Депутатская распущенность. Почему провалился парламентский блицкриг Зеленского
Одним из первых указов Владимира Зеленского, как он и обещал, стал указ о роспуске парламента. Однако пока события развиваются не по запланированному президентом сценарию
Намерение Зеленского распустить парламент, о котором он объявил в инаугурационной речи, вызвало шквал заявлений о юридической необоснованности такого шага. Причем все они были подкреплены множеством весомых правовых доводов. Инициатору же досрочных выборов в Верховную Раду было достаточно лишь одного аргумента: доверие граждан Украины к этой институции достигло 4%. "Это оценка работы парламента и самый весомый аргумент для прекращения его полномочий", — обосновывалась грядущая перезагрузка законодательного органа в сообщении на официальном сайте президента
Выборы так выборы!
Известный социолог Ирина Бекешкина уточнила, что на самом деле этот показатель сегодня достигает 12%. "Конечно, 12% — это тоже маловато. Но не 4%!" — отметила директор Фонда "Демократические инициативы". И добавила, что если исходить из такой логики, то разгонять Раду надо было еще в предыдущие годы, когда уровень доверия к депутатам колебался от 9% до 12%.
Бекешкина иронизировала, но парламент действительно могли распустить еще в 2016 году, когда из провластной коалиции "Европейская Украина" вышли фракции "Батькивщина" и "Самопомич". Председатель ВР Андрей Парубий заявил тогда, что коалиция продолжает существовать, сославшись на вхождение в нее внефракционных депутатов. Однако индивидуальное членство в коалиции не предусмотрено законом. А численность оставшихся в ней на тот момент фракций (134 депутата в БПП и 81 — в "Народном фронте") недотягивала до 226 "штыков".
Оппоненты Петра Порошенко не уставали повторять об отсутствии в Верховной Раде коалиции. Так что решение Зеленского распустить парламент, возможно, хоть юридически и не безукоризненное, но соответствовало чаяниям народа.
Понимая это и повозмущавшись для вида по поводу отсутствия правовых оснований для роспуска Рады, лидеры ключевых фракций стали по очереди заявлять, что не собираются противиться президенту.
Шило на мыло
На встрече президента с главами парламентских фракций решили ликвидировать мажоритарку и снизить проходной барьер
303 — под таким номером 21 мая на сайте президента появился указ о досрочном прекращении полномочий ВР и назначении внеочередных выборов. Одновременно Зеленский обратился к главе парламента Андрею Парубию с просьбой созвать 22 мая внеочередное заседание, чтобы депутаты могли рассмотреть вопрос об изменениях избирательного законодательства.
На состоявшейся накануне встрече президента с главами парламентских фракций сошлись на том, что эти изменения будут состоять из двух пунктов: ликвидация мажоритарки и снижение проходного барьера для партий с 5% до 3%.
На сегодня закон предполагает смешанную систему выборов: половина ВР избирается по партийным спискам, половина — в мажоритарных округах. Переход к чисто пропорциональной системе, по партийным спискам, был бы целесообразен при так называемых открытых списках. Поскольку тогда избиратели могли бы влиять на то, какой именно кандидат от конкретной партии получит в итоге мандат. Это предполагается в проекте избирательного кодекса, над которым уже несколько лет трудится профильный комитет ВР.
Но накануне досрочных выборов утвердить многостраничный документ с тысячами поданных к нему поправок нереально. Поэтому участники встречи на Банковой решили ограничиться поправками, предложенными президентом.
Снижение проходного барьера поспособствовало бы прохождению в парламент партий с невысоким рейтингом. Среди них могут оказаться как политсилы с бэкграундом, так и недавно возникшие. Например, "Партия мэров", созданная на базе "Вiдродження". В эту политсилу войдут градоначальники ряда областных центров во главе с тяжеловесами: харьковским градоначальником Геннадием Кернесом и одесским мэром Геннадием Трухановым.
Что же касается ликвидации мажоритарки, то так как внедрение открытых списков не предполагается, коррупционная составляющая в избирательном законодательстве все равно сохранится. Просто нацеленные на покупку избирательного округа люди перенаправят предназначенные для этого средства на приобретение места в партийном списке. Страна уже имела возможность убедиться в этом, поскольку пару раз избирала парламент по чисто пропорциональной системе.
Как заявил глава АП Андрей Богдан, проведение выборов по пропорционалке с 3%-м барьером — временная мера для проведения досрочных выборов. А дальше нужно будет менять Избирательный кодекс и вводить систему с открытыми списками.
В поисках монокоалиции
Предложенные изменения избирательного законодательства прежде всего выгодны команде Зеленского. Согласно последним социологическим опросам, у партии "Слуга народа" рейтинг 44%. Если выборы пройдут по старому закону, предполагающему смешанную систему, эти 44% будут исчисляться от половины состава депутатского корпуса — 225 мандатов. При отмене мажоритарки и переходе исключительно к партийным спискам 44% будут исчисляться от всех 450 мест в составе ВР.
После решительно-наступательных действий Зеленского, которые он демонстрирует в первые дни своей каденции, рейтинг его политсилы вырастет еще на 5–10%.
Таким образом, президентская партия получит возможность сформировать парламентское большинство исключительно из самой себя. "Слуге народа" даже не понадобится искать союзников для создания парламентской коалиции. У нее есть все шансы заполучить монокоалицию. А вот на мажоритарные округа у президента людей пока нет. Это еще больше усиливает стремление его команды ликвидировать мажоритарку.
Фокус не удался
Видимость того, что народные избранники смирились с необходимостью идти на досрочные выборы, оказалась обманчивой. В день, когда они собрались на инициированное президентом внеочередное заседание, вновь зазвучали разговоры о незаконности указа о роспуске. Спикер ВР Андрей Парубий сообщил, что дважды прочитал раздел Конституции, посвященный полномочиям главы государства, но так и не понял, на каких основаниях гарант объявил досрочные выборы. По его словам, группа депутатов уже подготовила представление в Конституционный Суд по поводу несоответствия указа Основному Закону, который Парубий готов поддержать.
Видимость того, что народные избранники смирились с необходимостью идти на досрочные выборы, оказалась обманчивой
После того как с трибуны зазвучали призывы "оставить мажоритарку" и "не допустить закрытые списки", стало ясно, что никаких решений нардепы принимать не намерены. Так и произошло. Народные избранники не проголосовали даже за внесение президентских законопроектов в повестку дня. Глава парламента закрыл заседание, сообщив, что в следующий раз нардепы соберутся 28 мая.
Как заявил журналистам по окончании заседания один из представителей президентской команды Руслан Рябошапка, выборы будут проходить по действующему законодательству. Но все равно досрочно — 21 июля. Другой соратник Зеленского, Руслан Стефанчук, назначенный на днях представителем президента в парламенте, сказал: "Если Верховная Рада не изменит закон, у нас нет другого варианта. Потому что президент наделен лишь правом законодательной инициативы, но не принимает законы".
Отвечая на вопрос о дальнейших шагах главы государства, Стефанчук сообщил, что у него есть несколько планов. И по какому из них президент будет действовать, зависело в том числе от поведения народных избранников. "Мы реакцию получили. Дальше будем выстраивать нашу тактику по плану А, Б или С, которые у нас есть", — уточнил советник президента.
Думается, после всего произошедшего Зеленский еще больше укрепился в желании попрощаться с нынешним составом Верховной Рады. Другое дело, что острая конфронтация с ВР его также особо не радует. Ведь парламент выполняет свои функции и считается полномочным до приведения к присяге нового состава ВР. А значит, способен совершить еще немало антипрезидентских "диверсий".
Если глава государства не захочет или не сумеет найти подход к распущенным им депутатам, страну ждет горячее лето со зрелищной избирательной кампанией, которая обещает быть не менее остросюжетной, чем только что завершившаяся президентская.