Договорная ничья. Как Яценюк сумел остаться в премьерском кресле

Инициированный Блоком Порошенко сбор подписей за отставку правительства оказался лишь частью схемы, разработанной  Администрацией президента и Кабмином

— Так Петр Алексеевич еще нас не обманывал! – вечером 16 февраля выпалил на выходе из сессионного зала один из молодых депутатов от Блока Порошенко, употребив вместо "обманывал" намного более грубое слово.

Минуту назад парламент не смог отправить Кабмин в отставку, оставив премьера Арсения Яценюка на этой должности минимум до осени. Длившееся последние несколько недель обострение политического конфликта заканчивается, кризис переходит в хроническую стадию.

За то, чтобы признать работу Кабмина неудовлетворительной, проголосовали 120 депутатов от БПП, а за его отставку спустя всего 15 минут — лишь 97

Как и предполагал ранее Фокус, консультации о возможной отставке правительства в различных форматах длились полдня, из-за чего отчет правительства пришлось перенести с 12:30 на 16:00. В кулуарах депутаты пересказывали друг другу и журналистам слухи: о том, что президент якобы готов пожертвовать своим ближайшим соратником Игорем Кононенко, заставив того сдать депутатский мандат. Или о том, что часть Народного фронта, которая ориентируется на первого вице-спикера Андрея Парубия, якобы готова поддержать отставку Кабмина, а потом войти в состав новой коалиции с БПП, Самопомичью и Батькивщиной. На самом деле мало кто из рядовых депутатов действительно что-то знал о происходящем за кулисами. Как покажет развязка парламентского дня, всей информацией о разработанном высшим руководством страны хитроумном сценарии владели лишь люди из ближайшего окружения президента и премьера. И делиться ею с журналистами, да и с коллегами по фракциям, не спешили.

Тем временем в кулуарах продолжали активно собирать подписи за отставку правительства. Только фракция БПП своими силами оперативно собрала более ста. К ним присоединились депутаты от Самопомочи, ранее проводившие параллельный сбор подписей, и другие недовольные работой правительства депутаты. 150 автографов, необходимых для вынесения вопроса на рассмотрение зала, набиралось без особых проблем.

Но уверенности в том, что при голосовании за отставку наберется требуемых 226 за, не было. По разным оценкам, дать голоса могли от 190 до 230 депутатов, многое зависело от позиции представителей Оппозиционного блока, ориентированных на Рината Ахметова, а также депутатских групп "Возрождение" и "Воля народа".

Обстановку поменяло неожиданное видеообращение Петра Порошенко, в котором тот призвал Генпрокурора Виктора Шокина уйти в отставку, а Арсения Яценюка — провести "полную перезагрузку правительства". Депутаты от Народного фронта заметно занервничали. Масла в огонь подлил и глава фракции БПП Юрий Луценко, заявивший, что, как только 150 подписей за недоверие правительству будут собраны, этот вопрос вынесут на рассмотрение.

С часовым опозданием отчет правительства все же начался. За последние два месяца Арсений Яценюк уже не раз рассказывал об успехах правительства и стоящих перед страной задачах, поэтому ничего принципиально нового от премьера депутаты не могли услышать. Но Яценюк немного увлекся и вышел за рамки отведенного регламентом времени.

— Еще пять минут дайте… Может, это последнее выступление, послушайте, — обратился он к спикеру Владимиру Гройсману.

— Зачем так пессимистично, Арсений Петрович? — парировал тот.

После Яценюка слово получили представители парламентских комитетов и фракций. Методично, один за другим, они распекали Кабмин за коррупцию, высокие цены и низкие зарплаты, давление на бизнес, дыры на таможне, махинации с бюджетом — это лишь малая часть общего списка озвученных всеми депутатами (кроме представителей НФ) претензий к Кабмину.

Самые громкие аплодисменты сорвал Юрий Луценко. "Премьер и правительство так хорошо говорят, но мало из этого мы чувствуем в своей жизни", — заявил глава президентской фракции.

Судьба отчета правительства была предрешена — 247 голосами работу правительства в прошлом году признали неудовлетворительной. Но никаких юридических последствий это не имело, все ждали постановления об отставке Кабмина, за которое успели собрать 159 подписей.

Правительство и дальше будет работать без поддержки парламента. Важные для Кабмина законы рискуют не набирать голосов. Сам парламент разделился еще больше, коалиция существует лишь на бумаге, во фракции БПП еще больше выросло недоверие к своему руководству

Рядовые подписанты сразу заподозрили неладное — депутаты от Оппоблока, Возрождения, некоторые внефракционные внезапно начали выходить из зала или вытаскивать депутатские карточки из гнезд для голосования. Публично на это обратил внимание представитель Воли народа Владимир Литвин — он предложил сначала провести сигнальное голосование, чтобы узнать, набирается ли нужное количество голосов.

Несмотря на то, что спикер Гройсман очень любит такой инструмент, на этот раз он настоял, чтобы депутаты определялись сразу, без пробных попыток, дескать, чтобы нельзя было потом "обжаловать ту или иную процедуру".

На табло высветилась цифра 194, премьер согласно Конституции гарантированно остается в своем кресле до начала следующей сессии, то есть до 2 сентября.

Среди противников правительства такой результат вызвал недоумение, фракции Батькивщины и Самопомочи немедленно провели оперативные совещания, а депутаты от БПП рассказывали журналистам, что партийное руководство их попросту обмануло.

Вскоре стали проясняться детали разработанной в Администрации президента и КМУ схемы. Она состояла в том, чтобы вынести вопрос об отставке Кабмина на рассмотрение, но намеренно его провалить и дать правительству иммунитет до осени. Поэтому из зала начали "испаряться" депутаты, в частности, из фракции президента. За то, чтобы признать работу Кабмина неудовлетворительной, проголосовали 120 депутатов от БПП, а за его отставку спустя всего 15 минут — лишь 97, хотя эти вопросы неразрывно связаны друг с другом.

Таким образом, заседания фракции БПП, "двойка" за отчет правительства, сбор подписей, яростная критика премьера в зале — все это, похоже, было лишь ширмой. Президент благодаря этой схеме снял с себя ответственность за разрешение кризиса и переложил ее на депутатов, а сам оказался над схваткой. Поскольку немедленного развала коалиции и правительства избежали, на Банковой рассчитывают, что в обозримой перспективе наконец-то поступит транш от МВФ. Призыв к отставке Шокина в этот сценарий хорошо вписывается — увольнения генпрокурора Запад требовал уже много месяцев, но Порошенко держал этот козырь до конца, использовав его лишь в самый критичный момент. А Яценюк, в свою очередь, получил гарантии работы на посту на ближайшие несколько месяцев.

Впрочем, подобная комбинация не смогла устранить причины возникшего кризиса, скорее наоборот. Правительство и дальше будет работать без поддержки парламента, даже формально признавшего работу КМУ неудовлетворительной. То есть важные для Кабмина законы рискуют не набирать голосов. Сам парламент разделился еще больше, коалиция существует лишь на бумаге, во фракции БПП еще больше выросло недоверие к своему руководству.

Формальный распад коалиции начался сразу – лидер Батькивщины заявила о выходе из коалиции 19 депутатов уже 17 февраля. Теперь в коалиции лишь 243 депутата, и в случае если примеру тимошенковцев последует Самопомочь, а радикалов Олега Ляшко вернуть не получится, двум крупнейшим фракциям – БПП и Народному фронту – придется идти на экстренные меры. Например, спешно переманивать в свои ряды лояльных внефракционных. Пока же ряды президентской политсилы редеют, ведь количество недовольных "линией партии" после вчерашних комбинаций только увеличилось.

И хотя досрочные парламентские выборы временно сняты с повестки дня, других реальных способов выйти из хронического кризиса ни на Банковой, ни на Грушевского не предлагают.