Министров накрыло сетью. Как Фокус общался с представителями украинского правительства через Facebook

За последние пять лет для украинских политиков и высокопоставленных чиновников стало нормой поддерживать связь с общественностью через социальные сети. Фокус расспросил министров об эффективности такого канала распространения информации

"Есть большая необходимость в проактивном доступе к информации. Что это значит? Больше информации на сайтах, на страницах в социальных сетях. Больше структурированной информации, хороших разъяснений, презентаций, инфографики", – с таким утверждением выступила во время семинара "Обеспечение надлежащего уровня доступа к публичной информации центральными органами исполнительной власти" руководитель департамента информации и коммуникаций с общественностью секретариата Кабинета министров Роксолана Стадник.

По данным секретариата Кабинета министров, количество поступивших запросов в 2018 году уменьшилось по сравнению с 2017 годом благодаря обнародованию информации в социальных сетях.

Лайк, шер, репост

Насколько украинские министры открыты для общения в социальной сети Facebook, Фокус выяснял самостоятельно. Для проверки коммуникации в каждое из ведомств (на сайте правительственного портала в разделе "пресс-центр/информация для СМИ" указаны контакты приемных министров и пресс-служб министерств) были отправлены письма с одинаковым текстом: "Добрый день! Готовлю материал о том, как социальная сеть становится инструментом взаимодействия с общественностью руководителей министерств. Насколько Facebook эффективен в работе, и можно ли считать обнародованную в соцсети информацию официальной?"

Последний вопрос был задан по той причине, что еще в 2012 году представители прессы и общественных организаций искали необходимые им данные исключительно на официальных сайтах министерств и ведомств. Новости, обнародованные на правительственном портале, названия документов и разнообразная статистика были абсолютным основанием при подготовке журналистских материалов.

Начиная с 2014 года ситуация изменилась. Первопроходцем в подаче горячих новостей на своей странице в Facebook стал министр внутренних дел Арсен Аваков. Не удивительно, что у него сейчас 421,3 тыс. подписчиков. В 2015 году его примеру последовали другие министры кабинета Арсения Яценюка, которые обзавелись официальными страницами в соцсети. В настоящее время преемник Яценюка на посту премьер-министра Владимир Гройсман (открыл аккаунт в Facebook 10 сентября 2014 года) имеет более 326,5 тыс. подписчиков.

Фокус выделяет три группы министров: активные пользователи Facebook, из персональных страниц которых можно детально узнать обо всех их встречах и переговорах, принятых решениях; ограниченной сетевой активности –

министры, которые обнародуют на личных аккаунтах наиболее важные мероприятия; министры, ведущие в соцсети официальные страницы. Последняя группа – самая многочисленная.

Официальные страницы в Facebook имеют:

- вице-премьер – министр по вопросам европейской интеграции Иванна Клипуш-Цинцадзе (с 25 апреля 2016 года);

- вице-премьер – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко (с 25 марта 2015 года);

- вице-премьер Вячеслав Кириленко (с 10 сентября 2015 года);

- вице-премьер Владимир Кистион (с 26 апреля 2016 года);

- министр иностранных дел Павел Климкин (с 25 ноября 2017 года);

- министр культуры Евгений Нищук (с 28 марта 2014 года);

- министр обороны Степан Полторак (с 10 июля 2015 года);

- и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун (с 30 июля 2016 года);

- министр юстиции Павел Петренко (с 18 января 2016 года);

- министр по вопросам ветеранов Ирина Фриз (с 22 ноября 2014 года)

На официальных страницах Зубка и Полторака отсутствует функция, позволяющая написать сообщение пользователям Facebook. Министр юстиции, как и министр по вопросам ветеранов, ведет свою страницу самостоятельно.

На первом месте среди обладателей официальных страниц –

Зубко (почти 272 тыс. подписчиков). К нему приближается Супрун (более 197 тыс.). Петренко – третий (почти 182 тыс.). Четвертое и пятое место занимают Фриз (81,6 тыс.) и Полторак (40,4 тыс.).

Активными пользователями Facebook можно назвать первого вице-премьера – министра экономического развития и торговли Степана Кубива, министра Кабинета министров Александра Саенко, министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, министра инфраструктуры Владимира Омеляна, министра по делам молодежи и спорта Игоря Жданова, министра образования Лилию Гриневич, министра информационной политики Юрия Стеця, министра внутренних дел Арсена Авакова. Последний зарегистрировался в Facebook раньше всех – в 2005 году. При этом активность министра внутренних дел в соцсети односторонняя и не предполагает диалога: сообщение Фокуса в Facebook остается непрочитанным, а официальный запрос система maildelivery возвращает обратно отправителю как спам.

Время от времени делятся записями в соцсети вице-премьер Павел Розенко, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Ольга Трофимцева, министр социальной политики Андрей Рева, министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, министр финансов Оксана Маркарова. Официальной страницы лично министра по вопросам временно оккупированных территорий Вадима Черныша Фокус не обнаружил. Судя по всему, весь информационный удар на себя принимает его заместитель Георгий Тука (почти 84 тыс. подписчиков).

Ответная реакция

Ответы на официальный запрос Фокуса поступили только из четырех министерств. Пресс-служба Мининфраструктуры была краткой: "Чтобы посмотреть реакцию на комментарии, вы можете изучить его записи самостоятельно". Из ответа пресс-службы Министерства по делам ветеранов следует, что постоянный и прямой контакт помогает министру четче понять проблемы ветеранов, военнослужащих и их членов семей, оперативно реагировать на ситуации, о которых они сообщают через соцсеть. "Один из таких примеров – реакция министра на ситуацию относительно участия ветеранов в "Книжном Арсенале" – представления на фестивале "Ветеранской палатки", разрешение проблемного вопроса, когда военнослужащий-иностранец не мог получить вид на жительство", – говорится в ответе.

Пресс-службе МИДа советует обратить внимание на публикацию Павла Климкина о голосовании украинцев на заграничных участках во время первого тура президентских выборов, чтобы убедиться, что он ведет "обратную связь с подписчиками". "В течение 2018 года на страницу министра пришло в целом 69 запросов на получение публичной информации. А в течение первого квартала 2019 года – 13. Стремительный прирост подписчиков на официальную страницу в Facebook наблюдался с 24 по 29 ноября 2018 года, после незаконного нападения России на корабли военно-морских сил Украины и членов их экипажа", – докладывает пресс-служба МИДа.

Министерств юстиции отвечает Фокусу, что количество сообщений с просьбами об оказании помощи на странице Facebook Павла Петренко увеличилось вдвое – в неделю 30-50 запросов. "С октября 2017 года коммуникационная команда разработала стратегию развития соцсетей. С октября 2017-го и по апрель 2019-го аудитория страницы увеличилась в шесть раз с 30 тыс. до 180 тыс", – делится подробностями пресс-служба Минюста, добавляя, что министру оказывает помощь при формировании контента его коммуникационная команда. Письма сортируются, отправляются в областные отделения министерства по Украине. Затем анализируются полученные отчеты с мест. "Фактически мы работаем в режиме колл-центра. Самая популярная тема обращений – оплата долгов по алиментам и защита экономических прав детей. Каждый запрос через Facebook, Instagram и Twitter передается на рассмотрение вместе с контактами гражданина к профильным сотрудникам Минюста, которые потом отчитываются о выполнении задания", – заключает пресс-служба.

Европейские стандарты

Ведение страниц в соцсетях – привычная практика для должностных лиц ЕС и США. Однако там более популярен Twitter как самым быстрый инструмент в распространении и получении информации. Вот что рассказывает Фокусу руководитель пресс-службы вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Елена Конопля: "Офис вице-премьера использует в работе разные каналы коммуникации, ведь нужно разъяснять разным аудиториям и институциям сложные процессы, новые подходы и правила, а параллельно бороться с фейками и мифами относительно роли ЕС и НАТО". По ее словам, "Евроинтеграционный портал" предназначен для публикации новостей, инфографики, аналитики, официальных документов. Официальные сообщения размещаются непосредственно на сайте правительства.

"Это единственная платформа для всех министерств, которую чаще всего используют представители СМИ. Twitter вице-премьер ведет лично на английском языке. Коммуникация происходит с иностранными экспертами, политиками. Facebook не заменяет официальной коммуникации, просто дополняет ее, расширяет аудиторию. Благодаря Facebook, мы создаем мероприятие, настраиваем отбор аудитории. Например, Запорожье и область в радиусе 100 км, люди от 18 до 60 лет, мужчины и женщины, интересующиеся определенными темами. Там видно прогнозированный охват аудитории, кто может прийти. Еще Facebook важен тем, что позволяет проводить онлайн-трансляции, создавать фотоальбомы, размещать видео, проводить опросы", – перечисляет преимущества работы с соцсетью Конопля.

Она добавляет, что сейчас у Facebook в приоритете продвижение личных аккаунтов, а не официальных страниц.

"Эта соцсеть эффективна, однако она охватывает не всю аудиторию. Молодежь больше полюбила Instagram, деловые люди и журналисты отдают предпочтение лаконичному, надежному и персонализированному Telegram. Мы будем начинать работать и с этими каналами связи, хотя они требуют несколько иного подхода", – обещает руководитель пресс-службы.

Под градом критики

Тем не менее, установить прямую связь с министрами через соцсеть оказалось делом непростым. На вопросы Фокуса в опции личных сообщений ответили министр инфраструктуры, министр юстиции, министр социальной политики, министр экологии и природных ресурсов.

Владимир Омелян пишет, что Facebook помогает ему в работе, поскольку является "неплохой площадкой для публичного донесения собственной позиции, неплохим антикоррупционным инструментом, когда в режиме онлайн можно получить реакцию на незаконные действия". В то же время министр отмечает, что "нужно иметь крепкие нервы, поскольку в соцсети часто встречается критика ради критики".

Андрей Рева не считает себя активным приверженцем Facebook: "Для меня это виртуальная реальность, выходить в которую можно только с целью отвлечься от настоящих реалий".

Павел Петренко ответил быстрее всех. "Добрый день. Пишу из Брюсселя. Сегодня мы работаем там. Ко мне ежедневно обращается граждане в личных сообщениях со своими проблемными вопросами. Пытаюсь при возможности отвечать на запросы в комментариях". Он утверждает, что один из приоритетов работы Минюста – просветительская деятельность, суть которой – пояснить гражданам, как они могут защищать свои права. На вопрос, можно ли считать Facebook источником официальной информации, ответ был таким: "В соответствии с законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине СМИ", страница в Facebook не может называться официальным СМИ. Тем не менее, это очень удобный канал коммуникации, который я, как руководитель министерства, постоянно использую".

А от Вячеслава Кириленко последовал ответ, поясняющий Фокусу, что он имеет дело с "верифицированной страницей". Пресс-служба вице-премьера утверждает, что чиновник ведет самостоятельно аккаунт в Twitter, а также предупреждает, что "всю информацию, взятую из соцсетей, нужно перепроверять и уточнять".

Ульяна Супрун ограничилась обещаниями ответить: "Спасибо, что обратились на официальную страницу и.о. министра здравоохранения. Ожидайте ответ. Мы обязательно свяжемся с вами", затем последовала просьба отправлять письменные запросы по официальному адресу. На замечание Фокуса, что запрос отправлялся по электронной почте дважды, реакции не последовало.

Фокус попросил поделиться опытом общения с чиновнками посредством соцсетей эксперта общественной организации "ЭкоПраво-Киев" Олега Листопада. Он рассказал, как при помощи опции личных сообщений, а также оставляя комментарии на странице министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, добился ответа на интересующие его вопросы.

По его словам, диалог наладился не сразу. "На какие-то сообщения я получал ответы, на какие-то – нет. Это же касается и комментариев под постами. В целом я вижу, что реакция на мои записи есть. Сейчас Минприроды и общественность – партнеры. Хоть это и не сразу наладилось. Яркий пример – компания за сохранение лося, вопросы по национальным паркам", – подытоживает общественный активист.