Выборы в положении. Как президентская инициатива повлияет на избирательную гонку

Фото: Михаил Маркив / УНИАН
Фото: Михаил Маркив / УНИАН

Многие наблюдатели расценили намерение власти ввести в стране военное положение как попытку перенести президентскую кампанию на более поздний срок. Фокус разбирался, на что в таком случае будут похожи украинские выборы

Related video

В период военного положения проведение любых выборов невозможно. Об этом говорит соответствующий документ. Статья 19 Закона Украины "О правовом режиме военного положения" запрещает после объявления в стране такого режима проводить выборы президента, Верховной Рады, парламента Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.

Искусство трактовать закон

Как пояснил экс-заместитель Центризбиркома Андрей Магера, Конституция дает возможность обойти эту норму при определенных условиях. Они должны быть зафиксированы в президентском указе о введении военного положения (поскольку часть указа засекречено, то ясности по этому вопросу пока нет — Фокус). Также имеет значение, будет ли введено военное положение на всей территории Украины (по указу президента — на всей — Фокус). Кроме того, неизвестно, будет ли ограничено право граждан избирать президента и баллотироваться на этот пост.

Глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель предполагает, если военное положение будет введено на всей территории страны на срок 60 дней, как предложил секретарь СНБО Александр Турчинов и как говорится в только что опубликованном указе президента, то парламент сможет огласить дату проведения президентских выборов лишь после его завершения. Она примерно приходится на конец апреля — начало мая 2019 года.

"Чтобы урегулировать вопрос президентских выборов, надо внести поправки в законодательство"

Тарас Шевченко, директор Центра демократии и верховенства права, пояснил Фокусу, что без изменений в законодательстве определить дату выборов президента после введения военного положения невозможно. Поскольку в статье 19-й закона сказано, что парламент по окончании действия военного положения может объявить дату выборов только в Верховную Раду или местных выборов, но не президента. "Чтобы урегулировать вопрос президентских выборов, надо внести поправки в законодательство — или прописать процедуру выборов во время военного положения, или отменить норму о запрете проводить выборы в этот период. Например, указать в законе, что как только оканчивается военное положение, то должен начаться избирательный процесс, если он не начался во время военного положения. Только в этом случае выборы могут состояться в конце апреля 2019 года", — говорит юрист.

Алексей Кошель допускает, что в течение ближайших месяцев, даже если будет объявлено военное положение, никто из потенциальных кандидатов не прекратит избирательную кампанию. "Сейчас она тоже полноценная, хотя формально в соответствии с законодательством это трактуется как всего лишь деятельность политических партий. Так что на время военного положения сохранятся и билборды на улицах, и ролики на телевидении, и другая политическая активность", — прогнозирует Кошель.

Выборы без предвыборной агитации

Но не менее важно, что условия военного положения предусматривают полный запрет на проведение забастовок, массовых акций протеста и массовых собраний вообще. То есть любые массовые мероприятия, связанные с выборами, — встречи с избирателями, митинги в поддержку того или иного кандидата, акции протеста против нарушения избирательных прав — попадают под табу.

Существенно сужаются в случае введения военного положения и возможности предвыборной агитации в СМИ

Это значит, что даже если власти не пойдут на отмену выборов, то избирательная кампания лишится "уличной" составляющей. А кандидаты в президенты будут поставлены в неравные условия. Поскольку провластные кандидаты смогут колесить по стране, организовывать ивенты и встречаться с электоратом под видом рабочих поездок, в то время как остальные лишатся такой возможности.

Существенно сужаются в случае введения военного положения и возможности предвыборной агитации в СМИ. В этот период власть получает возможность контролировать предприятия связи, телерадиоорганизации и издательства. Аргументируется это необходимостью проводить разъяснительные работы среди населения и военнослужащих.

Облегчается механизм запрета деятельности приватных и коллективных радиостанций, передачи информации через компьютерные сети. А в случае нарушения требований военного времени у граждан или организаций могут изымать теле- и радиоаппаратуру, компьютеры и любые другие средства связи.

Непатриотичные мысли

Представители президентского лагеря упорно отрицают то, что намерение власти ввести военное положение связано с желанием отменить выборы. И стараются разговор об изменениях сроков президентской кампании перевести из сугубо правовой плоскости в плоскость нравственно-патриотическую. "Если мы утратим суверенитет, выборов вообще не будет!" — парируют сторонники действующей власти на любую попытку заговорить о судьбе выборов.

"Военное положение не способно сделать нас сильнее России. Оно не помогает Украине. Оно лишь помогает людям, пребывающим во власти, сохранить свою власть"

"Порошенко точно не боится Путина. Выборов тем более. Конкурентов-оппонентов — и подавно. Как же мерзко читать этих мелких людей, которые в драматические для страны моменты ноют о себе, выборах и своих облюбованных табуретках", — сокрушается первый вице-спикер ВР Ирина Геращенко. При этом она пытается убедить несогласных с таким подходом в том, что есть темы куда важнее: "Сейчас нужно переживать о сохранении страны. Вы о второстепенном думаете. Я о шести парнях, тяжелораненых моряках думаю. В заложниках. И о наших простреленных катерах. А вы про выборы".

Это выглядит откровенно спекулятивно. Спору нет, жизнь и здоровье любого гражданина страны важны и бесценны. Как и безопасность государства. Но противопоставлять это выборам, которые являются важнейшей основой демократии и сменяемости власти, нелогично и нечестно. "Военное положение не способно сделать нас сильнее России. Оно не помогает Украине. Оно лишь помогает людям, пребывающим во власти, сохранить свою власть", — убежден аналитик Сергей Фурса.

Политолог Сергей Дацюк также считает, что целью введения военного положения является отсрочка, а возможно, и отмена президентских выборов. "Предвыборная ситуация 2018 года засвидетельствовала очень низкий рейтинг президента Украины. Стало понятно, что никакие политтехнологические схемы не позволяют этот рейтинг поднять. Поэтому остался лишь один выход — путем провокации поставить Украину на грань полномасштабной войны, чтобы ввести военное положение", — прокомментировал Дацюк ситуацию.

Введение военного положения за четыре месяца до президентских выборов при не очень высоком рейтинге действующего главы государства и в самом деле не может не вызвать подозрений по поводу чистоты намерений. Поэтому руководство страны должно быть само заинтересовано, чтобы в ближайшее время предоставить своим гражданам и мировой общественности неопровержимые доказательства того, что это решение вызвано серьезной угрозой государственному суверенитету. И что эта угроза сильнее той опасности, которую несет стране отмена выборов.