Миноискатели приключений. Парламент дал ход гуманитарному разминированию Донбасса

Фото: Pierre Crom / Contributor / Getty Images
Фото: Pierre Crom / Contributor / Getty Images

25 апреля Верховная Рада внесла изменения в закон о противоминной деятельности, на которых настаивали международные партнеры Украины. Хотя народные депутаты уложились в сроки, остается угроза, что полевой сезон гуманитарного разминирования в текущем году может быть пропущен. Фокус разбирался с бюрократическими преградами, которые возникли в законодательном обеспечении гуманитарного разминирования Донбасса

234 народных депутата поддержали внесение изменений в закон о противоминной деятельности. Принятые поправки позволяют передавать средства от международных доноров напрямую операторам противоминной деятельности, а не зачислять в фонд государственного бюджета, как это было до настоящего времени.

Отказ от обязательного зачисления международной финансовой помощи в государственный бюджет был главным требованием со стороны зарубежных партнеров Украины. Более того, в случае непринятия необходимых поправок существовала угроза сворачивания иностранной помощи по гуманитарному разминированию Донбасса.

Напомним, в разговоре с Фокусом посол Великобритании в Украине Джудит Гоф выражала надежду, что изменения в закон о противоминной деятельности будут внесены до конца апреля.

"Это не только проблемы со стороны Великобритании, но и других партнеров, по нашим законам мы не можем просто направить деньги в государственный бюджет другого государства. Нам необходимо направить деньги не в государственный бюджет. Перед выборами сложно надеяться, но я надеюсь, что изменение будет внесено. Необходимо просто изменить эту поправку и все будет в порядке, если нет – это уже ваша проблема, ведь мы хотим продолжать эту работу по гуманитарному разминированию, чтобы спасать жизнь украинских людей. Думаю, время есть до конца этого месяца", — рассказала Фокусу Гоф.

В свою очередь член комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Андрей Тетерук ("Народный фронт") говорил, что проблема возникла в вопросе контроля финансов и ресурсов, выделяемых на гуманитарное разминирование.

"Наш закон базовый, он закладывает возможность контроля как государственных, так и донорских средств, здесь дело в доверии. Это создание институций по разминированию, которые займутся обучением, выполнением работ, контролем и ответственностью за их результат. Для нас это долгосрочный процесс, а для партнеров со стороны выглядит как общие лозунги на время пребывания на должностях", — говорил Фокусу Тетерук.

Впервые о необходимости изменений Гоф заявила в марте 2019 года. Тогда послы стран-доноров просили внести поправки в закон, которые разрешат прямое донорское финансирование операционной деятельности операторов противоминной деятельности, а не будут зачислены в спецфонд государственного бюджета. Она отмечала, что Великобритания не единственная страна, участвующая в гуманитарном разминировании в Украине. Работы проводятся совместно с США, Канадой, Германией и ООН. Позже обращение посла Великобритании поддержало посольство США в Украине и специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер.

Напомним, в июне 2018 года министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон утверждал, что в течение нескольких лет его страна намерена выделить Украине 35 млн фунтов стерлингов (1,2 млрд гривен). Средства пойдут на гуманитарную помощь и повышение обороноспособности.

Дух закона

Закон о противоминной деятельности вступил в силу 25 января 2019 года. Документ предусматривает создание центра по планированию и координации выполнения разминирования, а также допуск к этому процессу частного бизнеса. Для этого создается реестр операторов противоминной деятельности. Получив аккредитацию, операторы будут выполнять функции по разминированию, уничтожению и утилизации мин, не пригодных для дальнейшего использования и хранения, подготовке/переподготовке кадров. Кроме того, заниматься обучением населения противодействию рискам, связанным с взрывчатыми веществами, пропаганде неприменения взрывоопасных предметов. Проверка качества проведенных работ возлагается на центр по планированию и координации выполнения разминирования. Следует отметить, что на необходимости принятия закона настаивали страны-доноры работ по гуманитарному разминированию. Главным требованием было создание национального центра разминирования, поскольку Министерство обороны, по мнению партнеров, не должно заниматься вопросами гуманитарного разминирования. Во время первого чтения законопроект смог набрать необходимое количество голосов только с четвертой попытки, а во втором чтении и в целом – с седьмого раза.

Площади и цифры

Руководитель негосударственной компании по разминированию Demining Team of Ukraine Андрей Кушнир рассказывает Фокусу, что после принятия закона о противоминной деятельности в первой редакции ситуация в регулировании этого вопроса только усложнилась. По его словам, закон подразумевал принятие ряда подзаконных нормативных актов, которые не приняты до сих пор.

"Ситуация действительно сложная, есть угроза, что мы просто пропустим полевой сезон 2019 года. Закон вводит коррупционные риски, много полномочий перекладывается на чиновника, который в итоге принимает решение. Для наших международных партнеров было плохо, когда не было закона, но все-таки можно было работать. Теперь появился ряд преград", — говорит Кушнир Фокусу.

По его информации, во время приятия второй редакции закона о противоминной деятельности были внесены поправки, которыми создались преференции для структур, связанных с государственным концерном "Укроборонпром".

"Смотрите, например, есть компания, которая внесена в планировку по разминированию, имеет все необходимые документы и допуски. Международный донор хочет профинансировать ее работу на определенном участке, но не сможет этого сделать. Его деньги передаются государству, которое потом, через тендер, определяет исполнителя, а не эту компанию", — рассказывает Кушнир Фокусу.

По его наблюдению, до сих пор не определена стоимость работ по разминированию территории Донбасса. Называемая ранее цифра в $5 за квадратный метр является условной, поскольку не учитывает ряда факторов и условий проводимых работ. Кроме Demining Team of Ukraine, в Украине работает еще три негосударственные компании данного профиля, подсчитал Кушнир.

Согласно данным Министерства обороны, в 2018 году и первом квартале 2019-го саперы вооруженных сил Украины, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям и Госспецслужбы транспорта Минобороны выполнили более 1100 заявок на разминирование. Основные работы проводились по восстановлению элементов инфраструктуры (газопроводы, водопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути) и маркировке и ограждению опасных участков в районах контрольных пунктов въезда и выезда.

"Для ускорения выполнения мероприятий по разминированию, начиная с 2016 года, к их выполнению привлечены также международные неправительственные организации: The HALO Trust, Датская группа по разминированию (DDG), Швейцарский фонд противоминной деятельности (FSD). От упомянутых организаций привлечено 24 группы разминирования – технического обследования – и пять групп нетехнического обследования, общей численностью 260 человек", — говорил в начале апреля начальник управления экологической безопасности и противоминной деятельности Минобороны Максим Комиссаров.

Как ранее сообщал Фокус, единственным государственным предприятием по очистке территорий от мин и взрывоопасных предметов является "Укроборонсервис", который входит в состав концерна "Укроборонпром". Согласно информации на официальном сайте предприятия, оно является официальным поставщиком услуг гуманитарного разминирования для ООН. Большинство управленческого персонала – бывшие офицеры инженерных войск, которые имеют специализацию по международным стандартам IMAS. Компания имеет опыт в коммерческих проектах и гуманитарных операциях, проводимых под эгидой ООН в таких странах как Ангола, Западная Сахара, Ирак, Иран, Конго, Ливан, Ливия, Сомали, Эфиопия.