Есть ли у нас план? К каким компромиссам должна быть готова Украина для ввода миротворцев на Донбасс
Украина выступает за введение "голубых касок" на оккупированную территорию Донбасса. Но они не появятся там до тех пор, пока Киев не сформулирует свое видение миротворческой миссии
Введение миротворческой миссии ООН на Донбасс является решающим фактором для установления мира в зоне военного конфликта. Об этом заявил Президент Петр Порошенко во время дебатов в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.
Последние полтора года на разных международных площадках Киев упоминает о намерении воспользоваться посредничеством "голубых касок", но не форсирует этот процесс. Почему?
Без России – не решить
Следует напомнить, что активная дискуссия на эту тему началась после того, как в феврале минувшего года экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен представил на Мюнхенской конференции по безопасности свой план введения "голубых касок" на Донбасс.
План Расмуссена живо обсуждали в Украине – как во властных кабинетах, так и в экспертной среде. С ним горячо спорили, его критиковали. Но прошел еще год – и оказалось, что своего плана у Украины до сих пор нет. Не сформировано четкое видение, каким должен быть мандат у международных миротворческих сил, какие конкретные задачи, какой количественный состав, представители каких стран были бы желательны для привлечения в состав миссии и так далее. Имеет ли смысл без четких ответов по всем этим позициям стучаться в двери ООН?
"Необходимо осознать, что ООН является оператором в урегулировании конфликтов, но алгоритмы и решения должны предложить сами конфликтующие стороны, а после обращаться в ООН. Украине стоит активнее инициировать диалог по этому поводу", – советует Джеффри Фелтман, бывший заместитель Генсека ООН по политическим вопросам. Выступая в Киеве в рамках круглого стола "Участие ООН и ОБСЕ в разрешении вооруженных конфликтов: возможные сценарии для Украины", Джеффри Фелтман подчеркнул, что успешными были те операции "голубых касок", где стороны конфликта самостоятельно договаривались и определяли роль ООН в формате примирения.
Если перевести суть сказанного господином Фелтманом с дипломатического языка на обычный, ситуация следующая. Киеву придется договариваться с РФ относительно главных пунктов, определяющих роль и миссию миротворческих сил ООН. В противном случае Россия как постоянный член Совбеза ООН воспользуется своим правом вето, чтобы заблокировать решение.
Москву можно склонить к компромиссу, предложив поэтапное развертывание миротворческих сил на Донбассе
Проблема в том, что Кремль, заинтересованный в существовании "замороженного конфликта" на востоке Украины, не приемлет идеи введения миротворческих сил ООН в зону конфликта на Донбассе. Об этом неоднократно заявлял министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. "Россия будет делать все возможное, придумывать любые придирки и капризы, лишь бы миротворческой миссии в регионе не было. Во время переговоров РФ изысканно блокирует эту тему, – подтверждает представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию на Донбассе Евгений Марчук. – И так будет продолжаться, пока не будет найден компромисс относительно того, каким будет мандат международной миротворческой миссии и какой будет эта миссия".
Марчук считает, что Украина должна предложить всем сторонам, и в том числе российской, свою версию мандата сил ООН. "Нам необходимо детально отработать нашу версию мандата, компромиссную, а не ультимативную, возможно, включающую некоторые уступки", – подчеркнул политик.
Из опыта переговоров в ТКГ Евгений Марчук предполагает, что Москву можно склонить к компромиссу, предложив поэтапное развертывание миротворческих сил на Донбассе. По его словам, переговоры в Минске между ним и представителем РФ в контактной группе Борисом Грызловым проходят за закрытой дверью, но откровенно, "поскольку мы с моим российским визави давно знакомы". По мнению Марчука, переговоры о миротворцах на Донбассе возможны и могут стать продуктивными, однако должны проходить в закрытом формате.
"Но мы должны быть готовы к этому. Чтоб не случилось так, что решение (о развертывании миротворческих сил ООН – Фокус) принято, а процедуры, которые позволяют реализовать это решение, не готовы", – предостерегает представитель Украины в минской ТКГ.
Международная администрация – часть плана
Действительно, на сегодняшний день Украина не разработала ни нормативно-правовую, ни законодательную базу, которая должна обусловить все аспекты пребывания "голубых касок" на нашей территории. Государство, принимающее миротворцев ООН, должно учесть множество важных моментов, например, правила применения оружия миротворцами, или неприменения. Александр Левченко, бывший посол Украины в Боснии и Герцеговине, а теперь советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПО, напоминает о том, что в Сребренице "голубые каски" не имели инструкций относительно случаев, когда можно и необходимо применить оружие. В итоге в 1995 году в городе от рук боснийских сербов погибло около восьми тысяч боснийских мусульман.
Левченко считает, что любая из версий мандата миротворческих сил должна содействовать возвращению Донбасса в конституционное поле Украины. "Непринятие нашего проекта резолюции ООН о введении миротворцев будет свидетельствовать о том, что мирные пути решения конфликта исчерпаны", – говорит эксперт.
- Читайте также: Тест на устойчивость. Что представляют собой требования НАТО к инфраструктуре и государственному управлению
Следует знать, что "голубые каски" – это только часть мер по урегулированию конфликта. Далее должно последовать развертывание международной переходной администрации.
Однако из-за предвыборной кампании разработка всех этих сложных тем, как и вопрос урегулирования конфликта в целом, сегодня поставлена на паузу. К ним, по мнению экспертов, украинская власть приступит не ранее мая. А вся процедура согласований в ООН о развертывании миротворческой миссии может занять около двух лет.