ВР в первом чтении поддержала изменения в Конституцию в части правосудия

Верховная Рада Украины / Фото пресс-службы парламента
Верховная Рада Украины / Фото пресс-службы парламента

В обновленном проекте закона предусмотрено существенное изменение юридического статуса органов прокуратуры

Верховная Рада Украины в первом чтении поддержала изменения в Конституцию Украины в части правосудия. Соответствующий законопроект №3524 предварительно поддержали 244 нардепа, передает "РБК-Украина".

Согласно документу, за парламентом остается право выражать недоверие генеральному прокурору.

Также предложено исключить из Конституции Украины раздел VII "Прокуратура" в полном объеме, а приведенные в соответствие с международными и европейскими стандартами положения, определяющие юридический статус органов прокуратуры, включить в раздел VIII "Правосудие".

В частности, из перечня функций прокуратуры изъят ряд не свойственных (по европейским стандартам) ей функций, таких как: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (так называемый "общий надзор"); надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Как следствие предложенных изменений органы прокуратуры получат широкие процессуальные возможности для гораздо более качественного выполнения свойственных прокуратуре функций – поддержания публичного обвинения в суде; процессуального руководства досудебным расследованием; решения в соответствии с законом иных вопросов во время уголовного производства; надзора за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.

Президентским законопроектом предлагается установить, что судья КС может быть уволен только по решению КС не менее чем двумя третями от его конституционного состава.

Предлагается предусмотреть, что судья КС не может быть привлечен к ответственности за голосование в связи с принятием судом решений и предоставления им выводов, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка.

Стоит подчеркнуть, что без согласия Конституционного Суда судья КС не может быть задержан или арестован, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Кроме того, предлагается лишить парламент права давать согласие на арест судей. Так, согласно документу, на арест судьи требуется согласие Высшего совета правосудия – именно в этот орган глава государства предлагает превратить Высший совет юстиции.

Так, согласно документу, без согласия Высшего совета правосудия судья не может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Кроме того, законопроектом предусматривается лишение президента права создавать суды. Документом предусмотрена передача нардепам полномочий по созданию, ликвидации и реорганизации судов.

Вместе с тем предусмотрено, что до внедрения нового административно-территориального устройства в соответствии с изменениями в Конституцию относительно децентрализации власти, но не позже чем до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет президент.

Напомним, 1 февраля Конституционный суд Украины признал конституционным доработанный законопроект о внесении изменений в Конституцию в части правосудия.

Новый проект судебной реформы Верховная Рада со второй попытки отправила в Конституционный суд 28 января.

22 января Конституционный суд Украины признал законопроект "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)" соответствующим Основному закону страны (требованиям статей 157 и 158 Основного закона).

26 января президент Украины внес доработанный вариант законопроекта, который оставляет за парламентом право выражать недоверие генеральному прокурору и отправлять его в отставку. В предыдущей версии документа парламент этого права лишался.

Законопроект содержит нормы о ликвидации судейской неприкосновенности, автоматической отставке судьи в случае непрохождения переаттестации, также значительно увеличивает прозрачность в подборе судейских кадров и значительно повышает ответственность судей за вынесение неправосудных решений.