Опрос без пристрастия. Какое расхождение в данных экзит-пола и подсчета ЦИК может свидетельствовать о фальсификациях

.
.

На голосовании 31 марта в Украине проведут сразу несколько социологических исследований. Фокус разбирался, зачем нужен национальный экзит-пол и как будут проводиться опросы на этих президентских выборах

Экзит-полы – форма контроля общественности за честностью выборов, а не атрибут ночных политических ток-шоу, убеждена директор Фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива Ирина Бекешкина. Тройка социологических компаний, которые будут участвовать в проведении национального экзит-пола на этих выборах, та же, что и раньше: Киевский международный институт социологии, Центр им. Разумкова и Фонд "Демократические инициативы".

Независимость от партий и кандидатов проекта гарантирует стопроцентное финансирование его западными донорами – Агентством США по международному развитию (USAID), представительством ЕС, посольствами Канады и Чехии, Международным фондом "Відродження".

"Сегодня согласно нашим исследованиям 70% украинцев не верят в честность выборов. Потому так важны экзит-полы. Если их результаты совпадут с официальными, это станет свидетельством того, что фальсификаций не было. Если будут отличаться на 4,5% и более – это сигнал о фальсификациях", – подчеркнула Бекешкина, выступая на пресс-конференции, посвященной старту проекта "Национальный экзит-пол 2019".

Во втором туре президентских выборов 2004 года оглашенные Центризбиркомом результаты на 9% расходились с данными Национального экзит-пола в пользу провластного кандидата, премьер-министра Виктора Януковича. Возмущенные массовыми фальсификациями украинцы вышли на Майдан, так началась Оранжевая революция.

На президентских выборах-2010 данные ЦИК и Национального экзит-пола практически совпали. Тогда разница в данных составила 1,6%. На выборах 2014 года она была и того меньше – 1,1%. Будет ли так в 2019-м?

Впервые за много лет социологи заявили, что опасаются за безопасность своих коллег, которые выйдут на "полевые" исследования 31 марта. "Многие телекомпании хотят узнать, на каких именно участках будут работать представители нашего экзит-пола. Мы не станем разглашать эту информацию, – предупредил журналистов генеральный директор КМИС Владимир Паниотто. – Но обратимся в МВД с просьбой обеспечить безопасность наших наблюдателей".

Теоретически для того, чтобы провести точные замеры электоральных симпатий, достаточно опросить людей на 60–100 избирательных участках. Национальный экзит-пол охватит 400 участков, будет опрошено около 18 тыс. человек. Участки определяются путем случайной выборки во всех регионах. "Мы решили применить не анкетирование, а "тайное голосование", поскольку этот метод уменьшает количество отказов и существенно повышает надежность конечных данных, – сообщил директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко. – Участник опроса сам заполнит бумажную анкету и самостоятельно опустит ее в ящик экзит-пола. Интервьюер не будет знать, что ответил респондент. И если в каком-то регионе на каком-то участке будет оказываться давление на избирателей, то наша методология позволяет гражданину не бояться этого давления, ведь его ответ не будет известен. Надеемся, что это повлияет на искренность респондентов".

Результаты "полевых" исследований трижды за день будут передаваться в центральный офис социологических компаний. Таким образом Национальный экзит-пол аккумулирует информацию о голосовании по состоянию на 12:00, 16:00 и 20:00.

В 19:45 начнется пресс-конференция, на которой огласят данные экзит-полов по результатам опросов по состоянию на 18:00. А в 23:00 огласят полные и окончательные данные экзит-пола, учитывая данные опроса до 20:00.

Независимый опрос с большим охватом – 3 млн избирателей – проведет еще одна авторитетная общественная организация ОПОРА. Но в ее основе будет метод статистической выборки, более известный как быстрый подсчет голосов. В отличие от экзит-пола, он коснется не только "рядовых" избирательных участков, но также закрытых – тюрем, воинских частей, больниц, где, к слову, голосуют около 5% украинцев.

"Мы будем не только опрашивать избирателей, а и следить за соблюдением всех необходимых процедур, за явкой, за подсчетом голосов на участках, за тем, доверяют ли наблюдатели протоколам избиркомов, – пообещала руководитель ОПОРЫ Ольга Айвазовская. – В итоге сможем установить соответствие официально обнародованных данных реальной ситуации на участках".

По словам Владимира Паниотто, метод быстрого подсчета голосов дает более точные результаты, чем экзит-полы, недостаток в том, что информация обрабатывается дольше. Так, ОПОРА обещает огласить данные своего исследования 1 апреля приблизительно в 10:30.

Отметим, что 31 марта состоятся как минимум пять разных экзит-полов. Известно, что к социологическим фирмам обратился телеканал "1+1". Совместно заказали соцопрос телеканалы "112" и NewsOne. Конкуренция экзит-полов – обычная картина во многих странах западной демократии. Например, в финале президентской гонки во Франции, в которой победу одержал Эмманюэль Макрон, опросы проводили четыре социологические фирмы.

Несколько экзит-полов – это хорошо, главное, чтобы они были качественными, считают украинские социологи. Самый яркий опыт в этой сфере был у нашей страны в 2004 году, когда фальшивые экзит-полы стали орудием мошенничества властей. Из шести опросов как минимум два инициировала тогда Банковая – тот, который провел Фонд "Общественное мнение", курируемый российским политтехнологом Глебом Павловским, и опрос общественной организации "Социальный мониторинг", созданной, как позже оказалось, за бюджетные средства при Украинском институте социальных исследований. Оба этих экзит-пола пытались ввести общественность в заблуждение и во втором туре "нарисовали" победу Януковичу, который якобы опередил Ющенко с преимуществом в 4-5%. Тогда как результаты Национального экзит-пола засвидетельствовали победу лидера демократической оппозиции.

Стоит напомнить, что за всю историю экзит-полов в Украине, то есть с 1988 года, это был единственный скандал, связанный с фейковыми опросами около избирательных участков. Хотелось бы верить, что первый и последний. Впрочем, в информпространстве уже появились сообщения о возможных фальшивых экзит-полах. Так, недавно ресурс "Інформаційний опір", ссылаясь на бывших сотрудников Главного управления разведки, сообщил, что спецслужбы РФ при поддержке групп влияния в Украине готовят кампанию для распространения ложных данных экзит-полов с целью внести хаос и подготовить почву для заявления Кремля о якобы нелегитимности выборов украинского президента.

При подобных обстоятельствах существование не десятка, а одного или нескольких, но авторитетных операторов национальных экзит-полов, возможно, было бы лучшим решением. Владимир Паниотто акцентирует внимание на опыте США, родины экзит-полов: "Есть смысл объявлять тендер и по его результатам проводить один экзит-пол. В США такими опросами много лет занимается одна авторитетная компания "Эдиссон". Все ведущие телекомпании "сбрасываются" и финансируют ее исследования на выборах".

Множество экзит-полов в нашей стране – результат не здоровой конкуренции, а взаимного недоверия в политической среде между обществом и политикумом. В данной ситуации американский опыт кажется удачным, тем более что вся страна вот уже 15 лет кряду в день выборов ориентируется на "эталонный" опрос, который проводит Национальный экзит-пол.