Бывший охранник рассказал в суде, как Янукович бежал из Киева через Харьков в Крым

Вертолет Януковича / Фото: INTV
Вертолет Януковича / Фото: INTV

Без деятельной помощи российских властей беглецу, возможно, не удалось бы осуществить задуманное

На допросе во время судебного заседания по делу о государственной измене бывшего президента Виктора Януковича свидетель - сотрудник УГО Виктор Ризниченко - рассказал об обстоятельствах побега Януковича из Киева через Харьков в Крым.

Соответствующие показания он дал на заседании суда, передает УНИАН.

По словам Ризниченко, 21 февраля 2014 года днем Янукович находился в администрации президента в Киеве. Около 17 часов он поехал в резиденцию Межигорье. Примерно в 22 часа свидетель услышал по радиосвязи, что Янукович вылетел двумя вертолетами из Межигорья в неизвестном направлении. Через несколько часов после этого он получил распоряжение от своего руководства выехать в составе передовой группы в Харьков.

По словам Ризниченко, сотрудники УГО, в том числе он, несколькими автомобилями поехали в Харьков разными группами, и договорились встретиться на 110-м километре трассы Киев-Харьков. В 10 часов утра 22 февраля сотрудники УГО из Киева прибыли в Харьков в резиденцию, где уже находился Янукович. В тот же день после обеда Янукович поехал в аэропорт Харькова. В аэропорту его уже ждали два вертолета, в один из них сел Янукович и несколько охранников. Во второй сел начальник службы безопасности президента Константин Кобзарь, свидетель и еще несколько сотрудников УГО. Вертолеты полетели в неизвестном на тот момент для свидетеля направлении.

Через час полета экипажу и пассажирам вертолета, в котором находился свидетель, диспетчер "Украэроруха" сообщил, что вертолеты должны вернуться в Харьков по команде Александра Турчинова (22.02.2014-27.11.2014 - председатель Верховной Рады, 23.02.2014-07.06.2014 - и.о. президента). Диспетчеру ответили, что для возвращения в Харьков не хватит топлива, и было принято решение приземлиться в аэропорту Донецка. Через 5 минут после приземления в Донецке начальник службы безопасности президента дал команду загружаться в два самолета, которые стояли на аэродроме неподалеку.

В самолет "Фалькон" сел Янукович и руководитель его службы безопасности Кобзарь, в другой самолет - сотрудники госохраны. Самолеты не успели вылететь, как к ним подошли представители Госпогранслужбы, которые сообщили через экипаж, что вылет запрещен из-за неоформленных некоторых документов. После этого все пассажиры обоих самолетов покинули воздушные суда, Янукович пересел в автомобиль и уехал в неизвестном на то время свидетелю направлении.

Несколько позже свидетель с вещами Януковича приехал в какой-то дом в Донецке, где уже находился Янукович. Через несколько часов автомобиль с Януковичем и автомобили сопровождения отправились в направлении Крыма. Во время движения неподалеку от Бердянска автомобили остановились у поля. По команде начальника охраны Януковича сотрудники УГО вместе с Януковичем пошли в поле. И туда же приземлились два вертолета Ми-8 без бортовых номеров с советскими звездами на борту. Свидетель Резниченко предполагает, что это были вертолеты Российской Федерации.

"Пилоты мне не известны, они были в спецснаряжении, но без знаков различия на униформе. Я так думаю, что это были пилоты Российской Федерации", - сказал он. Резниченко добавил, что все это происходило в ночь на 23 февраля. Сопровождающие Януковича поднялись на борт этих вертолетов, и через некоторое время, примерно через час, вертолеты приземлились в неизвестном на то время для свидетеля месте. Это было летное поле аэродрома. Куда делся Янукович, летевший вторым вертолетом, свидетель не видел.

Ризниченко с коллегами переночевали в вагончиках на летном поле, утром 23 февраля оттуда их забрал автомобиль и подвез к самолету Ан-25, в котором уже сидел Янукович, несколько сотрудников госохраны, знакомых свидетелю, и группа вооруженных людей, которых свидетель не знал. После этого самолет взлетел, и через час снова приземлился по техническим причинам на неизвестном аэродроме. Пассажирам было сказано, что самолет дальше лететь не может, пассажиры покинули самолет.

На аэродроме свидетель увидел автомобиль аэропортового обслуживания с надписью "Анапа", поэтому он сделал предположение, что это происходило в городе Анапа Российской Федерации. Затем прибыл самолет Ан-26, в который все, в том числе и Янукович, пересели. Через некоторое время самолет совершил еще одну посадку на неизвестном аэродроме, где он увидел российских военных и российские военные транспортные средства. Янукович и сопровождающие сели на эти транспортные средства и уехали в неизвестном направлении. Через некоторое время свидетель понял, что он находится в Крыму.

Приехали на базу отдыха в Ялте. Ризниченко предполагает, что это была база отдыха, принадлежащая Российской Федерации. Это было примерно в 18 часов 23 февраля. Примерно в 22 часа от руководителя службы безопасности президента поступила команда срочно собраться, после чего все поехали на российских военных автомобилях в Севастополь. В Казачьей бухте Севастополя автомобили заехали на территорию российской воинской части. Там руководитель службы безопасности Януковича Кобзарь собрал всех на плацу, к сотрудникам УГО подошел Янукович и предложил тем, кто желает, ехать с ним дальше, не сказав, куда именно ехать.

Свидетель и еще несколько сотрудников УГО отказались ехать с Януковичем. Кобзарь сказал Януковичу, что он должен написать отказ от охраны УГО, и это он сделал. Часть сотрудников УГО решили поехать с Януковичем дальше, свидетель назвал их фамилии. Где находятся бывшие его коллеги, он сейчас не знает. После этого те, кто остались, оставили свое оружие в управлении госохраны Крыма, и 24 февраля утром отправились в Киев.

Куда уехал Янукович, свидетелю не известно, поскольку в последний раз видел его на плацу воинской части в Крыму.

Напомним, Янукович обвиняется в совершении госизмены, пособничестве представителям власти РФ, в умышленных действиях, совершенных с целью изменения границ территории и государственной границы Украины, в нарушении порядка, установленного Конституцией, ведении агрессивной войны, то есть преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 111, ч. 5 ст. 27 ч. 3 ст. 110, ч. 2 ст. 437 Уголовного кодекса Украины.