Они возвращаются. Министры-реформаторы о том, почему они решили остаться в Кабмине

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Скандал с отставкой Айвараса Абромавичуса, а также его коллег-реформаторов до предела накалил политические страсти. В итоге министры инфраструктуры, здравоохранения, аграрной и информационной политики решили возвратиться. Абромавичус отказался

Андрей Пивоварский

Fullscreen

Кто он: министр инфраструктуры
Когда подал в отставку: 11 декабря 2015 года
Озвученная причина: отсутствие достойной оплаты труда

Что стало решающим аргументом для того, чтобы отозвать заявление об отставке?
— Я еще не отозвал заявление. Сделаю это только после выполнения условий, которые выдвинул. Заявление Айвараса Абромавичуса запустило определенную волну. Мое решение продиктовано тем, что нужно было всех успокоить, вернуть за стол переговоров. Если провести аналогию, то дверь закрывалась, а мы вставили ногу и сказали: ребята, мы готовы вернуться, если будут выполнены определенные условия. Я имею в виду справедливую зарплату для госслужащих, массовую приватизацию, реформу администрирования налогов и еще целый ряд пунктов. Мы вернемся в случае, если эти требования выполнят. Я не останусь, если продолжительное время нужно будет чего-то ждать.

Насколько я понимаю, вы требуете создания фонда, из которого госслужащим будут доплачивать зарплату. Об этом фонде говорят больше года, и до сих пор эти разговоры ни к чему не привели. Думаете, сейчас что-то изменится?
— Для того чтобы сделать этот фонд, не надо много думать. Достаточно создать в Минфине спецфонд в рамках бюджета, а также принять закон, согласно которому средства в этот слепой фонд может перечислять кто угодно, и эти деньги будут использоваться исключительно для компенсации зарплат госслужащих так, как распишет Кабмин. Точка.

Вы предполагаете, что в этот фонд будут перечислять деньги не только доноры, но и другие желающие что-то изменить в Украине?
— Конечно. Значительная часть средств сейчас должна прийти от доноров, какую-то часть мы можем найти в бюджете. В Украине есть частные компании, которые готовы давать деньги для того, чтобы что-то поменялось в стране.

"У министров должны быть зарплаты европейского уровня, учитывая то, какие риски и соблазны предполагает их работа"

Как отреагировала ваша команда на ваше заявление об увольнении и возможном возвращении?
— Многие из моей команды уже ушли, вернутся не все. Кто-то уже работает в частном секторе, кто-то поступил в лучшие бизнес-школы мира и уезжает учиться. Так что мне придется искать новых людей, и я их найду.

Какую зарплату для госслужащих вы считаете справедливой? В одном из ваших интервью звучала сумма 25 тыс. грн.
— Да, средняя зарплата по министерству, без учета министра и его заместителей, должна быть 25 тыс. грн. У министров должны быть зарплаты европейского уровня, учитывая то, какие риски и соблазны предполагает их работа. Хотя даже в Европе министры не несут такой ответственности, как в Украине, и не ездят с охраной из-за рисков, которым они подвергаются.

В Кабмине вы представляли квоту БПП. Кто-то из представителей этой политсилы озвучивал вам свои претензии в связи с отзывом заявления об отставке? Они уже нашли кандидата на ваше место.
— Лично мне никто претензий не предъяв­лял, я редко общаюсь с фракцией.

Ваш коллега Айварас Абромавичус заявил о том, что ему навязывали сотрудников на разные должности в министерство и на госпредприятия. У вас была такая же ситуация?
— В большинстве своем руководители, которых мы назначали, проходили через конкурс. Хотя, конечно, было много предложений посмотреть на этого и на этого. Все эти люди получали отказ или не проходили конкурс.

Звучало много претензий к новому и. о. главы Укрзализныци Александру Завгороднему. Вы его по личной инициативе назначили?
— Завгороднего я нашел.

Если все-таки Кабмин уйдет в отставку, в новом составе правительства вы бы работали?
— Если Кабмин уходит — я ухожу. Делать какие-либо предположения на будущее пока нет смысла. Кабмин не должен быть политическим, Кабмин должен быть технократическим.

Из-за сложившегося политического кризиса партии постепенно готовятся к парламентским выборам. У вас нет ощущения, что своим решением остаться в Кабмине вы практически поучаствовали в избирательной кампании Народного фронта Арсения Яценюка?
— Я не политик, мне сложно судить. Мой ответ: я не знаю. Скоро увидим, осталось недолго ждать.

Александр Квиташвили

Fullscreen

Кто он: министр здравоохранения
Когда подал в отставку: 2 июля 2015 года
Озвученная причина: критика со стороны Блока Петра Порошенко

Почему вы решили отозвать заявление об отставке?
— Аргументов было много, но главный — угроза развала правительства. Если мы по одному будем писать заявления, начнутся кадровые перестановки, которые очень пагубно отразятся и на системе здравоохранения. Если сейчас в Минздрав придет новый министр, он минимум шесть месяцев будет вынужден входить в курс дел — это просто потеря времени. Я подумал, что надо остаться в команде и продолжать делать то, что мы начали и уже смогли сделать в 2015 году. Мы сработались, к нам есть доверие у иностранных партнеров и доноров — очень не хочется все это разваливать. Айварас дал нам толчок не бросать работу на полпути, а доделать ее до конца.

У Кабмина нет поддержки в парламенте. Почему вы не предложили свою кандидатуру в переформатированное правительство?
— Я видел разные варианты правительства после переформатирования — ни в одно из этих правительств я не верю. Новые кандидаты в Кабмин — одиозные люди, многие из которых ничего не знают и попали в списки по политической квоте. Это не то, что сейчас нужно Украине. Все должно быть ориентировано на реформы, а не на ублажение политических интересов.

Министры, отозвавшие заявления об отставке, выдвигали свои условия для продолжения работы в Кабмине. Каковы ваши требования?
— Мое условие — двигаться по реформе здравоохранения, принимать необходимые для этого законопроекты, которые находятся в правительстве и в Верховной Раде.
Я уже не претендую на то, чтобы депутаты голосовали за те законопроекты, которые мы внесли. Пусть принимают хотя бы со своими изменениями. Поддержка для принятия этих законопроектов — единственное, что мне нужно.

Премьер может помочь вам в принятии этих законов?
— Мы решили, что будем друг другу помогать продвигать свои инициативы — сегодня в парламенте около ста законопроектов, поданных правительством, но до сих пор не рассмотренных. Знаете, трудно что-то реформировать, когда у правительства очень маленькая дискреция что-то делать самостоятельно. Но такова политическая система в Украине — парламент является локомотивом реформ.

"Новые кандидаты в Кабмин — одиозные люди, многие из которых ничего не знают и попали в списки по политической квоте"

Более полугода вам не удавалось передать закупки лекарств международным организациям только потому, что существует длительная процедура согласования на уровне Кабмина. Вы получили какие-то гарантии, что эту бюрократию упразднят?
— Я не могу сказать, что шесть месяцев стопорилась передача госзакупок. Просто система так работает. Справедливости ради могу отметить, что даже в Грузии, где у нас был полный карт-бланш, на передачу закупок ушло больше года. В Украине этот процесс проходил с мая по ноябрь. В ноябре уже были объявлены торги через международные организации. Но, конечно, когда мы в Кабмине говорили о проблемах с принятием законов, мы говорили и о наших внутренних проблемах, на которые вы обратили внимание. Я имею в виду неимоверную бюрократию, которая тормозит все.

За год в этом направлении не было сделано ничего — даже не на уровне принятия законов, на уровне Кабмина. Вы поверили премьеру на слово, что теперь в этой сфере что-то изменится?
— А что делать? Как не верить? Сейчас есть четыре министерства, которые должны согласовывать все. При этом часть вопросов Минздрав может решать сам. Если разгрузить секретариат Кабмина и другие министерства от ненужных согласований, то все процессы пойдут быстрее.

В Кабмин вас назначили по квоте БПП, и эта политсила уже нашла вам замену. Как президент и его фракция отреагировали на ваше решение отозвать заявление об отставке?
— Никаких претензий относительно отзыва моего заявления я не слышал. Знаю, что президент в целом эту идею поддержал — он в такой же ситуации, как все: хочет реформ и хочет, чтобы они шли быстро. Что касается депутатов, то они тоже не высказывали никаких претензий. Я только читал комментарии тех, кто метили в министры и даже поверили, что они уже министры. Но на связь со мной напрямую никто не выходил.

Если состоится переформатирование Кабмина, вы себя видите в новом правительстве?
— Я бы хотел продолжать работать, и если поступят предложения, буду всерьез их рассматривать. У меня есть необходимый опыт, знания. Я хотел бы использовать их для реформ в Украине. И не только я. В Минздраве очень хорошая команда, с нами сотрудничают высококвалифицированные консультанты, которых нам помогли найти доноры. Распускать их всех сейчас просто жалко.

Алексей Павленко

Fullscreen

Кто он: министр аграрной политики и продовольствия
Когда подал в отставку: 29 января 2016 года
Озвученная причина: решение делегировавшей его в правительство фракции Самопомочи

С поста министра вас отозвала фракция Самопомочи. Почему вы решили вернуться?
— Решение было принято, потому что такая ситуация в стране. Я готов отозвать заявление при выполнении ряда условий. Похожие условия выдвинул министр Пивоварский. Сейчас мы работаем над программой на 2016 год, для которой хотим получить поддержку всех вертикалей власти. Чтобы мы понимали, что можем это реализовать. Запустили много проектов, которые я считаю необходимым завершить. К примеру, экономический эффект от дерегуляции уже составил более 12 млрд грн. Нам нужно еще 6–8 месяцев, чтобы довести этот процесс до ума, чтобы он не заработал в обратном направлении. Еще одно условие — завершить мою работу по приватизации. Хотим, чтобы под МинАПК не было ни одной компании, чтобы все было приватизировано. Нам необходима поддержка в этом направлении, чтобы все необходимые законопроекты были оперативно приняты. Хочу завершить инвестиционную реформу, сделать так, чтобы была нулевая коррупция, чтобы все назначения были связаны с номинационными комитетами и т. д. Сейчас очень непростое время еще и потому, что мы находимся в состоянии экономической войны с РФ. Цель, которую я ставлю, это нулевая зависимость от России, полная диверсификация рынков. В прошлом году мы открыли девять стран для украинских компаний мясомолочного направления. В этом нужно открыть минимум 10 стран.

У вас с другими министрами есть какой-то общий список требований?
— Да, у нас командный подход. В ближайшие дни вы увидите меморандум из четырех основных принципов, которые я пока не хотел бы называть. Там будет перечислено все, о чем мы говорили, только более расшифровано. Имею в виду нулевую толерантность к коррупции, политическому давлению и т. д.

"Цель, которую я ставлю, это нулевая зависимость от России, полная диверсификация рынков"

За год ничего из перечисленного вами не произошло. Почему после вашего меморандума что-то должно измениться?
— Считаю, что благодаря тому, что Айварас Абромавичус рассказал о факте политического давления, из-за чего подал в отставку, у нас появился уникальный шанс все изменить. Сейчас мы можем завершить реформы, которые 23 года не проводились. У нас было два варианта: уходим или остаемся. Понимаю, что с точки зрения нашего политического будущего возвращение, может, и не совсем правильное. Но для продолжения реформ необходимо, чтобы мы продолжили начатое. Мы готовы.

Вы декларируете нулевую толлератность к политическому давлению. Можете рассказать о том, как на вас оно оказывалось, например, в кадровых вопросах?
— На нас сложно оказывать давление. Потому что когда кто-то хочет устроить какого-то хорошего человека к нам на работу, оказывается, что у нас нет такой позиции, как хороший человек. Есть вопросы — есть номинационный комитет, приходите, участвуйте в конкурсе с внешними экспертами, выиграете — получите должность.

У вас с Самопомичью окончательно испорчены отношения?
— Думаю, под те программные действия, которые хочу осуществить, я найду поддержку и Самопомочи, и других фракций. Мы работаем не для кресел, не для портфелей. Я вам искренне говорю: хочу, чтобы мои дети жили в этой, а не какой-то другой стране.

Если Кабмин все-таки отправят в отставку, вы в новый пойдете?
— Долгое время я жил в Нидерландах. Голландцы говорят: можно ли съесть велосипед? Да. Но как? По кусочкам. Давайте есть его по кусочкам, двигаться по этапам. Сейчас мы готовы отчитаться перед комитетами Верховной Рады за прошлый год. Мы готовы показать, что сделали. А дальше будем смотреть. У нас есть готовность отозвать свои заявления и работать над реформами, которые необходимо завершить.

Фото: Getty Images