Хождение по мукам. Станет ли отставка Абромавичуса катализатором подковерной борьбы за власть

Глава Минэкономики Айварас Абромавичус / Фото: kmu.gov.ua
Глава Минэкономики Айварас Абромавичус / Фото: kmu.gov.ua

Отставка Айвараса Абромавичуса может окончательно рассорить команды премьера, президента и парламентскую коалицию. Все они увязли в переговорах о переформатировании коалиции и Кабмина

Утро 3 февраля может оказаться поворотным в судьбе правительства Арсения Яценюка. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил, что не хочет быть ширмой для коррупции и подал в отставку. В блокировании работы своего ведомства Абромавичус обвинил ближайшего соратника Петра Порошенко, первого замглавы фракции БПП в парламенте Игоря Кононенко. Однако отставку Абромавичуса еще должен принять парламент.

*********

— А Самопомич представит своих кандидатов в правительство? — поинтересовались журналисты у главы фракции Олега Березюка.
— Конечно, представит, — ответил тот.
— И когда это случится? — спросил корреспондент Фокуса.

Березюк замешкался.

— Будет, будет все, — успокоительно махнул рукой и поспешил в направлении сессионного зала.

Разговор состоялся во вторник, как раз между закрытием третьей и открытием четвертой сессии Верховной Рады восьмого созыва, когда в парламентских кулуарах оживленно обсуждали "кадровый пакет БПП" — список министров, которых президентская фракция якобы хочет делегировать в правительство.

Накануне эту информацию обнародовал депутат Сергей Лещенко, представив список из восьми кандидатов на вакантные и пока еще занятые кресла в Кабмине. Это могло бы придать какую-то конкретику затянувшимся и пока бесплодным переговорам о переформатировании правительства и коалиции, но на деле запутало ситуацию еще больше.

Напомним: БПП предложил кандидатуры Виталия Ковальчука на должность первого вице-премьера, Тараса Кутового — на МинАПК, Глеба Загория — на Минэкологии, Алексея Гончаренко — на Минздрав, Павла Рябикина — на Мининфраструктуры, Ольги Бельковой — на вице-премьера по евроинтеграции, Евгения Нищука — на Минкульт, Александра Спиваковского — на Минобразования. Этот список вызвал вопросы не только у многих участников коалиции, но даже у посла США в Украине Джеффри Пайетта. "Опасные голоса говорят: "Хватит министров-технократов и профессионального управления — пришло время политикам взять бразды правления". Это будет огромной ошибкой, будет питать усилия Кремля представить Украину демократией, которая приходит в упадок, а не формируется", — написал Пайетт на своей страничке в Twitter.

Айварас Абромавичус заявил, что не хочет быть ширмой для коррупции и подал в отставку

Главная претензия очевидна: отсутствие у кандидатов достаточного опыта и компетенции в отраслях, куда их прочат, в первую очередь, это касается Гончаренко (Минздрав) и Загория (Минэкологии). Но представленный список оказался не столько реальной заявкой на ротации в Кабмине, сколько очередным не до конца согласованным ходом БПП в продолжающейся подковерной борьбе.

"Это классическая переговорная схема: мы заведомо завышаем наши требования, чтобы потом отступить и получить то, что нам на самом деле нужно; то есть по некоторым министерствам мы отступим, чтобы провести в Кабмин тех, кто нам нужен, — объяснил Фокусу один из депутатов от БПП. — Кроме того, таким образом мы удовлетворяем амбиции отдельных товарищей, даем им возможность побыть пару дней в центре внимания СМИ и как бы закрываем обязательства, которые им когда-то давались. А когда ничего не получится — так это же переговоры, компромиссы, чего вы хотели, надо уступать".

Однако сам факт публикации списка кандидатов привел к скандалу между слившим информацию в СМИ Лещенко и главой фракции Юрием Луценко прямо в сессионном зале. Луценко обвинил коллегу в некомандной игре, тот отвечал, что разглашать информацию никто не запрещал. Лещенко говорил, что выдвижение кандидатов прошло с нарушениями — Луценко утверждал, что никакого "выдвижения кандидатов" по сути-то и не было. В итоге пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган обнародовала фрагмент аудиозаписи заседания фракции со словами главы БПП: "Это не наши кандидатуры, на которых мы настаиваем, это наши предложения для обсуждения в рамках коалиции". А сам Луценко тем временем заявил, что после общественного резонанса фракции придется еще раз вернуться к обсуждению своих кандидатов.

Последние события укладываются в рамки главного плана, по которому действует политсила президента. Поскольку проходной альтернативы Арсению Яценюку в премьерском кресле подобрать не удалось, БПП настаивает на отдельных ротациях в правительстве, при которых удалось бы сохранить существующую коалицию. А ответственность за все провалы Кабмина порошенковцы по-прежнему будут сваливать лично на премьера, по крайней мере такие рекомендации по общению со СМИ содержатся в "шпаргалках" для депутатов БПП, которые рассылают технологи Банковой.

Как удалось выяснить, главной тактической задачей для БПП является назначение на пост первого вице-премьера Виталия Ковальчука, ныне первого замглавы Администрации президента. Кроме того, Ковальчука хотят назначить и министром экономики вместо Айвараса Абромавичуса, который сегодня утром подал в отставку с громкими обвинениями в адрес близкого друга президента, депутата Игоря Кононенко (при этом Ковальчук с Кононенко находятся в хороших отношениях). Принципиальным является и назначение Рябикина на Мининфрастуктуры, но фронтовики как раз против его кандидатуры особо не выступают. По другим позициям, как разъяснили собеседники Фокуса в БПП, есть пространство для переговоров.

Сам факт публикации списка кандидатов привел к скандалу между слившим информацию в СМИ Лещенко и главой фракции Юрием Луценко прямо в сессионном зале. Луценко обвинил коллегу в некомандной игре, тот отвечал, что разглашать информацию никто не запрещал

В свою очередь, главная задача Яценюка — оставить кресло главы МВД за Арсеном Аваковым, крайне желательно, чтобы и глава Минюста Павел Петренко тоже остался на своем месте, ведь Минюст занимает ключевое место во всем документообороте правительства, при желании его руководитель может заблокировать любое решение.

А вот Ковальчука руководство Народного фронта пускать в Кабмин упорно не хочет. Опытный аппаратчик на посту первого вице-премьера, завоевавший доверие у президента, еще и с портфелем министра экономики, существенно ограничит влияние Яценюка на происходящие в правительстве процессы. Тем более что сейчас функции первого заместителя главы Кабмина де-факто выполняет соратник Яценюка, вице-премьер и министр культуры Вячеслав Кириленко.

Одновременно БПП и НФ продолжают публично троллить друг друга и по другим поводам. Так, не успел Луценко заявить, что фронтовики якобы уже отступают от своей идеи референдума по Конституции, как в НФ это опровергли и напомнили, что во время принятия нынешней редакции Конституции в 2004 году Луценко был нардепом от Соцпартии Александра Мороза. "Нынешний Основной Закон навязали Медведчук, Симоненко, Мороз. Теперь мы вынуждены его постоянно штопать", — подчеркнул глава фракции НФ Максим Бурбак.

Ситуация осложняется тем, что для ротаций в Кабмине и более-менее сносной работы коалиции в будущем договоренностей между БПП и НФ недостаточно. Учитывая отсутствие единства и проблемы с дисциплиной в обеих фракциях, для любого увольнения и назначения им придется договариваться с другими фракциями, которые пытаются воспользоваться конфликтом между "партиями власти" в своих интересах.

Самопомич по-прежнему маневрирует между участием в правительстве и выходом из коалиции, чего требует радикально настроенная треть фракции. Чтобы избежать утечек информации о своих планах, руководство Самопомочи потребовало от своих депутатов быть очень осторожными даже в неформальном общении с прессой.

Самопомич по-прежнему маневрирует между участием в правительстве и выходом из коалиции, чего требует радикально настроенная треть фракции

В Батькивщине ситуация чуть более определенная. "Я не исключаю, что на уровне высшего руководства о чем-то договариваются, но пока наша позиция такая: или отставка всего правительства, или досрочные выборы", — сказал Фокусу бело-сердечный нардеп.

Радикалы Олега Ляшко, напротив, настроены снова войти в коалицию, и посылают крупным фракциям сигналы о готовности договариваться. Так, в кресло Минэкологии активно прочат ляшковца Валерия Ващевского. Тот уже работал в правительстве до сентября прошлого года на посту вице-премьера, но почти все время провел на больничном. Сейчас, по словам его соратников, Ващевский поправил здоровье, активно участвует в партийной жизни и готов снова идти в Кабмин. Но одним креслом Минэкологии амбиции радикалов не ограничиваются: они хотят внести свои дополнения в коалиционное соглашение, прописав там, в частности, запрет на любые "особые статусы" для Донбасса, а также выдвигают кадровые претензии к руководству НБУ и Генпрокуратуры, в том числе и на уровне областных прокуратур. "Мы прекрасно понимаем, что никто ради нас Гонтареву и Шокина не уволит, но мы готовы договариваться", — сказал Фокусу собеседник в РПЛ.

"Вся эта суета имеет мало отношения к происходящему", — комментирует народный депутат из Народного фронта. — Все вопросы по-прежнему решаются на уровне "семерки" (президент, премьер, спикер, главы АП, фракции БПП, МВД, секретарь СНБОУ. — Фокус). Они каждый день собираются и что-то решают до трех ночи. На следующий день все ломается, они опять собираются и снова решают, решают, решают… И до отчета правительства вряд ли что-то нарешают".

Отчет правительства назначен на 16 февраля, перед тем может наконец-то состояться долгожданное собрание коалиции. До тех пор никаких кадровых изменений в Кабмине ожидать не стоит. А вот по итогам рассмотрения отчета КМУ депутаты будут обязаны принять постановление — и если отчет не одобрят, то сразу же получат право проголосовать за отставку правительства. Если к тому моменту "семерка" ни о чем не договорится, то дорога к досрочным выборам будет открыта. Такой вариант на Банковой оптимальным не считают, но все время держат в уме.