Новости с востока. Каких неприятностей ждать Украине от России в 2017 году

Кремль будет бороться не за Донбасс, а за всю Украину. Россия имеет для этого ресурсы и волю, момент для такой попытки выглядит удачным, а настроение кремлевских политиков находится на подъеме

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Третий постмайданный год, как и два предшествующие, не приблизил Украину к восстановлению мира, не принес крупных прорывов на пути страны в Европу и не сделал определеннее позиции главного геополитического оппонента Украины — путинской России. Тем больше занимает многих вопрос о том, каких новостей ждать с востока в 2017 году и насколько оправданно предполагать, что Москва продемонстрирует новый всплеск агрессивности.

На мой взгляд, 2016-й год выдался на постсоветском пространстве относительно спокойным, поскольку в Кремле были серьезно озабочены целым рядом вызовов, с которыми сталкивалась страна: экономика уходила все глубже в рецессию; авантюра в Сирии долгое время приносила России умеренные результаты; противостояние с Западом усиливалось; низкие цены на нефть давили на российский бюджет. Однако к концу года многие проблемы Кремля начали решаться: с победой Дональда Трампа у Москвы появился шанс на нормализацию отношений с Западом; в Сирии падение Алеппо создало предпосылки перелома в затянувшемся конфликте в пользу режима Асада, поддерживаемого Путиным; после сделки с ОПЕК о сокращении добычи нефти цены на нее пошли вверх, что позволяет России сбалансировать бюджет; экономика пребывает в неустойчивом, но все же равновесии. Все это означает, что у Кремля есть возможности вновь сконцентрироваться на украинском направлении.

Новая администрация в Соединенных Штатах, по крайней мере в первые месяцы, попытается сделать все возможное для восстановления отношений с Россией за счет компромисса по Сирии и Украине — соответственно, поддержка Киева Вашингтоном серьезно ослабнет. В Европе Украина явно уходит на второй план ввиду сконцентрированности еврочиновников сразу на трех важнейших событиях — возможном начале процедуры Brexit"a и выборов во Франции и Германии. И это на фоне неудовлетворенности международных финансовых организаций темпами реформ в Украине. Путин не преминет воспользоваться благоприятной конъюнктурой, решив, что получил картбланш на новый раунд усилий по дестабилизации Украины.

"Кремль будет стремиться дискредитировать нынешние украинские власти, подталкивая Украину к досрочным выборам и параллельно дестабилизируя общество и государство"

Учитывая опыт уходящего года, стоит предположить, что российская сторона существенно диверсифицирует применяемую ею тактику. Провокации в Донбассе активизируются, и Россия будет поддерживать напряженность в регионе для того, чтобы Украина не могла перейти к мирной повестке дня, постоянно смещая акценты от европеизации к противостоянию агрессору. Однако этот вектор не будет главным для России: скорее всего, более важной станет информационная война, ведущаяся по нескольким направлениям. С одной стороны, Кремль будет стремиться дискредитировать нынешние украинские власти, подталкивая Украину к досрочным выборам и параллельно дестабилизируя общество и государство. С другой стороны, Москва будет стремиться переубедить Запад в необходимости поддержки Киева, умело коррумпируя европейских политиков для принятия политических (к примеру, непредоставление Украине безвизового режима) и экономических (к примеру, строительство в Европу новых газопроводов в обход Украины) решений, ухудшающих положение украинских властей. В российских элитах сегодня доминирует представление о том, что Запад разочаровывается в антироссийском курсе, и в Кремле надеются, что такое разочарование рано или поздно распространится и на Украину.

В этот раз Кремль будет бороться не за Донбасс, а за всю Украину. Россия имеет для этого ресурсы и волю; момент для такой попытки выглядит удачным; настроение кремлевских политиков находится на подъеме. Поэтому Киеву сегодня крайне необходимо максимально сконцентрироваться и попытаться встретить новую волну российской агрессивности во всеоружии. Но теперь на первом плане должно быть не только перевооружение армии, но и намного более консолидированное общество; более ответственные и нацеленные на реальные реформы элиты; лучшее понимание того, что сегодня стоит на кону. Основные российские силы находятся не на границах Украины, а глубоко внутри украинского общества: это и пятая колонна Кремля, и предприниматели с интересами в России, и граждане, готовые поддаться на постсоветскую пропаганду, и просто пассивные люди, считающие, что политика их не касается и не коснется. Именно их Кремль поведет в новый "гибридный бой", чтобы снова попытаться "взять Киев" политическими методами.

В 2006-м и в 2010 году пророссийские силы в Украине уже перехватывали инициативу у проевропейских. Поэтому для нынешней украинской власти важно не повторить в 2017 году ошибки тех лет.