Порошенко ведет Раду в Конституционный суд. Как на Банковой хотят изменить Основной Закон без референдума

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

Администрация президента нашла способ обозначить в Конституции Украины курс на присоединение к ЕС и НАТО в обход референдума. Фокус разбирался, по какой схеме на Банковой хотят изменить Основной Закон и найдутся ли в парламенте голоса для этой цели

Related video

Петр Порошенко зарегистрировал в Верховной Раде проект изменений в Конституцию в части европейского и евроатлантического направления развития Украины. Об этом во время согласительного совета заявила представитель президента в парламенте Ирина Луценко.

"Сегодня президентом Украины зарегистрированы изменения в Конституцию относительно закрепления европейского и евроатлантического направлений развития Украины. Будут внесены изменения в статьи 85, 102, 116, предусматривающие ответственность Верховной Рады, президента Украины, а также правительства по закреплению европейского и евроатлантического направлений нашей страны", — сказала она.

Луценко также обратила внимание, что предлагаемые изменения позволят отменять положения, разрешающие Черноморскому флоту Российской Федерации базироваться в Крыму.

Впервые официально о планах закрепить в Основном Законе курс Украины на присоединение к ЕС и НАТО Порошенко заявил в начале августа. Некоторое время спустя, в своей речи по случаю 27-летия независимости Украины, он сообщил, что найдена формула, которая позволит сделать это "оптимально и быстро".

"Я буду настаивать на закреплении в Конституции нашего стремления присоединиться к Евросоюзу и вступить в НАТО. Юристы нашли формулу, как это сделать оптимально и быстро. И до открытия осенней сессии Верховной Рады, которая запланирована на 4 сентября, будет зарегистрирован соответствующий мой законопроект", — заявил Порошенко.

Выход есть

На момент подготовки материала на официальном сайте Верховной Рады отсутствовала информация о регистрации законопроекта президента. Но из слов Луценко можно сделать вывод, что Порошенко предлагает изменить Конституцию по "упрощенному варианту".

Срок конституционного производства по изменениям в Конституцию не может превышать одного календарного месяца

Напомним, процедура внесения изменений в Основной Закон предусматривается в ХІІІ разделе Конституции. Правом инициативы обладают президент Украины или народные депутаты. Если изменения касаются фундаментальных разделов I ("Общие положения"), III ("Выборы. Референдум") и XIII ("Внесение изменений в Конституцию Украины"), инициатива может исходить от главы государства или двух третей конституционного состава Верховной Рады (300 депутатов). Изменения остальных разделов могут инициировать треть депутатов от конституционного состава или президент Украины.

Упрощенная процедура изменения Основного Закона заключается в том, что законопроект должен быть принят простым большинством (226 голосов) на первой сессии, а потом двумя третями от конституционной численности (300 голосов) на следующей сессии. Для внесения изменений в I, III и XIII разделы законопроект должен быть принят не менее чем двумя третями от конституционного состава парламента (300 голосов). Затем закон должен выноситься на всеукраинский референдум, который инициирует президент. После этого изменения считаются принятыми.

Перечисленные Луценко статьи относятся к разделам IV, V и VI, которые не требуют проведения всеукраинского референдума. В них описаны полномочия Верховной Рады, Кабинета министров и статус президента как гаранта.

Несмотря на упрощенную процедуру внесения изменений в названные выше разделы, соответствующий законопроект должен получить заключение Конституционного суда (КС) о соответствии изменений Основному Закону.

Депутат Верховной Рады III–VI созывов, член Конституционной комиссии при президенте Юрий Ключковский говорит Фокусу, что для предлагаемых изменений выбран оптимальный вариант, который позволит обойти изменения в "Основные положения".

"У президента выбрали такой вариант, что логично в данном случае. Более предметно можно говорить, когда обнародуют текст законопроекта. Я думаю, там будут указаны задачи для Рады, Кабмина и президента по достижению интеграции с ЕС и НАТО", — предполагает Ключковский.

Он напоминает, что прежде чем вносить законопроект на рассмотрение в сессионном зале, народные депутаты должны найти 226 голосов, чтобы обратиться в Конституционный суд, который изучит изменения на соответствие Конституции. После получения положительного заключения КС можно приступать к первому чтению.

Судья КС Сергей Сас рассказывает Фокусу, что после того как обращение будет передано в суд, его должен проверить секретариат КС. Далее обращение передается на рассмотрение коллегии — судья-докладчик должен подготовить материалы для дальнейшего открытия конституционного производства.

"Процесс проходит в несколько этапов и описан в соответствующем законе. Отмечу, что срок конституционного производства по изменениям в Конституцию не может превышать одного календарного месяца", — утверждает Сас.

Предмет торга

Инициативы Порошенко успели вызвать замешательство в рядах парламентских фракций. Лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко предлагает подписать меморандум о неизменности европейского и евроатлантического выбора, противодействии российской агрессии и восстановлении территориальной целостности Украины.

"Мы предлагаем, чтобы все лидеры фракций, все кандидаты в президенты подписали этот меморандум. Где четко определена неизменность курса на европейскую интеграцию, интеграцию в НАТО, определено, что Крым и Донбасс — это украинские территории, которые должны быть возвращены. Где четко определено, что война — это война, а не АТО, четко определены другие вопросы, связанные с национальной стратегией Украины. Я первая его подпишу и обращусь к каждому", — приводит слова Тимошенко пресс-служба партии.

"Нам предлагают очередные "грабли": подписать бумажку, которая не будет иметь никакой юридической силы"

Председатель постоянной делегации в Парламентской ассамблее НАТО Ирина Фриз (БПП) вступила с Тимошенко в заочную полемику, назвав ее предложение попыткой сорвать евроатлантическую интеграцию государства.

"Меморандум между лидерами фракций о закреплении евроатлантического курса Украины — это гибридная акция по нивелированию более эффективного механизма внешнеполитического предохранителя от реваншизма в 2019 году. Хотя реакция и соответствующее предложение являются прогнозируемыми, особенно учитывая недавнее скандальное интервью в The Independent (интервью Виктора Медведчука, в котором он называет Тимошенко наиболее подготовленным кандидатом на выборах президента. — Фокус). Меморандум Украина уже подписывала в Будапеште. Согласно ему, Россия обязывалась обеспечить нашей стране безопасность. Цена этого меморандума стала очевидной в 2014 году. Убеждена, что нам предлагают очередные "грабли": подписать бумажку, которая не будет иметь никакой юридической силы", — пишет Фриз на своей странице в Facebook.

Она напоминает, что инициатива Порошенко не является новым изобретением — эта модель уже реализована в Литве, а ее преимущества неоднократно обсуждались с председателем литовского Конституционного суда.

Во фракции "Народного фронта" не выработали позиции по внесению изменений в Конституцию. Заместитель председателя фракции Юрий Береза сказал Фокусу, что детали сможет сообщить поздно вечером.
"Перезвоните мне после 20:00, тогда я все расскажу", — сказал депутат, то ли ожидая результатов встречи Порошенко с лидерами фракций, то ли не желая отвечать на вопрос, так как после 20:00 связаться с ним не получилось.

"Сейчас начался процесс торгов за голоса. У НФ свое видение на формирование нового состава ЦИКа, которое отличается от желания пропрезидентской фракции"

Примечательно, что в конце прошлой сессии Верховной Рады лидер фракции "Народный фронт" Максим Бурбак инициировал сбор подписей для закрепления в Конституции членства Украины в ЕС и НАТО.

Один из народных депутатов, близких к руководству фракции БПП, в разговоре с Фокусом отметил, что поиск голосов для поддержки инициативы Порошенко станет предметом компромисса между двумя наибольшими парламентскими фракциями.

"Сейчас начался процесс торгов за голоса. У НФ свое видение на формирование нового состава ЦИКа, которое отличается от желания пропрезидентской фракции. Опять-таки вопрос Избирательного кодекса. Посмотрите, обо всем этом сегодня прямо говорил Бурбак на согласительном совете", — говорит депутат, пожелавший остаться неназванным.

В июле 2017 года Верховная Рада приняла изменения в Закон "Об основах внутренней и внешней политики", в котором говорится, что углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического договора с целью обретения членства в этой организации является ключевым направлением государственной политики. Тогда документ поддержали 276 народных депутатов. Фракция БПП дала 119 голосов, "Народный фронт" — 68, "Самопомич" — 22, Радикальная партия — 18, "Батькивщина" — 17.