Украинские законы по борьбе с отмыванием денег необходимо изменить, – эксперты СЕ

Фото: businesspundit.com
Фото: businesspundit.com

Огромный размер теневой экономики, усиленный широкомасштабным использованием наличных, делает страну особенно уязвимой

В Совете Европы констатируют, что в сфере борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма принятые в Украине меры уже принесли положительный эффект, но необходимы изменения в законодательстве. Об этом говорится в обнародованном 30 января отчете Специального комитета экспертов Совета Европы по взаимной оценке мер по борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма (MONEYVAL) по Украине, передает Европейская правда.

"В новом отчете MONEYVAL признал, что в Украине существуют сильные политические обязательства по предотвращению и противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, а принятые меры уже принесли положительный эффект. Однако необходимы новые нормативные положения с более суровыми приговорами за преступления, нужны дополнительные ресурсы, а дела на высоком уровне должны расследоваться и рассматриваться в судах более активно", - говорится в сообщении Совета Европы.

В MONEYVAL констатируют, что Украина стоит перед значительными рисками в вопросе отмывания средств через коррупцию и незаконную экономическую деятельность, включая фиктивное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и мошенничество.

"Огромный размер теневой экономики, усиленный широкомасштабным использованием наличных, делает страну особенно уязвимой. Среди распространенных механизмов отмывания средств в Украине – так называемые конвертационные центры, с помощью которых деньги перетекают из реальной экономики в теневую и которые используются для перевода денег в наличные с последующим вывозом из страны", – отмечается в отчете.

При этом в MONEYVAL заявляют, что власти Украины демонстрируют "достаточно хорошее понимание рисков отмывания денег и финансирования терроризма". "Однако понимание может быть усилено в таких сферах, как трансграничные риски и риски, возникающие в некоммерческом секторе и в отношении юридических лиц", – считают эксперты.

Также эксперты указывают на то, что отмывание средств, как и раньше, по сути, рассматривается как преступление "вторичного уровня" в дополнение к предикатному правонарушению (основное правонарушение – общественно опасное противоправное деяние, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, – ред.). "Каждый раз, когда выносится приговор по делу об отмывании средств, он почти всегда меньше, чем для основного правонарушения. Наказание должно быть более убедительным на практике", – отмечается в докладе.

Эксперты рекомендуют ввести положения в Уголовный кодекс Украины, которые бы предусматривали, что лицо может быть осуждено за отмывание средств даже при отсутствии осуждения за предикатное правонарушение.

В докладе также говорится, что до 2014 года уголовные расследования по отмыванию средств обычно велись в отношении местных чиновников, а не чиновников высшего уровня. С марта 2014 года были предприняты активные шаги в отношении лиц, имеющих связи с прежним режимом; до сих пор сложные расследования привели лишь к двум судебным приговорам, один из которых касается отмывания средств в значительных объемах.

"Необходимо больше судебных преследований и осуждений по делам, связанным с коррупцией, воровством и хищением государственного имущества на высоком уровне не только лицами, связанными с прежним режимом, но и действующими должностными лицами и их партнерами", – считают в MONEYVAL.

Специалисты также отметили необходимость применять режим конфискации последовательно во всех делах.

Что касается финансирования терроризма, то в MONEYVAL указали, что Украина установила отдельное правонарушение и вводит систему борьбы с этим явлением, однако подчеркнули необходимость устранения технических недостатков.

Украина должна на первом пленарном заседании в 2019 году сообщить MONEYVAL о реализации рекомендаций.