Кремль идет на уступки. Обеспечит ли полицейская миссия ОБСЕ мир в Донбассе

Фото: OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine
Фото: OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine

Российские власти освободили Надежду Савченко и предварительно согласились впустить международную полицию в Донбасс

О том, что лидеры стран "нормандской четверки" (Украина, Россия, Германия и Франция) договорились о развертывании вооруженной полицейской миссии ОБСЕ в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, стало известно 24 мая. А на следующий день самолет Петра Порошенко вылетел в Ростов, чтобы обменять находящуюся в российской тюрьме украинскую летчицу Надежду Савченко на задержанных в Украине сотрудников главного разведывательного управления РФ Александра Александрова и Евгения Ерофеева. 25 мая Савченко вернулась в Украину.

Оба этих события дают надежду на то, что Киев и Москва достигли неких договоренностей по Донбассу и вслед за недавним обострением (23 мая в зоне АТО погибли семеро украинских солдат) наступит затишье, а затем и выполнение минских договоренностей ускорится. Но не все так просто — по крайней мере в том, что касается вооруженной миссии ОБСЕ, с помощью которой можно было бы попытаться установить реальный мир в Донбассе.

Во-первых, для развертывания международных полицейских сил необходимо согласие всех 57 стран — членов ОБСЕ, что, в свою очередь, потребует предварительного обсуждения и, соответственно, времени. Также нужно согласие представителей самопровозглашенных республик, а они уже заявили, что категорически против введения дополнительных вооруженных формирований. Впрочем, в этом случае главное, какой приказ они получат от кремлевских кураторов.

Прекращение военных действий не входит в полномочия полиции ОБСЕ и может произойти лишь с согласия воюющих сторон

Во-вторых, не стоит рассчитывать, что с приходом вооруженной миссии наступит долгожданное перемирие. Ранее Петр Порошенко говорил, что ожидает от полиции ОБСЕ обеспечения контроля за прекращением огня в Донбассе, но гарантировать это прекращение члены миссии вряд ли смогут. Вооруженная полиция ОБСЕ и ранее вводилась в зоны конфликтов: например, в Хорватии в 1998–2000 годах члены организации, согласно официальным отчетам, "консультировали местную полицию по вопросам возвращения перемещенных лиц на места проживания", а в бывшей югославской Республике Македония в 2001–2002 годах помогали "местным правоохранительным силам восстановить контроль над регионами, где ранее наблюдалась кризисная ситуация". Иными словами, главная функция международной полиции — восстановление порядка после того, как открытый конфликт исчерпан. Прекращение военных действий не входит в ее полномочия и может произойти лишь с согласия воюющих сторон.

В свою очередь, глава ОБСЕ Ламберто Заньер ранее заявлял, что организация может направить вооруженную миссию для помощи в проведении местных выборов в отдельных районах Луганской и Донецкой областей на основе украинского законодательства и норм Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. О возможном "возобновлении политических процессов в регионе" говорил и Петр Порошенко во время недавнего визита в Краматорск, но условием для этого, по словам украинского президента, является опять же стопроцентный режим прекращения огня и развертывание международной вооруженной миссии ОБСЕ на линии соприкосновения, а также на украинско-российской границе.

У лидеров самопровозглашенных республик пока собственное мнение на этот счет: 23 мая глава ДНР Александр Захарченко заявил, что выборы состоятся уже в конце нынешнего или начале следующего года, при этом ни одна украинская партия не будет на них допущена.