Суд идет. Какое решение можно ждать от Международного суда ООН в Гааге

Делегация Украины в Международном суде ООН / Фото: hromadske.ua
Делегация Украины в Международном суде ООН / Фото: hromadske.ua

Фокус разбирался, почему вердикт Международного суда ООН в Гааге по иску против России важен для Украины

В Международном суде ООН в Гааге рассматривают иск Украины против России. Последняя обвиняется по двум главным статьям: нарушение конвенций ООН по противодействию финансирования терроризма и по ликвидации всех форм расовой дискриминации. Российская и украинская стороны уже успели выступить и обменяться взаимными обвинениями. Для украинцев доводы российских дипломатов звучат цинично. Чего стоит аргумент, что боевики нашли оружие советских времен в шахтах и именно им воюют с украинской армией. Как бы то ни было, решение суда может удивить и разочаровать. Даже если оно будет позитивным для Украины – многого ожидать не стоит – у Международного суда нет полномочий заставить Россию соблюдать свое решение.

Три года спустя. Грузия или Никарагуа

Решение Украины подать иск на Россию только сейчас, через три года после аннексии Крыма и начала войны на востоке, выглядит странно. Но только на первый взгляд. Если бы Украина подала иск в Международный суд ООН раньше, она бы рисковала повторить историю Грузии, которая обратилась в тот же орган в 2008 году сразу после агрессии России. Дело в том, что обязательное условие подачи иска – испробовать все возможные варианты двухстороннего переговорного процесса.

В 2008-м Грузия обвиняла Россию в нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Были обвинения в массовых этнических чистках, которые велись, по словам грузинских властей, в течение многих лет сепаратистскими группировками и российскими властями в Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси подал иск 12 августа 2008 года – сразу после договоренности о прекращении боевых действий между Грузией и Россией. Грузинская сторона подчеркивала, что иск касается не столько недавнего конфликта, столько этнических чисток долгие годы. Грузия требовала обеспечить защиту этнических грузин на оккупированных территориях. Россия даже не комментировала обвинения по сути, а просто критиковала юрисдикцию ООН, которой, по мнению, Москвы не касалось рассмотрение иска. Российские дипломаты доказывали, что до подачи иска проблемы этнических чисток в отношениях России и Грузии не существовало. Международный суд прислушался к аргументам России и решил, что рассмотрение дела по существу – действительно не в его компетенции. На это решение ушло три года.

Если бы Украина подала иск в Международный суд ООН раньше, она бы рисковала повторить историю Грузии

Обвинить Украину в том, что она не пыталась прийти к взаимопониманию с Россией в двухстороннем формате сложно – слишком долго продолжались бесплодные и формальные договоренности в минском формате.

История помнит и более удачный пример обращения в Международный суд в Гааге – иск Никарагуа против США в 1986 году. Дело было возбуждено в связи с американской военной поддержкой никарагуанских контрас. Тогда гаагский суд решил, что США нарушили базовые принципы международного права - не вмешиваться в дела, не применять силу, не посягать на суверенитет другого государства и не препятствовать мирной морской торговле. Согласно решению Международного суда ООН, Вашингтон должен был возместить Никарагуа ущерб. Естественно, США не признали обязательность вердикта, а суд не имел полномочий принудить их к этому. Впрочем, вскоре после смены властей в Манагуа и Вашингтоне, стороны пришли к взаимопониманию.

Политолог-международник Георгий Кухалейшвили отмечает, что, скорее, стоит опасаться грузинского сценария, чем надеяться на никарагуанский: "Нужно ориентироваться на постсоветское пространство, а подходы внешней политики России ко всем постсоветским странам приблизительно одинаковые".

Необязательное и неспешное решение

Случай с Никарагуа наводит на несколько мыслей. Во-первых, прецеденты подобные украинско-российскому делу в истории были, а значит – решение может быть позитивным. Во-вторых, даже если решение будет в пользу Украины – Россия не будет спешить его выполнять. Кроме того, до окончательного вердикта пройдет не один год, а война на востоке Украины идет сейчас.

Есть и более свежий случай, который рассматривался в Международном суде ООН и который доказывает все эти предположения – дело Филиппин против Китая. В 2013 году Манила подала иск на Пекин из-за конфликта вокруг острова Скарборо-Шол. Суд признал вину Китая, который сразу же заявил, что не будет выполнять решение суда и возьмется за оружие, если до этого дойдет. К слову, на вердикт у Международного суда ушло три года.

Позитивное решение Международного суда ООН для Украины имеет символический характер. Оно будет означать юридическое признание того, что Россия – сторона конфликта и она должна выполнить украинские требования.

6 марта докладчик украинской стороны, профессор международного права из Нью-Йорка Гарольд Гонджу Коу объяснил программу-минимум, которую Киев ждет от гаагского суда: "Нужно не решение сложных вопросов трактования соглашений или окончательный вердикт о нарушении Россией этих соглашений. Все, что мы просим – чтобы суд обеспечил защиту невинных жителей Украины, чьи права, защищенные международным законом, не были бы нарушены во время судебного рассмотрения".

Российским юристам есть за что зацепиться, и в этом виновата несогласованность действий украинских министерств

Если суд пойдет по никарагуанскому, а не грузинскому сценарию, намного больше шансов на продление или даже ужесточение антироссийских санкций. Об этом говорит и Георгий Кухалейшвили: "На следующей неделе в ЕС будет обсуждаться вопрос о продлении антироссийских санкций. Решение Гаагского суда подкрепило бы наши позиции. В ЕС, конечно, позиция однозначна – санкции нужно продлевать до тех пор, пока Россия не выполнит минские договоренности. В странах-членах ЕС позиция может быть разная: в бизнес-кругах есть свои интересы". Кроме того, он отмечает, что позитивное решение суда можно использовать и как аргумент в диалоге с американскими политиками: "В США ведется дискуссия насчет санкций: либо оставлять все, как есть, либо принимать общий пакет, который разработали Джон Маккейн с Линдси Грэмом по распространению санкций на энергетический сектор".

Если что-то пойдет не так

Судя по первому выступлению украинской стороны в Международном суде ООН, Киев действительно хорошо подготовился. Доказательная база, в отличие от российской, выглядит выигрышно: последние перед судом не удосужились проверить развенчание фейков по первым ссылкам в Google. Доводы украинской стороны иногда до гениальности просты: "Если Россия утверждает, что она никогда не отступала от требований Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, то у нее не будет никаких проблем с уважением порядка", - заявил партнер юридической фирмы Ковингтон Джонатан Гимблетт, представляющий интересы Украины.

Несмотря ни на что, российским юристам есть за что зацепиться, и в этом виновата несогласованность действий украинских министерств. Пока Министерство иностранных дел Украины изо всех сил пытается доказать российскую вину за несоблюдение прав человека и интересов украинских граждан на оккупированных территориях, Министерство по вопросам временно оккупированных территорий обосновывает, что за соблюдение прав украинских граждан на неконтролируемых территориях отвечает именно Украина. То же зафиксировано и в Плане реинтеграции Донбасса, утвержденном в начале года. Эта лазейка может быть использована российскими юристами для доказательства, что конфликт на востоке Украины – сугубо ее внутренние вопросы, к которым Кремль никак не причастен.

"Как решит Международный суд – зависит от членов суда, принимающих решение, и подковерных игр. Негативное решение никак не повлияет на расстановку сил в Крыму и Донбассе. Это не может быть аргументом для невыполнения Россией минских договоренностей. Тем не менее, для России оно было бы идеальным – они бы игнорировали решения Нормандской четверки, обосновывая это вердиктом Международного суда", - говорит Кухалейшвили.

Международный суд ООН будет долго рассматривать дело по существу, но предварительное решение огласит в срок от нескольких недель до нескольких месяцев. Оно, скорее всего, будет обтекаемым вроде "Все стороны конфликта в Донбассе должны соблюдать минские договоренности". Тогда суд сведется к еще одной формальности, которая не остановит ни нарушения прав украинцев в Крыму, ни военных действий на востоке Украины.