"Ложись, Бандера!" В чем причина противостояния между радикалами и полицией в Киеве
О возможности силовых сценариев на президентских выборах в Украине говорилось еще задолго до их начала. И вот, не успел Центризбирком закрыть прием заявок на участие в гонке, как начались первые конфликты. Фокус выяснял подробности противостояния, которое произошло в минувшую субботу в Киеве между полицией и радикалами
Лиха беда – начало
Первый звоночек прозвенел в минувшую пятницу, 8 февраля, на встрече с избирателями кандидата в президенты Юлии Тимошенко. Дело было в Белой Церкви Киевской области. Во время митинга, проходившего перед зданием горсовета, в толпу людей полетели семь дымовых шашек. Полиция с помощью неравнодушных граждан задержала шестерых провокаторов, у которых было обнаружено еще шесть дымовых шашек. Тогда же в дежурную часть Белоцерковского отделения полиции поступило анонимное сообщение о том, что в припаркованном за сценой, на которой выступала Тимошенко, автомобиле находится взрывчатка. Сотрудники правоохранительных органов откатили машину на безопасное расстояние. По факту инцидента открыто уголовное производство.
До этого, в середине января, неизвестные обстреляли в Киеве автомобиль двух работников штаба еще одного кандидата в президенты Анатолия Гриценко. Злоумышленники выпустили десять пуль в лобовое стекло и кузов машины, пробили колесо. Однако наибольший резонанс получил силовой конфликт, который произошел в минувшую субботу, 9 февраля, в Подольском районе Киева.
Чей газ?
На столичной Контрактовой площади в этот день проходил митинг сторонников Юлии Тимошенко, которая сама прибыла на встречу с избирателями. По версии полиции, почти одновременно на площадь явилась "организованная группа молодых людей с закрытыми лицами". Они показались правоохранителям подозрительными и были доставлены в Подольское районное отделение полиции. По версии же задержанных, они пришли на Контрактовую исключительно для участия в акции "Кто заказал Катю Гандзюк?" и правопорядок не нарушали. Их целью, якобы, было задать вопрос Тимошенко о том, когда она исключит из "Батькивщины" своего однопартийца, который может оказаться причастным к убийству активистки.
Задержанные были в скором времени отпущены. По словам одного из инициаторов акции "Кто заказал Катю Гандзюк?" Маси Найем, когда он прибыл в отделение, "ребят, в том числе представителей организации С14, уже отпустили". Но они стали требовать от полицейских вернуть им отобранные вещи.
Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное производство о превышении полномочий сотрудниками столичной полиции
Будучи адвокатом, Найем отправился к начальству отделения, чтобы уладить вопрос. Попросив перед этим парней, устроивших потасовку, успокоиться и разойтись. "Меня пустили в отделение полиции, и все активисты успокоились. Мы поднялись с начальником Подольского управления полиции на второй этаж и договорились, что через пару часов, когда митинг в поддержку Тимошенко закончится, все вещи будут возвращены. А когда я спустился вниз – все активисты уже лежали на улице лицом вниз", – рассказал Маси Найем.
Как утверждают активисты, полицейские, разозленные их требованиями, применили слезоточивый газ. А затем в ход пошли дубинки, которыми манифестантов били по головам. В результате молодые люди получили серьезные травмы, а у некоторых были выбиты зубы.
Однако полиция корректирует подобную картину, утверждая, что газ из баллончиков первыми начали распылять задержанные. И что к ним на подмогу прибыла солидная группа поддержки, у которой впоследствии изъяли ножи и один "наган". Они, дескать, и атаковали стражей порядка. Более того – пытались штурмовать управление полиции. В результате потасовок трех полицейских забрали в больницу. А Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное производство о превышении полномочий сотрудниками столичной полиции. "Следователи Государственного бюро расследований должны дать оценку насилию в отношении участников контрпикета и дальнейших действий полицейских под райотделением", – заявил генпрокурор Юрий Луценко.
По его словам, следственные мероприятия проводились всю ночь с 9-го на 10-е февраля. И даже удалось установить личность работника полиции, который бил лежащего человека ногами и кричал "Лежать, Бандера!". "Готовим подозрение", – сообщил глава ГПУ. Помимо этого, открыто уголовное производство по статье о хулиганстве и о попытке захвата госучреждений.
Субботнюю ситуацию прокомментировала заместительница главы ВР Ирина Геращенко. Она дала понять, что в случившемся виноваты обе стороны: "Я понимаю состояние родителей и друзей Кати. И их справедливые требования относительно расследования. Но действия некоторых персон, больше похожие на провокации, мне понять тяжело". Это реплика адресована тем, кто требует результата по делу Гандзюк. А вот и комментарий для их визави: "Конечно, мы ожидаем от новой полиции и новой морали. В Украине Бандера – это имя героя, а не ругательство. Личный состав силовых структур должен это знать", – сказала Геращенко.
Не Гандзюк, а Тимошенко
Превысившим служебные полномочия правоохранителям может грозить до 8 лет лишения свободы
В настоящий момент С14 обвиняет в происшедшем полицию. "Газ пшикали менты", – отмечает лидер организации Евгений Карась. Он уверен в том, что "общению" С-14 с Юлией Тимошенко помешали ее сторонники, а также полиция, которая, по мнению Карася, также на стороне лидера "Батькивщины".
"Это прямое следствие круговой поруки: политиков, которым неловко, неприятно и стыдно слышать неудобные вопросы о возможной причастности своих коллег к убийству; и правоохранительных органов, которые по старой привычке решили этот договор обслужить", – инцидент нардеп от Блока Порошенко Мустафа Найем.
Отмечая то, что Мангер исключен из "Батькивщины", Найем добавляет: дать оценку действиям главы херсонской ОДА должна была и президентская вертикаль. "Решение обеих сторон отмолчаться – это не ошибка в коммуникации, а симптомы преступной круговой поруки. Чтобы так интерпретировать недовольство гражданского общества, надо быть либо слепым, либо неадекватным. Либо немного Януковичем", – формулирует диагноз Найем.
А тем временем полиция утверждает, что все было совсем не так. И что С14 не имела никакого отношения к защите справедливости в целом и интересов Гандзюк в частности. Начальник полиции Киева Крищенко намекает, что целью пребывания праворадикалов на Контрактовой могло быть физическое устранение Тимошенко. В полицию, дескать, поступил сигнал о заложенной на месте митинга взрывчатке. Слова Крищенко пришлись очень кстати: в окружении Тимошенко прямо говорят о том, что за субботними эксцессами стоят проделки конкурентов.
Бл*дство и его последствия
Приблизительно то же самое, но другими словами, с применением ненормативной лексики, заявляет и глава МВД Арсен Аваков. Он, впрочем, верен своему курсу "держаться над схваткой". "Штабы политиков! Ведь это вы, называющие себя честными и прекрасными – посылаете боевиков друг на друга, платите за это грязные деньги…", – возмущается Аваков. И совсем выходит их себя: "Это не политика, и не избирательная компания – это бл*дство. Так мы не получим адекватную власть, – мы получим власть бл*дскую, на новом витке ненависти, не способную к созиданию, а способную только к ненависти".
А вот что думает Аваков по поводу действий своих подопечных, понять сложнее. Скажем так: господин министр избегает высказываться по этому поводу. Когда субботним вечером возмущенные активисты прибыли к дому Авакова и требовали отпустить задержанных, к ним никто не вышел. Но и насилие больше не применял.
Противостояние ГПУ и МВД обещает быть интересным зрелищем. Если только его участники будут достаточно искренними в своей активности
Вместо Авакова слово взял глава Нацполиции Сергей Князев. "Я прошу прощения, я тоже бандеровец! Слава Украине!" – написал Князев. И добавил в соцсети хештег #ябандерівець. Тактически верный ход Князева все же не спасет его коллег от малоприятных объяснений. Ведь в игру вступило новосозданное Государственное бюро расследований (ГБР), которое принялось за расследование конфликта. Противостояние ГПУ и МВД обещает быть интересным зрелищем. Если только его участники будут достаточно искренними в своей активности.
Тем временем полицейским, которых могут назначить на роль козла отпущения, – не до игр. Превысившим служебные полномочия правоохранителям может грозить до 8 лет лишения свободы (отмечает все тот же Крищенко). Что же касается 19 задержанных активистов, то, судя по сообщениям адвоката Маси Найема, все они уже на свободе.