Преподавать в Украине мне никто не предложил, – Юрий Сергеев, экс-постпред Украины при ООН

Фото: Укринформ
Фото: Укринформ

Бывший постпред Украины при ООН Юрий Сергеев рассказал Фокусу о том, почему Украине не стоит полагаться на ООН в разрешении конфликта в Донбассе и чем он будет заниматься после окончания дипломатической карьеры

С должности постпреда Украины при ООН Юрия Сергеева президент уволил еще в декабре. После возвращения на родину дипломату прочили должность замминистра иностранных дел, впрочем, эти ожидания не оправдались. "К сожалению, график министра не позволил ему встретиться со мной в ответ на мою просьбу. Никаких предложений со дня указа президента я не получил. Поэтому решил выйти на пенсию и принял одно из многих приглашений, поступавших в последний месяц, – преподавать в Йельском университете", – написал Сергеев в Twitter 20 февраля. На вопросы Фокуса посол ответил уже в новом статусе – профессора Йельского университета.

После вашего ухода из МИДа ходили слухи, что вы готовитесь начать политическую карьеру. Так ли это?

– Некоторые политические партии предлагали присоединиться к ним. Я благодарен им за доверие, но все-таки решил вернуться к истокам, которые привели меня в МИД в апреле 1992 года, – к преподавательской работе.

Расскажите о своей новой работе в Йельском университете. Какой курс лекций вы читаете и не задумывались заняться тем же на родине?

"Где бы я ни работал, я никогда не прерывал связи с академическим миром в Украине"

С началом осеннего семестра я буду читать основной курс "Геополитические трансформации в Центральной и Восточной Европе". До этого времени стану заниматься исследовательской работой в Центре МакМиллана Йельского университета и вести семинары для студентов выпускных курсов и докторантов по вопросам глобального управления (с большим акцентом на такие институты, как ООН, МВФ и др.), последствиям российской агрессии в Украине для европейской и глобальной безопасности. Первая лекция запланирована на 2 марта по теме "Кризис в Украине. Два года спустя. Революция продолжается?" На ваш последний вопрос о преподавании в Украине отвечу так. Где бы я ни работал – в Великобритании, Греции, Франции, США, я никогда не прерывал связи с академическим миром в Украине. Горжусь тем, что помог многим отечественным вузам установить партнерские отношения с зарубежными учебными заведениями. Преподавать в Украине мне никто не предложил. Я дал согласие на сотрудничество с родным Институтом филологии Киевского университета по проблемам противодействия российской пропаганде и манипуляции сознанием в военных и идеологических целях. С гордостью принял приглашение ректора Национального технического университета Украины (КПИ) быть его советником на общественных началах, поскольку нам удалось в последние годы успешно представить украинские инновационные проекты в ООН.

Какие возможности Совбеза ООН Украина может использовать в этом году для урегулирования конфликта в Донбассе?

– Из-за позиции России принять решение в Совбезе ООН, которое остановило бы агрессию в Донбассе, невозможно. Можно лишь проводить очередные заседания, посвященные этому вопросу. Они по-своему важны для поддержания солидарности с Украиной. В Совбезе есть несколько пунктов повестки дня, которые позволяют созвать заседание, в том числе и экстренное. Это "Письмо постпреда Украины от 28 февраля 2014 года", по которому уже состоялись десятки предыдущих заседаний, это резолюция Совбеза, принятая в феврале прошлого года, поддерживающая минские соглашения (можно в любое время потребовать организовать заседания по вопросу выполнения или невыполнения этих соглашений). В конце концов, есть резолюция Генассамблеи ООН "Территориальная целостность Украины", принятая в марте 2014 года.

Fullscreen

Юрий Сергеев: "Из-за позиции России принять решение в Совбезе ООН, которое остановило бы агрессию в Донбассе, невозможно" / Фото: kvedomosti.com

В первой половине прошлого года вы много говорили о том, что в Украине, вероятно, удастся создать офис ООН по поддержке выполнения минских соглашений. Почему этого так и не случилось?

– Когда стало понятно, что Россия заблокирует открытие миротворческой миссии ООН в Украине, мы стали работать над поиском другого формата. Так появилась инициатива генерального секретаря ООН открыть Офис поддержки (Support Office). Генеральный секретарь в данном случае мог пойти двумя путями: открыть офис своим решением без консультаций с Совбезом ООН или же провести такие консультации. Он пошел вторым путем и ожидаемо столкнулся с противодействием России. После этого в июне 2015-го мы предложили "разложить" предполагаемый офис на составляющие и запустить его частями. В конце июня в Киев выехали представители Службы ООН по разминированию (разминирование было одной из главных задач Офиса поддержки). Однако уже в июле стало известно, что Россия через своих представителей в Секретариате ООН стала создавать препятствия. Новой толчок идее разминирования дало решение нормандской четверки. Наши консультации в Секретариате ООН в сентябре – ноябре 2015 года породили надежды. То, что недавно Украину посетила оценочная группа ООН в составе Службы по разминированию, Программы развития (основной координатор в Украине) и ЮНИСЕФ, говорит о некотором прогрессе в этом вопросе.

Достигнуты ли хоть какие-то предварительные договоренности по ограничению права вето постоянных членов Совбеза?

– Процесс консолидации стран – членов ООН вокруг франко-мексиканской инициативы по ограничению применения права вето продолжается. Решение может прийти очень быстро, если с ним согласятся все постоянные члены Совбеза, или погрязнуть в длительных дебатах по определению терминов и порядка применения. Развал принципа доверия в международных отношениях после агрессии России в Украине, подрыв основ послевоенного миропорядка, установленных Ялтинской и Потсдамской конференциями, не будут содействовать реформированию ООН, поскольку основные игроки заинтересованы в обеспечении своих интересов и интересов своих союзников для сохранения единственного инструмент влияния в ООН – права вето.