Грузинский десант. Чем запомнились экспаты в украинской власти
Из десанта грузинских экспатов, влившихся в украинскую власть,на своих должностях остались только два человека
Опыт системных реформ в Грузии небезосновательно считается образцовым для стран постсоветского пространства. Поэтому активное привлечение в украинскую власть грузинских реформаторов, начавшееся в конце 2014 года, многими было воспринято на ура. Впрочем, критики власти предупреждали экспатов, что их позвали в Украину лишь для того, чтобы при случае именно на них повесить возможный провал анонсированных реформ. И в какой-то степени так и случилось. По факту результаты работы приглашенных "грузинских реформаторов" оказались разными, а те, у кого откровенно "не получилось", например, Александр Квиташвили, называли причиной упорное противодействие старой системы. В любом случае с увольнением Саакашвили и Деканоидзе "эпоха грузинских реформаторов" в целом подошла к концу. На своих постах осталось лишь двое грузин: первый заместитель директора НАБУ Гизо Углава и замминистра юстиции Гия Гецадзе. Фокус подводит итог: чем отметились за время работы в Украине топ-представители грузинской команды.
Когда занимал должность: декабрь 2014 — апрель 2016 года
Чем запомнился: Александр Квиташвили стал одним из трех министров-"варягов" во втором правительстве Арсения Яценюка. Сразу после прихода на пост заявил о масштабных планах реформирования вверенной отрасли, в частности о постепенном переходе к страховой медицине. Но Квиташвили не смог сформировать свою команду в министерстве и не нашел общего языка с народными депутатами и профильным комитетом Верховной Рады. Спецкомиссия по расследованию работы руководства Минздрава признала "системные недостатки" в деятельности министра. После обвинений со стороны парламентариев в бездействии в конце мая 2015 года Квиташвили подал в отставку, но парламент с нескольких попыток так и не смог удовлетворить его просьбу. Ушел с поста лишь вместе со всем составом правительства Яценюка в апреле этого года.
Когда занимал должность: февраль 2015 — март 2016 года
Чем запомнился: Давид Сакварелидзе отвечал за реформирование, очистку и борьбу с внутренней коррупцией в генпрокуратуре. Его команда провела переаттестацию прокуроров и возбудила ряд резонансных уголовных дел, в частности против "бриллиантовых прокуроров" Александра Корнийца и Владимира Шапакина. После этого начался затяжной конфликт между Сакварелидзе и его руководителем Виктором Шокиным, которого он вместе с другими представителями "молодой команды ГПУ" обвинил в попытках замять это дело. В конце марта нынешнего года Шокин за несколько часов до своего увольнения снял Сакварелидзе со всех должностей за "грубое нарушение прокурорской этики и ненадлежащее выполнение служебных обязанностей".
Когда занимала должность: декабрь 2014 — май 2016 года
Чем запомнилась: Эка Згуладзе семь лет работала замминистра внутренних дел Грузии и может записать себе в плюс успешное реформирование грузинской правоохранительной системы. В Украине ее задача была аналогичной — превращение коррумпированной милиции в полицию европейского типа. Под руководством Згуладзе заработала патрульная полиция, начат процесс аттестации сотрудников МВД, по ее же приглашению Нацполицию возглавила еще одна грузинка, Хатия Деканоидзе. Доверие украинцев к полиции начало расти. Посчитав свою первоначальную задачу выполненной, Згуладзе подала заявление об отставке и ушла тихо, без скандалов.
Когда занимала должность: ноябрь 2015 — ноябрь 2016 года
Чем запомнилась: созданием Нацполиции Украины Хатия Деканоидзе занималась еще на подготовительном этапе, с начала 2015 года, в качестве советника Арсена Авакова, с ноября стала первым руководителем этого органа. Ее безусловное достижение — запуск патрульной полиции, завоевавшей беспрецедентное доверие граждан. Также под руководством Деканоидзе проходила переаттестация сотрудников МВД, но ее результаты в экспертном сообществе оценивают неоднозначно: многих старых и одиозных сотрудников удалось выбросить из системы, но гораздо больше сомнительных личностей осталось на своих постах. Но на создании патрульной полиции процесс реформы МВД де-факто остановился, что косвенно признала и сама Деканоидзе в своем прощальном выступлении, заявив, что "ее полномочий и воли было недостаточно для резких изменений". Действительно, как минимум кадровая политика оставалась в ведении главы МВД, тогда как обвинения в проколах "новой полиции" сыпались в первую очередь на Деканоидзе.
О достижениях и провалах Михеила Саакашвили читайте здесь
Фото: УНИАН