В гостях у бывшего. Что происходит с резиденциями Януковича на четвертый год после его бегства
Накануне беглый экс-президент Виктор Янукович объявил, что не желает участвовать в судебном процессе по делу о государственной измене и отзывает из суда своих адвокатов. Фокус выяснил, что происходит с бывшими резиденциями Януковича "Межигорье" и "Сухолучье"
"Едем, солнышки, в Межигорье. Всего полтинник, и вы там", — с широкой улыбкой громко повторяет заученную до автоматизма фразу Татьяна, добродушная женщина лет 50. На выходе со станции метро "Героев Днепра" услуги частных перевозчиков пользуются огромным спросом. Платите пятьдесят гривен и за полчаса минивэном вас привозят к бывшей резиденции Виктора Яуковича.
В Межигорье Татьяна зазывает людей уже третий год — за каждого пассажира получает процент. "Не могу сказать, что люди туда стали меньше ездить. Приезжие туристы — меньше половины от всех посетителей, остальные — наши, киевские. Людям нравится выбраться из города на денечек отдохнуть на природе, а в Межигорье ведь, считай, как в Европу съездил: все красиво, убрано, отремонтировано", — делится наблюдениями Татьяна.
С тем, что все отремонтировано, не поспоришь. Убеждаюсь в этом еще по пути к резиденции Януковича. Дорога из Киева в село Новые Петровцы, где находится Межигорье, и на четвертый год после бегства экс-президента в идеальном состоянии: ни единой неровности, латки или выбоины. "Уже 35 лет за рулем, а такой качественно сделанной дороги ни разу не видел", — будто читая мои мысли, вдруг говорит Илья, водитель минивэна.
То, что мы почти приехали, становится понятно километра за два до резиденции — всюду припаркованы машины. Желающих поглазеть на роскошную жизнь экс-президента Виктора Януковича не убавилось и спустя три с лишним года после Революции достоинства. Субботним днем на территории Межигорья яблоку негде упасть: кто-то приезжает покататься на велосипедах, другие выбрались на пикник с семьей, у третьих — свадьба, еще у кого-то — фотосессия. "Ну, пойдем на его животных хоть посмотрим", — строго приказывает женщина своему спутнику в очереди у входа. Хватая его за руку, уверенным шагом тянет вовнутрь.
Важные гости. По словам персонала, в этом доме когда-то останавливался Леонид Кучма
Под контролем
Мои наблюдения прерывает коренастый мужчина лет сорока, по-хозяйски расхаживающий по территории. Его зовут Денис Тарахкотелик. Пошел четвертый год, как он — бессменный комендант Межигорья. Рассказывает, что когда в феврале 2014 года вместе с товарищами из Автомайдана решил охранять Межигорье от вандалов, представить не мог, что это растянется на несколько лет. Думал, день или два посторожит, а потом резиденция перейдет государству. "На деле чиновники сюда приходят только похвастаться заграничным коллегам, какая была коррупция, а они, мол, сейчас совсем не такие", — рассказывает комендант. Говорит, все только кричат об украденном золотом батоне Януковича. "А кто его вообще видел, батон этот? — спрашивает. — У нас есть женщина, которая работала при Януковиче в хонке. Она предполагает, что батон был сделан из папье-маше и покрыт позолотой. Это логично. У нас есть такая малахитовая чаша на кухне с янтарными яблоками, серебряными грушами и так далее. В таком случае батон подходит под концепцию. Если он правда был весь из золота, то что 22 февраля вывозили отсюда грузовики?"
Тарахкотелик чувствует себя хозяином резиденции Януковича не меньше, чем экс-президент. Пока осматриваем территорию, несколько раз поднимает с газона выброшенные посетителями бумажки и кладет себе в карман. О Межигорье говорит исключительно "здесь у нас". Уверенности его словам добавляет и то, что с недавних пор резиденцию экс-президента Генпрокуратура официально передала на ответственное хранение общественной организации "Межигорье". "Три года мы пытались не только сохранить все имущество Януковича, но и заставляли чиновников сделать опись, подать иск в суд и наложить арест. 31 марта нам передали территорию на хранение: до этого мы тут вообще работали без какого-либо правового статуса. Сегодня наша миссия юридическая — мы официально отвечаем за сохранность имущества", — гордо рассказывает Тарахкотелик. Со слов следователей, только движимого имущества в Межигорье сохранилось минимум на 10 млрд грн.
Святое место. Небольшая часовня в минуте ходьбы от дачи экс-президента
Справляйтесь сами
Никакого другого участия в обеспечении жизнедеятельности Межигорья со стороны государства больше не ощущается. Все деньги на зарплаты работникам и на уход за территорией резиденции Януковича общей площадью 142 га до сих пор получают за счет посетителей. Денис Тарахкотелик говорит, что в среднем за выходные сюда приезжает 6–8 тыс. посетителей. В будние дни не так много — 300–500 человек в день. "В месяц нам нужно минимум 2,2 млн грн на существование. Тех 50 грн с человека, которые мы получаем от платы за вход, хватает не всегда. Но кроме нас это никого не волнует", — жалуется комендант. Дальше объясняет, что в расходы не включена электроэнергия. За нее они не платят. Вовсе не потому, что не хотят. Просто по документам общественная организация "Межигорье" не является собственником резиденции. По словам Дениса, договор с Киевэнерго он пытается заключить с 2015 года, но тщетно.
Все это время долг за электричество растет. Правда, квитанции адресованы компании "Танталит", которую связывают с беглым депутатом Сергеем Клюевым, братом экс-секретаря СНБО Андрея Клюева. Именно на эту компанию оформлена большая часть резиденции. Такая неопределенность со статусом Межигорья больше всего беспокоит его постояльцев. В конце нашего разговора комендант добавляет, что уже устал и ждет, когда чиновники вернут резиденцию в госсобственность.
Охотничий домик
В феврале прошлого года коменданты Межигорья вызвались проверить, в каком состоянии находится вторая резиденция Виктора Януковича — охотничье поместье "Сухолучье". От шика и лоска прежних хозяев на территории не осталось ничего. Все разграблено. А ведь именно сюда бывший президент частенько приезжал спустить пар, охотясь на диких кабанов. По рассказам местных жителей, стрелять кабанчиков Янукович приезжал и во время расстрелов протестующих на Майдане. Правда, никаких доказательств этому нет. То, что Янукович действительно был нередким гостем в Сухолучье, говорит все то же идеальное состояние дорог, как по пути в Межигорье. "Через метр, как территория поместья заканчивается, эти дороги, как в сказке про Золушку, превращаются в тыкву", — говорит Геннадий Деминский, ответственный за сохранность здешних владений бывшего главы государства.
Время релакса. Массажный стол в доме Виктора Януковича сделан полностью из мрамора
Попасть в Сухолучье не так просто, как в Межигорье: ни общественного транспорта, ни частных перевозчиков. Своим ходом добраться в загородную резиденцию Януковича тоже задача не из легких: чтобы доехать, нужно преодолеть два контрольных пункта. Первый КП начинается в черте самого села. Геннадий Деминский рассказывает, как во времена президентства Януковича сельских жителей пускали домой только по пропускам, а их гостям нужно было заранее через охрану делать "визы в Сухолучье".
Эти угодья площадью 30 га активисты обнаружили в феврале 2014 года. Тогда их, как и Межигорье, сделали открытыми для всех желающих. Спустя полгода в Сухолучье разместился батальон "Киев-2", закрыв территорию для посетителей. Деминский не знает, почему военные никого не предупредили о том, что покидают территорию поместья, и позволили там все разграбить. Говорит, что этим должна заниматься Генеральная прокуратура. "Нам передали Сухолучье на хранение только в прошлом году, с тех пор пытаемся тут все привести в порядок", — рассказывает он Фокусу.
Прокурорские имения
Первым делом Деминский везет меня в дом экс-генпрокурора Виктора Пшонки, расположенный по соседству с дачей Януковича. По пути Геннадий рассказывает, что на территории поместья работают около 50 человек. Среди них 4 семьи переселенцев, которые постоянно живут в Сухолучье. На содержание территории в месяц им нужно около 250 тыс. грн. Около 80% этой суммы получают от Межигорья.
В Сухолучье у экс-генпрокурора Пшонки был свой отдельный секретный въезд к Януковичу, через который мы попадаем на территорию особняка. Внешне больше похоже на сарай с выбитыми стеклами и сорванными с петель дверьми. Роскошью, которая три года назад не сходила с экранов всех мировых телеканалов, в доме экс-генпрокурора и не пахнет. Зато есть другой, более специфический запах — козьего помета, оставшийся после зимнего пребывания в доме стада местных коз. Животные экскременты — единственное, что есть в четырех стенах загородной резиденции Пшонки: мародеры унесли все, включая обои и паркет. На кухне лежит полуразбитая мраморная столешница, с ней грабители, видимо, не справились.
Президентский подарок. Чучело зубра Януковичу подарил Александр Лукашенко
"Пшонку вынесли по-черному, дом Януковича, конечно, не так разворовали, но тоже мало что осталось", — говорит Геннадий и везет меня к даче экс-президента. Рядом с ней стоит небольшая часовня, раз в неделю местный священник проводит здесь службу. Перед тем как в нее зайти, мой спутник трижды крестится, добавляя, мол, хорошо, что отсюда ничего не вынесли — на святое не позарились. Дома у бывшего гаранта действительно не так печально, как у Пшонки: вынесли только мебель, бытовые приборы и сантехнику. Кое-где остались картины и мозаики, а на окнах висят гардины. "Мужчины, наверное, выносили, женщины бы не устояли перед такими красивыми занавесками", — шутит Деминский.
Заходим на кухню. Там убирает небольшого роста женщина лет 60. Она крайне неохотно отвечает на вопросы, но признается, что работала здесь со времен президентства Януковича. Говорит, что с ночевкой экс-глава государства оставался раз или два, обычно приезжал пострелять с друзьями — и обратно в столицу.
- Читайте также: Майдан всемирного масштаба. Почему основная победа еще впереди и далеко не гарантирована
Благодаря друзьям Янукович в свое время и заполучил Сухолучье. Учредителями "Общества охотников и рыбаков "КЕДР", которое взяло охотничьи угодья в аренду на 49 лет, были экс-министр топлива и энергетики Юрий Бойко, экс-глава Госслужбы автомобильных дорог Владимир Демишкан и бывший губернатор Черкасской области Сергей Тулуб. Статус Сухолучья, как и Межигорья, на четвертый год после бегства Януковича в подвешенном состоянии. Де-юре охотничьи поместья все еще в собственности "КЕДРа". Ясности и перспектив, когда эти резиденции вернут в госсобственность, нет. Без них, убежден комендант Межигорья и охранник Сухолучья, никакой перспективы развития этих территорий нет и не будет.