Привет из Гааги. Какие будут последствия, если Кремль откажется выполнять решение Международного суда

Фото: ЕРА
Фото: ЕРА

Украина требует признать Россию страной, финансирующей терроризм. Таких прецедентов в истории Международного суда ООН еще не было

16 января Украина подала иск к России в Международный суд (МС) — главный судебный орган Организации Объе­диненных Наций (не путать с другим судом, также заседающим в Гааге, — Международным уголовным судом, который в Украине часто называют "Гаагским трибуналом"). Киев обвиняет Москву в нарушении двух международных конвенций — о борьбе с финансированием терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Обвинения прежде всего касаются аннексии Крыма, вторжения России в Донбасс, а также подрывной работы Кремля против украинского государства в целом.

Это второй иск формата "государство против государства", поданный Украиной против РФ. Первый касается нарушения Россией конвенции ООН по морскому праву и связан с аннексией Крыма, из-за которой наша страна лишилась законных прав в морской акватории и на континентальном шельфе в прилегающих к АРК территориях. Судебные слушания по этому делу должны начаться в ближайшее время. Нынешний же иск намного более обширен. И хотя на практике заставить РФ уйти из Крыма и Донбасса вряд ли возможно, Киев в случае успешного для Украины решения суда получит дополнительный инструмент для давления на Москву на международном уровне.

Претензии Украины изложены в 47-страничном документе. В нем указано, что Россия нарушила свои обязательства по борьбе с терроризмом, в частности, поддерживала, обу­чала и обеспечивала оружием террористические группировки в Украине, среди которых "ДНР", "ЛНР" и "Харьковские партизаны", не преследовала и не оказывала Украине помощи в преследовании террористов и их пособников. Приводится и длинный список конкретных преступлений, совершенных террористами при непосредственной помощи российских властей: убийство горловского депутата Владимира Рыбака, переброска в Донбасс военной техники и живой силы и т. д. Отдельный раздел посвящен катастрофе малайзийского боинга летом 2014 года, прилагающиеся фото и карты доказывают, что зенитно-ракетный комплекс "Бук" был завезен с территории РФ. Также упоминаются обстрелы мирных жителей в Краматорске и Мариуполе, совершенные в начале 2015 года, и обстрел пассажирского автобуса под Волновахой, серия террористических актов в Харькове с июля 2014-го по апрель 2015 года. Только конспективное перечисление всех фактов занимает 17 страниц. Еще на 12 — описание притеснений, которым в аннексированном Крыму подвергаются этнические украинцы и крымские татары.

Без лишней спешки

29 страниц иска занимает перечисление фактов российской агрессии против украинцев

Сообщение президента Петра Порошенко о подаче иска к России в Украине восприняли неоднозначно. Критики главы государства возмутились тем, что война идет почти три года, а в суд обратились только сейчас. Причина такой задержки в том, что помимо подготовки доказательной базы как таковой перед обращением в МС стороны, согласно уставу самого суда, должны пытаться урегулировать спор в досудебном порядке. Как рассказала Фокусу замминистра иностранных дел Елена Зеркаль, занимавшаяся подготовкой иска и представляющая Украину в этом процессе, с начала 2015 года между украинской и российской делегациями в Минске прошли несколько раундов переговоров, а МИДы двух стран обменялись десятками нот. "Как и ожидалось, мы с ними говорили на разных языках. В ответ на наши аргументы о том, что Россия пренебрегает своей обязанностью контролировать границу с Украиной, пресекать попытки перемещения боевиков, бороться с террористами и их пособниками, мы слышали рассказы о "правосеках, терроризирующих мирное население", о том, что события лета 2014-го у посольства РФ — это терроризм, и тому подобное", — говорит Зеркаль. По вопросу создания отдельного арбитража, предложенного Украиной, стороны тоже не договорились. По словам замминистра, лишь после того, как все методы были исчерпаны, Украина получила основания обратиться в МС ООН.

Соблюдение процедуры, как показывает практика, очень важно при рассмотрении дел в МС. Сразу после российской агрессии против Грузии в 2008 году грузины обратились в этот суд, требуя признать факты дискриминации грузинского населения на территориях Абхазии и Южной Осетии. В 2011 году суд постановил, что он не обладает юрисдикцией для рассмотрения этого дела, именно потому, что стороны не прошли обязательную процедуру перед началом рассмотрения дела.

Временные меры

Полный список требований к России, выдвинутых Украиной, широк. Киев просит суд обязать Москву прекратить любую поддержку незаконных вооруженных формирований, гарантировать вывоз всех вооружений с неподконтрольной территории, взять под должный контроль украинско-российскую границу, запретить российским чиновникам финансировать терроризм в Украине. В связи с последним требованием упомянуты имена министра обороны РФ Сергея Шойгу, депутатов Госдумы Владимира Жириновского, Сергея Миронова и Геннадия Зюганова.

Украина также требует, чтобы Россия оказывала помощь в расследовании действий террористов и компенсировала все потери, связанные с уничтожением малайзийского боинга и террористическими актами за все время агрессии. По ситуации в Крыму наша страна требует от РФ придерживаться взятых на себя обязательств по борьбе с дискриминацией, в том числе "немедленно прекратить политику культурной зачистки" крымских татар и этнических украинцев.

Если Москва откажется выполнять решения МС ООН, этот вопрос передадут в Совбез ООН. Причем наличие у РФ права вето в таком случае роли не играет.

По словам Елены Зеркаль, есть три фазы реализации требований, выдвинутых Украиной. Во-первых, прекратить текущие нарушения, во-вторых, восстановить положение дел, существовавшее на момент начала агрессии, в-третьих — компенсировать нанесенный ущерб. О его сумме речь пока не идет, тем более что Украина имеет право вносить в иск новые требования на случай, если Россия продолжит поддерживать террористов и ущемлять права украинцев и крымских татар.

Как показывает практика, рассмотрение дел в МС длится несколько лет. Но в ситуации с украинско-российским конфликтом давать какие-либо прогнозы по срокам Зеркаль не берется. "Украина, по сути, является пионером в этом деле — еще ни одно государство не обвиняло другое в финансировании терроризма", — объясняет она. В то же время суд вправе принять решение о применении временных мер — предварительных обязательств, которые МС возложит на Россию. По прогнозам Зеркаль, это может произойти через несколько недель. Смысл временных мер — приостановить дальнейшие нарушения, пока суд будет рассматривать дело по существу.

Среди таких требований — обязать РФ взять под контроль госграницу, немедленно прекратить любую помощь террористам, а также "предпринять все от нее зависящее", чтобы боевики, ранее получавшие от РФ помощь, "воздержались от террористических актов против мирного населения Украины". К немедленным требованиям Зеркаль относит и прекращение дискриминации украинцев и крымских татар.

Игнорировать не получится

Реакция российского МИДа на подачу иска последовала незамедлительно. Ожидаемо РФ не признала за собой никаких нарушений и попыталась перевести все стрелки на Украину. "Российская Федерация искренне пыталась разобраться в сути претензий украинской стороны, добросовестно проверяя ее заявления, однако столкнулась со стойким нежеланием украинских ведомств вести предметный диалог и в конечном счете односторонним разрывом консультаций украинской стороной", — говорится в заявлении МИДа РФ. Украину обвинили в нежелании "найти сбалансированное решение" и возмутились тем, что "ЛНР" и "ДНР" в иске названы "террористами".

"Россия, очевидно, займет позицию "я не я и хата не моя", — прогнозирует Зеркаль. — Они постараются доказать, что отсутствует сам факт спора, что они не финансируют терроризм, не ущемляют украинцев и крымских татар и т. д.". В то же время решение суда в любом случае будет обязательным, даже если РФ, например, на каком-то этапе выйдет из процесса.

Если же Москва откажется выполнять решения МС ООН, этот вопрос передадут в Совбез ООН. Причем наличие у РФ права вето, по словам замглавы нашего МИДа, в таком случае роли не играет. "Неважно, как будет вести себя Россия. В любом случае появится трибуна, у нас откроется возможность показывать всему миру, что делает Россия на территории Украины, какие действия по финансированию терроризма и по расовой дискриминации она предпринимает", — убеждена Зеркаль.

В этом процессе официальные лица РФ и прокремлевские комментаторы наверняка прибегнут к излюбленной тактике: все антироссийские международные решения они объяснят предвзятостью, русофобией, а то и вовсе всемирным антироссийским заговором. Но на самом деле бравада российских чиновников имеет мало общего с реальностью. "Если бы им действительно было все равно, они не прибегали бы к крайним мерам вроде шантажа или подкупа, чтобы сорвать принятие недавних резолюций ПАСЕ и ООН по Украине. Чем больше решений международных институций в пользу Украины, тем уже у Кремля поле для маневра", — уверен Владимир Арьев, народный депутат и глава украинской делегации в ПАСЕ. Вот почему задача Украины в МС ООН — закрепить за Россией статус государства-агрессора, игнорирующего международное право и взятые на себя обязательства.