В Киеве вспоминают жертв куреневской трагедии

Трагедия на Куреневке / Фото: op-lot.livejournal.com
Трагедия на Куреневке / Фото: op-lot.livejournal.com

13 марта 1961 года из-за размыва дамбы тонны жидкой земляной массы затопили Куреневку, погибло много людей

Около ста человек собрались в воскресенье, 13 марта, в Киеве на площадке возле проходной Подольского трамвайного депо, чтобы почтить память жертв Куреневской трагедии, которая произошла 55 лет назад. Об этом сообщает "Укринформ".

На мероприятие пришли ветераны-транспортники, очевидцы "Куреневского потопа", родственники погибших, работники коммунального предприятия "Киевпастранс" и общественные деятели, которые почтили память погибших минутой молчания.

Сейчас продолжаются мероприятия в память жертв, после этого состоится возложение цветов к мемориалу памяти жертв этой трагедии.

Трагедия на Куреневке

Фото: op-lot.livejournal.com

Напомним, в начале 50-х годов в связи с застройкой Сырецкого жилого массива в Киеве надо было увеличить производство кирпича на Петровских кирпичных заводах, которые функционировали тогда в районе нынешнего Куреневского троллейбусного депо (ул. Сырецкая, 25).

На карьерах этих заводов начиналась подготовка к раскрывным работам в больших объемах. Чтобы уменьшить расходы на вывоз почвы, было предложено разреживать ее водой и эту массу по трубам перекачивать в Бабий Яр. Таким образом можно было уменьшить расходы на транспортировку грунта и одновременно замыть яр, на месте которого планировалось создать парк культуры и отдыха.

Замыв Бабьего Яра начался с 1954 года. С 1954 по февраль 1961 года включительно в Бабий Яр было перекачано 3 341 378 кубических метров разреженной массы. В процессе выполнения работ грубо нарушались рекомендации проектировщиков. Так, уровень искусственного водоема в Бабьем Яру согласно проекту должен был поддерживаться на отметке 118-120 м, фактически же его поднимали до 150-160 метров.

В результате нарушений в искусственном водоеме Бабьего Яра воды собралось в два раза больше проектной нормы. Вода начала искать себе выход и нашла его в плотине № 4 (она была построена между нынешними территорией больницы им.Павлова и ул. Елены Телиги). Плотина начала размываться и внезапно разрушилась. Это произошло утром 13 марта 1961 года приблизительно в 9 часов 20 минут и длилось 10-15 минут. Вал жидкой земляной массы высотой 8-10 метров с грохотом хлынул в сторону улицы Фрунзе, снося все на своем пути: деревья, здания, транспортные средства, людей.

Основной удар пришелся на трамвайный парк им.Красина (нынче Подольское трамвайное депо), его территория превратилась в сплошное озеро. Погибли 50 электротранспортников, 48 семей (147 человек), которые проживали в общежитии, осталось без крыши над головой.

Сейчас точное количество жертв катастрофы установить практически невозможно. По разным данным – от 150 до 1500 человек.

При советской власти эта печальная дата была под запретом. Впервые открыто электротранспортники почтили память жертв катастрофы в 1991 году. А через три года здесь был открыт Памятный знак, на потолке которого высечены фамилии всех погибших электротранспортников.