказал Фокусу о том, что заставило Владимира Путина сделать паузу в войне в Донбассе и почему убийство Бориса Немцова не расследуется

На сайте Республиканской партии России — Партии народной свободы до сих пор значатся два сопредседателя — Михаил Касьянов и Борис Немцов. Со времени убийства последнего прошло три месяца, однако расследование этого дела не сдвинулось с мертвой точки. Власти РФ открыто демонстрируют незаинтересованность в раскрытии преступления. Свежее тому подтверждение — отказ Государственной Думы расследовать это убийство в стенах парламента.

РПР-ПАРНАС тем временем готовится к выборам в Госдуму. Они должны состояться в 2016 году. И хотя до начала избирательной кампании еще далеко, уже сейчас очевидно: пробиться туда Михаилу Касьянову и его партии будет непросто. 26 мая депутат Госдумы Евгений Федоров попросил Следственный комитет России проверить бывшего премьера на причастность к сепаратизму. Причиной стало интервью Касьянова французскому изданию PolitiqueInternationale, где в ответ на вопрос: "Вы бы вернули Крым Украине?" — сопредседатель РПР-ПАРНАС ответил: "Без сомнения".

Следователи по делу Бориса Немцова очень долго не могли выдвинуть какую-то внятную версию убийства и в итоге заявили, что дело носит заказной характер. Вы утверждаете, что Борис Немцов был убит по политическим мотивам. Почему тогда у правоохранителей сразу не было готовой версии, чтобы представить ее общественности?

— Эта тема чувствительна, и мы требуем от власти интенсивного продолжения расследования. Следственные действия нужно проводить там, куда вышла следственная группа,— на территории Чечни. И не ограничиваться арестом исполнителей преступления. Должны быть найдены заказчики и вдохновители этого политического убийства. Сегодня по части поиска заказчиков, организаторов преступления ничего не сделано. Хоть я и моя партия не считаем нынешний парламент легитимным органом, тем не менее там есть один-два депутата с независимой позицией. Так вот, им отказали в проведении парламентского расследования. Я обратился к Владимиру Путину с тем, чтобы позволить общественности быть в курсе расследования. АП ответила очень просто и по-чиновничьи: "Ничего не знаем, есть следователи — они будут разбираться, никакого дополнительного участия политических групп или общественности не требуется". Власти не заинтересованы в поиске всех тех людей, которые вовлечены в убийство Немцова. Это мы предполагали и раньше, а поведение правоохранителей только подтверждает наши предположения. Поэтому мы заявляем, что рано или поздно, не при этой власти, так при другой, это убийство раскроют и будут найдены заказчики и организаторы, а не только исполнители.

"Российская власть многогранна. Это не просто Владимир Путин и его какой-нибудь заместитель. Это вертикаль, где много разных интересантов, которые могли быть причастны к убийству Немцова"

Чеченцы, задержанные по обвинению в убийстве Бориса Немцова, отрицают свою причастность к этому преступлению. Вы им верите?

— Я верю тому, что знают наши адвокаты, представляющие интересы семьи Бориса Немцова. Они полагают, что задержанные чеченцы — именно те люди, которые исполняли убийство.

Почему именно Немцов стал жертвой и чем так сильно не угодил Кремлю?

— На его месте мог быть и кто-то другой из лидеров оппозиции. Политическая мотивация преступления очевидна — запугать либерально настроенную общественность и продемонстрировать Путину, что не все в сегодняшней России под его контролем. Версии о том, что убийство случилось на почве бытового конфликта или из-за каких-то антиисламских высказываний, смехотворны и не должны рассматриваться серьезно. Борис Немцов был государственным и политическим деятелем, и убили его не из-за каких-то бытовых проблем или плохого отношения к мусульманам. Его убили из-за плохого отношения к Кремлю, поскольку он непримиримый борец с властью, которая ежедневно попирает права человека, погрязла в коррупции, развернула войну против независимой Украины и которая еще очень много чего плохого делает. Нужно понимать, что эта власть многогранна. Это не просто Владимир Путин и его какой-нибудь заместитель. Это вертикаль, где много разных интересантов, которые могли быть причастны к убийству. Нераскрытие этого преступления наводит на еще более глубокие негативные мысли в отношении действующей власти.

Вы не опасаетесь за свою жизнь?

— В России все боятся жить. Особенно вольные люди, которые позволяют себе интерпретировать события с точки зрения конституции и международного права. Всем этим людям в России живется невесело, они все боятся, не понимают, что будет завтра, что будет послезавтра. Это не только ко мне относится, но и к любому человеку, который открыто выражает свои мысли. Да, сегодня существует угроза, и мы живем с этой угрозой.

Чеченский синдром

Месяц назад Рамзан Кадыров разрешил чеченским милиционерам стрелять по российским силовикам, если те без его ведома участвуют в спецоперациях на территории Чечни. Значит ли это, что между Кремлем и главой Чеченской Республики возник конфликт?

— Это заявление демонстрирует, что в отношениях есть напряжение. Напряжение не в связи с заявлением, а заявление в связи с напряжением. Рамзан Кадыров требует признания своей большей величины и значимости в российской политической жизни. Отсюда все и идет.

Fullscreen

Может ли так случиться, что в ближайшие годы в Чечне произойдет смена лидера на кого-то еще более лояльного к Владимиру Путину?

— Нет, Рамзан Кадыров — самый лояльный к Путину человек в Чечне. Дело здесь не в лояльности, а в фактической конструкции страны и ее соответствии конституции России. В Чечне ведь не все законы РФ работают. То, что там не удалось вовремя провести следственные действия в отношении убийства Бориса Немцова, лишь подтверждает этот тезис. Не все гладко в российском многонациональном доме.

Мнимый мир

Почему, на ваш взгляд, активные военные действия на востоке Украины прекратились? Кремль боится новых санкций Запада?

— Это произошло благодаря минским соглашениям о прекращении огня. Дээнэровцы, элэнэровцы и поддерживающие их российские власти пытаются сохранить лицо. Они заинтересованы, чтобы соглашения работали, так что в этом нет ничего удивительного.

Мнения российских экономистов разнятся: одни говорят, что от санкций Запада есть эффект, другие — что Россия и без них скатилась бы в экономическую пропасть. Вы верите в действенность этих санкций и нужны ли, по-вашему, более жесткие меры в отношении России?

— В России серьезные экономические проблемы, и они в первую очередь связаны с той политикой, которую Путин проводил последние 10 лет. Экономические проблемы были неизбежны, и они наступили. А вот усиление и глубину этим проблемам добавляет падение цены на нефть и санкции. Но это два дополнительных фактора, а не источник проблем в российской экономике. Да, санкции действуют. И если будет новая волна агрессии со стороны российских властей, неизбежно последуют новые санкции.

Полгода назад в интервью Фокусу вы утверждали, что Владимир Путин хочет захватить всю Украину. Однако сейчас стало очевидно, что его планы изменились. С чем это связано?

— Сейчас совсем другая ситуация. Посмотрите на результаты вторых минских переговоров: в итоговом документе все положения изложены в интересах Путина. Я имею в виду вторую часть. Первая — прекращение огня — худо-бедно выполняется, а вторая, на мой взгляд, не очень правильно сформулирована с точки зрения государства Украина. Поэтому Путин желает, чтобы все исполнялось именно так, как это прописано. Что я имею в виду? Сначала местные выборы в Донбассе, которые будут де-факто манипуляцией и имитацией процесса, и только в самом конце тоннеля — передача границы украинским властям. Я очень удивился, когда увидел это в минских соглашениях. Но именно на такой последовательности настаивают российские власти. Отсюда и все эти призывы к международному сообществу надавить на Украину для выполнения соглашений. Если их положения будут реализовываться в таком порядке, это станет захватом значительной части Украины.

"Делать выборы на территории, контролируемой непонятно кем, — это имитация процесса. Люди, которые сегодня правят в этих регионах, не имеют ничего общего с народом"

Сначала нужно передать контроль над границей украинским властям, потом провести выборы, децентрализацию и т. п. Делать выборы на территории, контролируемой непонятно кем, — это имитация процесса. Люди, которые сегодня правят в этих регионах, не имеют ничего общего с народом. Они не избирались, не имеют полномочий говорить от имени живущих там граждан Украины. Выборы должны пройти по законам Украины после того, как Киев или в крайнем случае ОБСЕ будут контролировать границу.

Украинская власть рассчитывает, что для разрешения конфликта в Донбассе удастся привлечь полицейскую миссию ЕС или миссию ООН по поддержанию мира. Есть ли шанс, что Россия согласится на такие меры?

— Исходя из того, что мы видим сегодня, Кремль будет сопротивляться и настаивать на том, чтобы минские соглашения выполнялись в понимании нынешней российской власти: выборы, децентрализация, потом внесение изменений в Конституцию и лишь после этого — передача границы. Российские власти не хотят соглашаться на приезд полицейской миссии, как не хотят соглашаться и на интернационализацию конфликта, не позволяя Украине тем самым защитить себя от российской агрессии. Поэтому переговорный процесс, безусловно, будет напряженным.

В Украине что ни день — то новая акция протеста. В раскачивании ситуации политики постоянно видят руку Владимира Путина. На кого Россия могла бы сделать ставку, организовывая очередную смену власти в Украине в свою пользу?

— Я не знаю, кто из украинских политиков мог бы стать креатурой Кремля, но то, что Путин и его команда не хотят сильной, независимой, демократической Украины, это факт. Для этого они будут делать все, чтобы представить украинскую власть слабой и неспособной управлять страной. Путин продолжит наращивать свое влияние через Донецкую и Луганскую области, давление на Киев будет только расти. Требования об изменении конституции, о внеблоковых статусах и т. п., которые выдвигают представители так называемых республик, — это и есть часть давления. Поэтому все в руках украинского народа и тех представителей, которых он избрал, — президента и Верховной Рады, которые должны без промедления проводить реформы. Только в этом случае пакет помощи, сформированный западными странами для Украины, будет работать.

Если же реформы не начнутся, нынешняя Украина утратит свой последний шанс на существование. В этом и заключается драматизм ситуации. Без реформ помогать Украине никто не будет, и тогда путинская агрессия сегодняшнего дня покажется мягким нравоучением.