Бег на длинную дистанцию. Как скоро Украина придет к электронному голосованию на выборах
21 февраля в Эстонии началось электронное голосование на выборах в парламент страны. Фокус разбирался, как используют блокчейн-технологии в Прибалтике и что нужно сделать в Украине, чтобы придти к электронному голосованию
С начала года в разделе "Личный кабинет" на сайте Государственного реестра избирателей Украины работает пять обновленных сервисов: "проверка включения", "поиск участка", "мои выборы", "открытые данные", "обратная связь". С их помощью пользователи могут получить ответы на интересующие вопросы о предстоящих выборах, познакомиться со списком избирателей, найти свой избирательный участок и проверить корректность записи своих персональных данных. Однако сервис позволяет проверить наличие в базе данных не более десяти фамилий с одного адреса электронной почты.
Фокус спрашивает руководителя службы, распорядителя Государственного реестра избирателей Александра Стельмаха, можно ли считать перечисленные выше новшества первым шагом к онлайн-голосованию, и получает категоричный ответ: "Еще слишком рано рассматривать обновления в "Личном кабинете" как переход к системе электронных выборов. Электронное голосование — иной процесс, требующий особого подхода. Для начала нам нужна критическая масса людей, которая бы поверила в электронное голосование. Только в таком случае оно сможет стать реальностью. А для публичности функционирование "Личного кабинета избирателя" крайне важно".
Подготовительные работы
В апреле 2017 года Кабинет министров одобрил Концепцию электронной демократии в Украине и плана мероприятий по ее реализации на 2018 год. Внедрение электронных выборов упоминается только в третьем пункте: осенью 2018-го Министерство юстиции и Государственное агентство по вопросам электронного правительства должны были подать на рассмотрение правительства проект нормативно-правового акта по внесению изменений в постановление от 3 ноября 2010 года №996 "Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики", в частности, в части проведения электронного голосования во время выборов председателей общественных советов при органах исполнительной власти".
Остальные пункты больше касаются усовершенствования механизма подачи электронных петиций, создания нормативно-правовых мер для функционирования электронных информационных ресурсов органов государственной власти.
"Законопроект об электронном подсчете голосов создан, но мы понимаем, что сейчас еще не время внедрять его в жизнь"
Яника Мерило
Годом ранее, в 2016-м, 37 народных депутатов зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 4404 о внедрении электронных протоколов и электронного подсчета голосов во время выборов ("О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно электронного избирательного процесса". — Фокус). Предлагаемые нормы позволили бы членам избиркомов иметь электронную цифровую подпись для оформления Е-протоколов, автоматизировать процесс заполнения и обработки таких протоколов, их печать на сайте Центризбиркома в открытом доступе. Но дальше регистрации документа дело не сдвинулось.
Эксперт Госагентства по вопросам электронного правительства Яника Мерило объясняет Фокусу: "Законопроект об электронном подсчете голосов создан, но мы понимаем, что сейчас еще не время внедрять его в жизнь. Мы постепенно будем идти к тому, чтобы без привязки ко времени можно было бы голосовать электронным путем. Лучше быть на 100% уверенным в безопасности и надежности работы системы, лучше дойти до электронных выборов постепенно, анализируя каждый шаг".
Бывший председатель правления Комитета избирателей Украины, депутат Верховной Рады Александр Черненко также не видит прямой связи между "личным кабинетом избирателя" и дистанционной моделью голосования. "Если мы говорим об электронном голосовании, то всем избирателям нужно иметь свою собственную электронную подпись, ID-номер, чип, необходимый не только для голосования, но и для медицинского страхования, устройства на работу. В Эстонии все начиналось с электронных сервисов. А у нас даже налоговый номер есть не у всех граждан. Поэтому, для того чтобы прийти к электронному голосованию, нам нужно максимально оцифровать все возможные сервисы оказания услуг", — утверждает Черненко.
Он также считает преждевременным принятие закона №4404. "Все нужно делать постепенно, а не резкими изменениями. Но главное, что необходимо для электронного голосования, — это доверие к избирательному процессу. Даже если мы проведем идеальные электронные выборы, тот, кто проиграет, все равно будет заявлять о вмешательстве извне. А проверить этот факт проблематично. Электронное голосование технически сделать несложно, но для этого должен быть серьезный уровень цифровой грамотности", — рассказывает Фокусу Черненко.
Председатель парламентского комитета по вопросам информатизации и связи Александр Данченко более категоричен.
"Я бы не называл "личный кабинет избирателя" переходом к электронным выборам. В таком виде он несистемный. Мы в комитете детально изучали этот вопрос, но так и не смогли найти аргументов, чтобы назвать это шагом к электронным выборам. Проблема, с которой нужно начинать, — реформа реестров в Украине в целом. Реестры не связаны между собой, они не электронные. Из-за этого возникают манипуляции во всем. Первый шаг на пути к решению проблемы пока что не сделан — законопроект №8602 "О публичных электронных реестрах" не принят. До тех пор, пока реестры не станут электронными и не будут связаны между собой, нельзя о чем-то говорить.
Для перехода на "честную и прозрачную систему волеизъявления" следует прежде всего принять Избирательный кодекс
Это первый шаг. Второй — создание электронного текстового обеспечения, проведение высокоскоростных каналов связи. К сожалению, нам еще рано говорить об электронном избирательном процессе. Но электронные выборы Украине нужны. Они разрешат проблему явки и уменьшат возможности манипуляций голосами — человек делает выбор у себя дома самостоятельно", — делится своим мнением с Фокусом Данченко.
А первый заместитель председателя парламентского главы комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец убежден, что для перехода на "честную и прозрачную систему волеизъявления" следует прежде всего принять Избирательный кодекс. "Если у нас будет продолжаться ситуация с искажением результатов волеизъявления, когда коррупционное меньшинство просто покупает себе результат, то электронное голосование не поможет. Нам нужен честный результат, для того чтобы изменить систему выборов. Электронное голосование — это уже технический момент", — говорит Фокусу Емец.
Новинки технологии
Существует несколько видов электронного голосования. Для примера рассмотрим технологию блокчейн с использованием криптографии для обработки больших объемов информации за короткий промежуток времени. В электронных выборах с использованием блокчейна особое значение имеет ID-карта со встроенным чипом. Эстонское государство выдает такой документ, равносильный по значимости паспорту, каждому гражданину, имеющему право голоса на выборах. Для того чтобы принять участие в голосовании, необходимо вставить ID-карту в специальный считыватель карт, зайти на сайт избирательной комиссии, скачать программу избирателя, ввести первый пароль для идентификации личности, проголосовать, а затем ввести второй пароль для подтверждения своего выбора.
Электронное предварительное голосование в уездных центрах по выборам в парламент Эстонии прошло 21 февраля. На сайте Рийгикогу (государственное собрание, высший представительный и законодательный орган власти, избирающий президента и формирующий правительство. — Фокус) сообщается, что выборы в парламент завершатся 3 марта. 5 февраля началась рассылка карт избирателя с информацией о времени проведения парламентских выборов и об избирательном участке, где в воскресенье, 3 марта, сможет проголосовать каждый избиратель. На этом же сайте в разделе статистика отображаются все данные о проведении общенациональных и местных выборов: общее количество избирателей, явка на выборы, количество проголосовавших дистанционно. Так, например, в марте 2017 года во время выборов в местные советы из 1 100 647 всех избирателей метод электронного голосования предпочли 186 034 граждана Эстонии.
Средства защиты
Первая масштабная кибератака в мире была осуществлена хакерами из РФ против Эстонии в апреле 2007 года для дискредитации электронного правительства страны
Впервые такая форма голосования использовалась в Эстонии на выборах в органы местного самоуправления в 2005 году. Тогда более девяти тысяч избирателей (1,9%) голосовали через интернет. Осенью 2009-го этот показатель вырос до 104 тыс. человек (15,8%). А во время выборов в Рийгикогу 2011 года в электронном голосовании приняло участие более 140 тысяч эстонцев.
О нюансах электронных выборов в этой стране Фокусу рассказывает эксперт Госагентства по вопросам электронного правительства, гражданка Эстонии Яника Мерило. Она отмечает, что во время выборов в 2017 году 4% избирателей голосовали из-за границы, из 115 разных стран. "Электронное голосование дает возможность голосовать независимо от того, в какой стране находится гражданин Эстонии. В Эстонии можно голосовать через ID-карту или через мобильный ID. В 2017 году 24% избирателей проголосовали через мобильный ID, а 72% — ID-картой", — утверждает эксперт.
Мерило объясняет, почему в Эстонии не существует проблемы с возможной фальсификацией на выборах: "Избиратель не будет передавать кому-то свою ID-карту с внесенными в нее данными о банковских сетах, имуществе, справках".
Кроме того, в Эстонии функционирует не Государственный реестр избирателей, как в Украине, а Единый демографический реестр с полными данными о каждом гражданине. "Такой подход сводит на нет все фальсификации, ведь информация меняется в режиме онлайн моментально, — отмечает Мерило. — В Украине одним из самых точных считается Государственный реестр избирателей. Но проблема в том, что он в реальном времени не взаимодействует с другими реестрами. Из-за этого могут возникать вопросы относительно точности, актуальности данных об избирателях".
Отдельно Мерило заостряет внимание на том, что первая масштабная кибератака в мире была осуществлена хакерами из РФ против Эстонии в апреле 2007 года для дискредитации электронного правительства страны. "С тех пор каждый раз фиксировались попытки взломать электронные системы, но ни разу хакерам не удалось поменять ни единого голоса избирателя. Эстония смогла надежно построить информационную систему. Сейчас она занимает первое место в мире по уровню кибербезопасности. В 2007 году здесь создан центр кибербезопасности НАТО, — делится подробностями с Фокусом эксперт. — В Украине есть хорошие специалисты в сфере IT, но система кибербезопасности развита недостаточно. Сейчас Украина не готова к электронному голосованию. Прежде всего потому, что нет уверенности, что ID-карта не будет передана кому-то; в стране нет технического оборудования — программного обеспечения — для голосования, нет демографического реестра. К слову, Эстония — единственная страна в мире, где можно проголосовать через интернет. Большинство стран, даже тех, где уровень кибербезопасности намного выше, чем в Украине, к этому еще не готово. Но есть и другие этапы электронной демократии, например, электронный подсчет голосов на избирательном участке либо публикация протоколов. Такие эксперименты проводились в 2015 году во время выборов мэра Львова и в 2017-м — во время довыборов в местный совет Днепра. Мы, группа волонтеров, совместно с общественным союзом "Электронная демократия" сделали параллельно с ЦИКом публикацию протоколов и явки. В итоге мы быстрее, чем Центризбирком, показывали реальные результаты".
Приверженность классике
Успешным примером перехода к Е-демократии в Украине считается наличие единой информационно-аналитической системы "Выборы"
Система электронного голосования уже внедрена в США, Канаде, Бразилии, Индии, Бельгии, Австралии, Эстонии, Южной Корее.
Такие страны, как Великобритания, Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Россия, Япония, Китай и Казахстан проводят эксперименты для предстоящего перехода на электронные выборы. А Татарстан в сентябре 2014-го перед выборами нового состава Госсовета провел эксперимент, установив в республике на 167 избирательных участках комплексы электронного голосования (КЭГ). Каждый избиратель получал на участке одноразовый электронный ключ.
Швейцария израсходовала на проект электронного голосования 15 млн швейцарских франков. Тестирование системы E-voting происходило в городе Цуг в июне 2018 года. В рамках системы, основанной на технологии блокчейн (принцип шифрования позволял обеспечить анонимность каждого голоса), каждому гражданину приписывался цифровой ID.
Финляндия, напротив, вернулась к традиционному методу голосования. С 2009 года в Германии электронное голосование запрещено решением Федерального Конституционного суда "из-за недостаточной степени прозрачности". А с 2014-го Норвегия официально отказалась выводить на законодательный уровень модель проведения электронных выборов. Здесь после тестирования системы во время выборов в 2011 и 2013 годах была подвергнута критике система шифрования, используемая для передачи через интернет информации об отданном голосе. Франция отказалась проводить электронное голосование в 2017 году перед парламентскими выборами из-за высокого уровня киберугроз.
Успешным примером перехода к Е-демократии в Украине считается наличие единой информационно-аналитической системы "Выборы", которая обеспечивает информатизацию процессов, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы "Государственный реестр избирателей", созданной для обеспечения государственного учета избирателей и составления их списков.