С богатыми людьми в стране не нужно бороться, – Григол Катамадзе

Фото: Александр Чекменев
Фото: Александр Чекменев

В интервью Фокусу Григол Катамадзе рассказал, почему налоговая реформа не дает результатов, как минимизировать влияние олигархов на украинскую политику и почему на последних парламентских выборах грузины не проголосовали за партию Саакашвили

В кабинете у Григола Катамадзе сдержанный интерьер: темно-коричневая дубовая мебель, светлые обои и приглушенный свет. Нарушают строгий порядок картины с ярко-красными гранатами авторства грузинского художника Давида Шарашидзе. На одном из столиков лежит книга творца сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю. Рядом с ней — проект нового налогового кодекса от Ассоциации налогоплательщиков, которую бывший посол Грузии в Украине возглавляет с 2015 года. Сам он хвастается, что даже создание обложки этого кодекса проходило под его чутким руководством.

КТО ОН

Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины, посол Грузии в Украине в 1995–1998, 2000–2007, 2009–2013 годах

ПОЧЕМУ ОН

Продвигает налоговые реформы, выгодные украинскому бизнесу

В ежегодном рейтинге Paying Taxes по легкости уплаты налогов, проводимом PwC и Всемирным банком, из 190 стран Украина заняла 84-е место, потеряв за год одну позицию из-за увеличения времени на заполнение отчетности по налогам. Выходит, налоговая реформа в Украине так и не началась?

— Украина заслуживает быть в первой десятке стран по прозрачности системы уплаты налогов, благоприятным условиям для ведения бизнеса, и чтобы в тени было не более 5% экономики. Но после полутора лет на должности главы Ассоциации налогоплательщиков могу смело сказать, что реальных кардинальных изменений в налоговой системе Украины нет.

В чем причина?

— В том, что мало принять новый налоговый кодекс, каким бы либеральным и современным он ни был. Без комплексных изменений во всей государственной машине отдельно взятая налоговая реформа никакого эффекта не даст. Сейчас мы наблюдаем это на примере создания патрульной полиции. Обратите внимание, сколько проблем вокруг нее, а все потому, что изначально не было реформы всей правоохранительной системы. То же происходит с налоговой реформой: за последние три года ни одно изменение в налоговое законодательство не улучшило бизнес-климат в стране. Например, в 2015 году вносились изменения по уменьшению ставки единого социального взноса. Благородная цель — уменьшить соцвзнос и нагрузку на заработную плату с 60% до 42%. Все это делалось в надежде вывести зарплаты из тени. Но через несколько месяцев сами авторы этих изменений пришли к выводу, что никакого эффекта нет. Зарплаты в конвертах как были, так и остались. Похожую ситуацию наблюдаем и с изменениями в вопросе администрирования налогов. Не отрицаю — это важная составляющая любой реформы. Но предложенный механизм администрирования, который сводится к простому переносу управления из фискальной службы в Министерство финансов, будет безрезультатным.

Амнистировать и продать

То есть, по-вашему, налоговые изменения, инициированные правительствами Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана, реформой назвать нельзя?

— Реальные шаги предпринимаются. Но у меня складывается впечатление, что реформа проводится или неумело, или с недостатком квалификации специалистов. Есть еще и третий вариант, но его не хочу допускать, — это нежелание проводить реформу.

Какой, на ваш взгляд, должна быть налоговая реформа?

"Граждане Украины должны получить право зарегистрировать все, что у них есть, без уплаты налога и уголовных преследований, независимо от того, каким образом имущество было нажито"

— Наша Ассоциация подготовила проект нового либерального налогового кодекса. Оппоненты постоянно приводят в пример жесткую налоговую систему в Великобритании, Германии или Польше. Но нельзя сравнивать сегодняшнюю Украину, которая на начальном этапе активных преобразований, с современными Польшей, Германией и Великобританией. В свое время эти страны тоже прошли через либеральную реформу — облегчили жизнь бизнесу. В Великобритании малый и средний бизнес составляет 96% всех субъектов хозяйствования, охватывает 25% рынка труда и производит 20% ВВП страны. В Польше — это 94,7% от числа всех зарегистрированных субъектов, и они создают 54% ВВП. А теперь посмотрите на показатели малого и среднего бизнеса в Украине: 10–15%. Мы предлагаем уменьшить количество налогов с 13 до 9 и поэтапно снизить единый социальный взнос и подоходный налог. Было бы хорошо, чтобы предложенные нами изменения в налоговое законодательство вступили в силу с 1 января 2018 года. А до этого бизнес подготовится к этим либеральным изменениям. Одновременно предлагаем, чтобы в первые полгода работы нового закона прошла полная финансовая амнистия. Проще говоря, граждане Украины получат право зарегистрировать все, что у них есть: движимое, недвижимое имущество, денежные средства, — без уплаты налога и уголовных преследований. Это даст возможность людям раз и навсегда задекларировать все, что у них есть, независимо от того, каким образом имущество было нажито.

Сокращение налогов неминуемо приводит к снижению поступлений в госбюджет. Каковы компенсаторы?

— По нашим подсчетам, либерализация налоговой системы дает полгода провала в поступлении средств в бюджет. Но изменения вступят в силу с 1 января 2018-го. До этого у Украины будет целый год, за который она должна подготовить максимальное количество государственных предприятий к продаже. Деньги от их продажи на некоторое время станут одним из компенсаторов. За этот период принятые либеральные изменения выведут из тени минимум 20–30% предприятий, а это дополнительно около 300 млрд грн в бюджет.

Год назад в интервью Фокусу вы сдержанно прокомментировали первые полгода работы нового главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, сказав, что о реформе ГФС можно будет говорить, когда из фискальной она превратится в сервисную. Это произошло?

— Я и сегодня не берусь оценивать работу фискальной службы. Оценку ей дает налогоплательщик исходя из того, насколько комфортно бизнесу или обычному человеку в общении со службой. По членам нашей Ассоциации знаю, что не очень комфортно. Определенный сдвиг есть, но фискальная служба продолжает работать по старым правилам.

Олигархи вне политики

У приватизации есть и другая сторона медали — олигархи, которые захотят забрать лакомые объекты. И это в условиях объявленной властью деолигархизации.

— Чтобы уменьшить влияние олигархов на политику, государство должно создать им соответствующие условия. Нужно понимать, что с богатыми людьми в стране не следует бороться. Наоборот, их должно становиться как можно больше. Думаю, что и сегодня вряд ли кто-то из украинских олигархов хочет плохого для своей страны.

Какие конкретные шаги необходимо предпринять для минимизации влияния олигархов на политику?

"С богатыми людьми в стране не нужно бороться. Их должно становиться как можно больше"

— Во-первых, нужно принять новый налоговый кодекс. Если в течение двух-трех лет в Украине появится хотя бы 50% малого и среднего бизнеса, это будет тот пласт, на который сможет опираться государство. Во-вторых, все политические партии в стране должны финансироваться не олигархами, а государством. И еще одна важная составляющая — это независимые медиа. Конечно, отбирать у олигархов их медиаресурсы — совсем нецивилизованно. Поэтому Украине нужно создать общественное телевидение и радио.

Все, о чем вы говорите, уже делается. И общественное телевидение начали создавать, и закон о финансировании партий из бюджета еще в прошлом году приняли. Почему нет результатов?

— Не хочу обидеть Зураба Аласанию (экс-гендиректор Национальной телекомпании Украины. Уволился, так и не завершив создание общественного телевидения. — Фокус), но если полтора года работаешь, должен быть результат. Например, когда я пришел в Ассоциацию, тут был долг в 15 млн грн. Я нигде не говорил и о других проблемах: мне мешали, был отток членов Ассоциации. Но результат есть: долг погашен, отток мы остановили, сегодня членами Ассоциации являются 7000 организаций.

Грузинский вопрос

Ваш сын Ираклий руководил Николаевской таможней, но недолго, как и большинство представителей "грузинского десанта" в украинской власти. Почему экспаты уходят?

— Мой сын не ушел с этой должности. Он проработал там 7 месяцев, а потом его перевели в Киевскую региональную таможню. Что касается моих соотечественников, которые совсем недавно пришли в украинскую политику, думаю, это из-за того, что в Грузии они были командой единомышленников. Плюс тогда у партии грузинского президента было конституционное большинство. В Украине им было сложно осуществлять какие-то изменения в отдельно взятом министерстве, не обладая всей полнотой власти. К тому же, если не считать министра здравоохранения Александра Квиташвили, который был первым лицом в ведомстве, во всех остальных случаях мои соотечественники были просто заместителями.

На последних парламентских выборах в Грузии народ поддержал действующую власть, несмотря на то, что, в отличие от предшественников, она не проводила никаких ярких реформ. Почему, на ваш взгляд, партия Михеила Саакашвили потерпела поражение?

— Я категорически не соглашаюсь с теми, кто говорит, что ситуация в Грузии сейчас не меняется в лучшую сторону. Например, полтора года назад правительство приняло программу под названием "Произведи в Грузии". Приведу конкретный пример: мои знакомые решили открыть производство одноразовой посуды. Отправились с проектом в один из крупных коммерческих банков и взяли кредит $1,5 млн под 9%. С этими документами пришли в министерство экономики. Там их проект утвердили буквально за неделю. И в эту же неделю им выделили земельный участок в Тбилиси под производство. Более того, 8% из 9% кредита в коммерческом банке погасит государство. Еще в этом году правительство Грузии инициировало изменения в налоговое законодательство. Теперь с 1 января 2017-го в случае реинвестирования прибыли в собственное производство бизнес освобождается от уплаты налога на прибыль. И это только два самых ярких момента, которые я вспомнил. Уверен, только ради них граждане Грузии могли проголосовать за действующую власть.

Каким вы видите политическое будущее проекта "Рух нових сил" Михеила Саакашвили в Украине?

— Украина при всех своих внешних и внутренних проблемах остается демократическим государством с открытым гражданским обществом. Поэтому любая политическая сила имеет здесь право на жизнь. Если партия "Рух нових сил" правильно распорядится предоставленной ей возможностью убедить украинский народ в своей необходимости, то думаю, что она может иметь успех.

Fullscreen

Григол Катамадзе: "Если в ближайшие месяцы Украине не откроют дорогу в Европу — это будет такая же роковая ошибка, какую на Бухарестском саммите в апреле 2008 года допустило НАТО, не приняв ни по Грузии, ни по Украине план действий для их членства в Альянсе. Тогда это стало сигналом для России, что она может делать на этих территориях что хочет"

Дипломатические вопросы

Вопрос к вам как дипломату. Предоставление Украине безвизового режима с ЕС снова отложен на определенный срок. После референдума в Нидерландах в Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом внесли дополнения, в которых разъясняется, что соглашение не создает обязательств присвоения нашей стране статуса кандидата на членство в ЕС. Почему, на ваш взгляд, Европа тормозит евроинтеграцию Украины?

— Думаю, у Европы сейчас большая головная боль — миграция и беженцы с Ближнего Востока. Вот и есть определенные опасения по поводу Украины. В этом вопросе, кстати, нужно покритиковать в первую очередь украинскую власть. Она должна была четко объяснить своим гражданам, что имеется в виду под визовой либерализацией. Она, конечно, упрощает процедуру получения виз, но никоим образом не влияет на нынешний механизм трудоустройства украинцев в Европе. Но если в ближайшие месяцы Украине не откроют дорогу в Европу — это будет такая же роковая ошибка, какую на Бухарестском саммите в апреле 2008 года допустило НАТО, когда не приняло ни по Грузии, ни по Украине план действий для их членства в Альянсе. Тогда это стало своеобразным сигналом для России, что она может делать на этих территориях что хочет.

В Европе образовался своеобразный тренд — к власти приходят пророссийские политики, они же евроскептики. Так произошло в Греции, Молдове, Болгарии и в ближайшее время может случиться в Нидерландах, Франции, Чехии, Италии. Граждане Великобритании проголосовали за выход из ЕС. Насколько велика угроза развала Евросоюза?

— Такие настроения, конечно, есть. И выход Великобритании очень сильно подействовал на ЕС. Тем не менее Европейский союз не ослабит своих отношений с Великобританией. Думаю, все эти евроскептические настроения в Европе продлятся недолго. Ведь с точки зрения и экономики, и безопасности ничего лучше, чем Евросоюз, еще не создано.

Президент Грузии Георгий Маргелашвили не раз заявлял, что пребывание Михеила Саакашвили в Украине в то время, как у себя на родине он в розыске, плохо влияет на грузинско-украинские отношения. При этом Украина сегодня не представлена послом в Грузии. Это простое совпадение?

— Я очень переживаю из-за этой стагнации в отношениях между нашими странами. Обратите внимание, что и контактов на высоком уровне за последние несколько лет не было. А ведь в период президентства и Михеила Саакашвили, и Эдуарда Шеварднадзе этот диалог был очень активный, как на уровне президентов, так и на уровне премьер-министров. Конечно, то, что сейчас Украина представлена в Грузии на уровне chargé d"affaires (поверенный в делах. — Фокус) — плохо. Я владею информацией, что новое правительство Грузии намерено активизировать отношения в украинском направлении. Надеюсь, и Киев в ближайшее время назначит посла в Грузии.