Разминирование замедленного действия. Кто займется очищением Донбасса от взрывоопасных предметов

Фото: Pierre Crom / Contributor / Getty Images
Фото: Pierre Crom / Contributor / Getty Images

Иностранные партнеры Украины готовы дать деньги на гуманитарное разминирование Донбасса, но законодательная база для этого еще не готова. Фокус решил разобраться, как будет проходить разминирование на Донбассе и кто на этом сможет заработать

Related video

До конца текущей пленарной недели должен быть зарегистрирован законопроект о противоминной деятельности, обещает Фокусу член профильного комитета народный депутат Ирина Фриз (БПП). По ее словам, над документом работала группа депутатов во главе с Андреем Тетеруком (Народный фронт). К работе привлекались специалисты оборонного ведомства и международные эксперты.

"Я пока не знаю, кто будет инициатором законопроекта, депутатский корпус или Кабинет министров. Документ на финальной стадии, его текст сейчас должен быть в Министерстве обороны. Вопрос противоминной деятельности сегодня актуален как никогда, мы уже провели два круглых стола по этому вопросу, консультировались с представителями США, Канады, Швейцарии, Великобритании, Германии, ОБСЕ, а также международными неправительственными организациями", — делится с Фокусом подробностями Фриз.

Если противоминный центр станет структурой Минобороны, объем международного финансирования будет в десятки раз меньше возможного

Она рассказывает, что секретариат парламента в 2016 году зарегистрировал два законопроекта о противоминной деятельности, но впоследствии они оба были отозваны. Первый документ, подготовленный народным депутатом Андреем Киселевым (Оппозиционный блок), по словам Фриз, нес в себе коррупционные риски, а проект Кабинета министров вызвал дискуссию вокруг создания единого органа координации противоминной деятельности. Депутаты подсчитали, что если противоминный центр станет структурой Минобороны, объем международного финансирования, выделяемого Украине для выполнения программ по противоминной деятельности, будет в десятки раз меньше. А вот если гуманитарное разминирование оформить как отдельный вид деятельности, это позволит нашей стране привлечь большую международную помощь.

Чужие деньги

Секретарь профильного парламентского комитета Иван Винник (БПП) отказывается предоставить Фокусу текст законопроекта до его регистрации, но рассказывает основные новеллы. По его словам, предлагается создать орган центральной власти, который будет следить за выполнением работ по разминированию. Ведомство также выступит в роли контролера и гаранта безопасности проведенных работ. В сфере его ответственности — организация и проведение конкурсов на работы по разминированию территории. Законопроект предусматривает, что работы по разминированию могут проводиться как за счет государственного бюджета, так и из средств, привлекаемых от международных доноров и неправительственных организаций.

В сфере ответственности нового органа — организация и проведение конкурсов на работы по разминированию

"Документ предлагает разрешить проводить разминирование как государственным, так и коммерческим компаниям, у которых есть лицензии на такую деятельность. Сейчас этим занимается Минобороны, Служба по чрезвычайным ситуациям и Госспецтрансслужба, если это касается вопросов инфраструктурных объектов. Закон о разминировании нужен, об этом необходимо думать постоянно", — утверждает Винник.

Народный депутат Дмитрий Тымчук (Народный фронт) отмечает, что до сих пор остается открытым вопрос подчинения создаваемого органа по противоминной деятельности.

"Сейчас Минобороны охотно берется за все проекты, но комитет уже заявлял, что оборонное ведомство не должно заниматься вопросами гуманитарного разминирования", — говорит Тымчук Фокусу.

Непочатый край

По данным Министерства обороны, в результате деятельности террористических группировок и вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины около 7 тыс. кв. км. освобожденных территорий Донецкой и Луганской областей загрязнены минами и другими взрывоопасными предметами.

Около 7 тыс. кв. км. освобожденных территорий Донецкой и Луганской областей загрязнены взрывоопасными предметами

По состоянию на 1 января 2018 года, группами разминирования вооруженных сил Украины, Государственной специальной службы транспорта, пиротехническими подразделениями Государственной службы по чрезвычайным ситуациям с начала проведения работ в зоне АТО меры по разминированию осуществлялись на территории около 25 695 га, где было уничтожено 325 899 взрывоопасных предметов. Кроме того, к выполнению плана по разминированию были привлечены неправительственные организации — The Halo Trust, Danish Demining Group, Swiss Foundation for Mine Action (FSD). Их силами было проверено 131,4 га, обнаружено 528 взрывоопасных предметов.

Минобороны напоминает, что в 2009 году министр обороны приказал снять с вооружения и уничтожить все противопехотные мины. На сегодняшний день Украина избавилась от 2 326 944 единиц противопехотных мин.

Народный депутат Дмитрий Тымчук предупреждает Фокус, что кроме минных заграждений большую опасность представляют неразорвавшиеся снаряды. По его информации, минобороны РФ преднамеренно снимало со складов хранения боеприпасы, срок годности которых уже закончился или подходил к окончанию. Все они доставлялись на Донбасс – таким образом Россия экономит на утилизации боеприпасов.

"На сегодняшний день сложно оценить территорию, на которой необходимо проводить работы по разминированию. В 2014-2015 годах противник вообще не вел никаких схем и карт минированной территории. Есть сведения, что в 2015 году генштаб минобороны РФ начал требовать составлять такие карты. Но я сомневаюсь, что они делались детально и качественно, человеческий фактор и добросовестность работ вызывают подозрение", — рассказывает Тымчук Фокусу.

Депутат вспоминает, как на базе украинского отдельного инженерного батальона, который выполнял миротворческую миссию в составе временных сил ООН в Ливане (UNIFIL) пытались создать подразделение по разминированию. Но к тому моменту, когда завершилось формирование структуры и был подобран персонал, Украину в миссии заменили на Китай.

Без права на ошибку

Никто не может назвать точной стоимости работ по разминированию. По мнению Тымчука, в Украине она должна соответствовать нормам ООН, в противном случае не стоит рассчитывать на помощь международных партнеров. В 2016 году уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко заявила, что разминирование одного квадратного метра стоит $5. Позже чиновники разного уровня называли цифры от $3 до $1000.

Руководитель первой негосударственной компании по разминированию Demining Team from Ukraine Руслан Пятковский объясняет Фокусу, почему сложно подсчитать стоимость условного квадратного метра разминирования. Ведь кроме обнаружения и ликвидации взрывоопасных предметов, может понадобиться разведка, рекогносцировка и опрос местного населения.

"Сейчас политики забегали, потому что услышали, что иностранные партнеры готовы завести $250 млн на разминирование"

"Без скромности могу сказать, что цифра в $5 родилась с моей подачи, когда на заседание трехсторонней переговорной группы собирались наши с Евгением Марчуком. Мы тогда условно подсчитали площади и работу и вывели среднюю цифру. Так вот, с того момента никто не озадачился ее перепроверить, пользуются ею дальше. Мы создали компанию в 2016 году, получили все документы, лицензии, сейчас получаем лицензию на подрывные работы. В будущем хотим не только обезвреживать, но и ликвидировать своими силами взрывоопасные предметы. Нас хорошо знают в Луганской области, есть доверие населения, вплоть до "серой зоны". Но за свою работу не получили ни копейки от государства или международных фондов, работы оплачивает заинтересованная сторона. Например, собственники земли, которые хотят возобновить на ней деятельность. Сейчас политики забегали, потому что услышали, что иностранные партнеры готовы завести $250 млн на разминирование. Но могу поспорить, что ни один из них не сможет объяснить, что такое гуманитарное разминирование", — рассказывает Пятковский Фокусу.

По его замечанию, в руководстве центра по разминированию в Республике Чад работает только четыре человека на несколько тысяч саперов. Более того, сам директор центра ходит в составе группы на разминирование.

Единственным государственным предприятием по очистке территорий от мин и взрывоопасных предметов является "Укроборонсервис", который входит в состав концерна "Укроборонпром". Согласно информации на официальном сайте предприятия, оно является официальным поставщиком услуг гуманитарного разминирования для ООН. Большинство управленческого персонала – бывшие офицеры инженерных войск, которые имеют специализацию по международным стандартам IMAS. Компания имеет опыт в коммерческих проектах и гуманитарных операциях, проводимых под эгидой ООН в таких странах как: Конго, Ангола, Ливан, Ирак, Иран, Ливия, Сомали, Западная Сахара, Эфиопия.

К слову, 9 июля завершил работу саммит Украина-ЕС. По его итогам было сделано совместное заявление, в котором, помимо прочего, говорится о необходимости создания национального центра разминирования. Орган необходим, чтобы эффективно бороться с проблемой мин и боеприпасов, неразорвавшихся на территориях, охваченных конфликтом, говорится в совместном заявлении по итогам встречи в верхах.