Украина имеет морское право. За что Государственная пограничная служба задерживает иностранные суда
В украинских портах находятся 15 судов, задержанных за посещение портов Крыма в нарушение законов Украины и вследствие международных санкций, принятых в результате аннексии полуострова. Фокус разбирался с дальнейшей судьбой нарушителей
Помощник председателя Государственной пограничной службы Олег Слободян рассказывает Фокусу, что в Украине под портовой охраной находятся 15 суден-нарушителей, заходивших в порты оккупированного Крыма в 2017-2018 годах.
"Это суда под флагами Танзании, Тувалу, России, Белиза, Коморских островов. Разными силовыми ведомствами по всем ведутся следственные действия и судебные процессы", – перечисляет Слободян.
По его словам, Госпогранслужба отслеживает суда, которые нарушают законодательство Украины по заходу в порты на временно оккупированной территории. На сегодняшний день в поле зрения пограничников попали около 800 судов-нарушителей.
Напомним, в июле 2014 года Министерство инфраструктуры закрыло порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория, а их администрации были ликвидированы. Спустя два года Кабинет министров запретил заход во все порты на территории Крымского полуострова. Информацию об этом получила Международная морская организация, которая объединяет 170 государств. Кроме того, в 2014 и 2016 годах были приняты резолюции Генеральной ассамблеи ООН о территориальной целостности Украины и непризнании аннексии Крыма. В 2005 году вступили в силу новые международные медико-санитарные правила, согласно которым каждое судно при заходе в порт обязано получить санитарные свидетельства. Без этих документов его не пустят в другие международные порты. А в конце ноября 2014 года Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения исключило крымские порты из своего авторизованного перечня международных санитарных правил. Тем самым они лишились возможности получить санитарное свидетельство.
Особенности подсчета
В феврале 2018 года прокуратура Автономной республики Крым сообщила, что для фиксации незаконного захода судов в закрытые порты Крыма создан реестр судов-нарушителей, который систематически обновляется. На то время в реестр были включены 665 судов-нарушителей. По состоянию на сегодняшний день информация не обновлялась. Все попытки Фокуса связаться с пресс-службой прокуратуры АРК успехом не увенчались, телефоны, номера которых указаны на официальном сайте, не отвечают.
Международной морской администрации известно о закрытии Украиной портов в Крыму. Поэтому после посещения Крыма в украинские порты заходят, как правило, "проблемные" суда
Председатель наблюдательного совета фонда "Майдан закордонних справ" Андрей Клименко, который отслеживает ситуацию в Крыму, объясняет Фокусу, что прокуратура запрашивает данные у Администрации морских портов, военно-морских сил и "Майдана закордонних справ". Он отмечает, что их методология подсчета нарушителей отличается от той, которую ведут в прокуратуре и Госпогранслужбе.
"По нашим оценкам, за все это время по маршрутам следования из/в порты Крыма заходило 350 суден. Около 160-170 нарушителей было в прошлом году. А вот по цифрам пограничников у нас ведется дискуссия. После аннексии Крыма в его портах осталось много судов, которые являются собственностью Украины, но были захвачены оккупантом. Возникает вопрос, считать ли их нарушителями, если порты из приписки закрыты, а доступа к ним нет", – делится соображениями с Фокусом Клименко.
Специалист в области морского права Борис Бабин утверждает, что Международной морской администрации известно о закрытии Украиной портов в Крыму. Поэтому после посещения Крыма в украинские порты заходят, как правило, "проблемные" суда.
"Это проблемные суда и их судовладельцы, которым уже нечего терять. Принимая решения идти в украинский порт, они прекрасно понимают последствия. Вместе с тем, они декларируют, что заходили в Крым потому, что терпели бедствие или другие аварии", – рассказывает Фокусу Бабин.
Без флага
Опрошенные Фокусом эксперты отмечают, что международные и украинские санкции за аннексию Крыма приносят свои плоды. Администрации флагов (Flag State Administration) исключают из своих реестров суда-нарушители. Как было, например, с танкером-газовозом Maestro, сгоревшим вместе с танкером Candy 21 января 2019 года возле Керченского пролива. По словам Клименко, морская администрация Занзибара (автономия в составе Танзании) еще в октябре 2018 года исключила из своего реестра танкер Maestro. Причиной стал заход в морской порт Керчи, официально закрытый Украиной еще в 2014 году.
"Maestro должен был забрать газ в российском порту Темрюк, но уже шел без флага. Судно без флага не имеет право выходить в море, его должны задерживать все военные корабли. По нашим данным, судовладелец принял решение начать перевалку газа из танкера Candy, который потом должен был забрать в Темрюке газ, предназначавшийся Maestro. Результат этого известен – сгорели оба, пострадал экипаж", – рассказывает Фокусу Клименко.
Он отмечает, что морская администрация Занзибара неоднократно предупреждала все суда, зарегистрированные под флагом Танзании, от заходов в порты Крыма. Подобная ситуация наблюдалась в 2016-2017 годах, когда морская администрация Молдовы лишала флага суда, посетившие оккупированный полуостров.
Какой будет дальнейшая судьба арестованных в Украине судов-нарушителей, пока неизвестно
При этом Бабин уточняет, что Украина до сих пор не определилась, можно ли считать морскую акваторию Крыма безопасной для судоходства.
"Пожар происходил в зоне ответственности, которую мы считаем нашей, но до сих пор не определились с безопасностью там. Мининфраструктуры должно уведомить Международную морскую администрацию по этому вопросу", – говорит он Фокусу.
На приколе
Какой будет дальнейшая судьба арестованных в Украине судов-нарушителей, пока неизвестно. В феврале 2018 года военная прокуратура Южного региона сообщила, что планирует передать военно-морским силам Украины судно Sky Moon под флагом Танзании. Оно было задержано на Дунае, во внутренних водах Украины, за нарушение режима посещения Крыма. 25 января 2019-го в системе электронных торгов арестованным имуществом (СЕТАМ) был повторно выставлен на продажу черноморский сейнер "Норд".
По словам Клименко, следственные действия и судебные дела, которые, ведутся по судам-нарушителям, могут занять десятки лет. За это время плавсредства потеряют свою кондицию.
К слову, мониторинговая группа "Майдана закордонних справ" с марта 2014 года отслеживает морские суда, которые в нарушение украинского законодательства и международных санкций заходили в порты оккупированного Крымского полуострова. Создан так называемый "черный список" судов, на работу в экипажах которых морякам не рекомендуется устраиваться.