Премьер уходит – министры остаются. Позволит ли Верховная Рада уйти в политику Владимиру Гройсману и как будет работать "правительство в отставке"

Фото: Данил Шамкин / Zuma / ТАСС
Фото: Данил Шамкин / Zuma / ТАСС

Фокус узнавал, какую процедуру согласно законодательству должен пройти Владимир Гройсман для увольнения, кто его заменит и как будет работать "правительство в отставке" 

Related video

Реакция премьер-министра Владимира Гройсмана на предложение, озвученное Владимиром Зеленским во время его инаугурационной речи (написать собственноручно заявления о сложении полномочий) последовала в тот же день. В здании Верховной Рады новоизбранный президент процитировал Рональда Рейгана: "Нам не следует ожидать, что правительство решит наши проблемы. Правительство и есть наша проблема", а в стенах Кабинета Министров глава правительства резюмировал: "Я принял решение подать в отставку сразу же после проведения в среду очередного заседания КМУ. За три года работы мне абсолютно не стыдно за то, что нам удалось сделать и насколько адекватно мы реагировали на те вызовы и кризисы, которые перед нами стояли".

У Рады 10 дней на решение

Уже в эфире программы "Свобода слова" премьер повторил свое заявление, мотивировав позицию нежеланием президента Зеленского "продуктивно работать" совместно с прежним составом Верховной Рады. Речь идет об анонсировании роспуска парламента и, соответственно, невозможности поддержать нужным количеством голосов законодательные инициативы Кабинета Министров относительно децентрализационных изменений, законопроектов, связанных с имплементацией Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом и еще порядка 30 проектов законов в экономической сфере. "Под это можно было бы найти голоса. Зачем нужно приходить в парламент? Ради идей. Я был уверен, что у нас открылось окно возможностей. Можно было бы в течение недели принять нужные решения… Но президент вышел и сказал, что нужно распустить ВР, а правительство пусть идет в отставку. Президент взял на себя всю ответственность перед угрозами в будущем, которые значатся в повестке дня", - обозначил позицию Владимир Гройсман.

Относительно своих дальнейших политических действий глава правительства не держал интриги. Он четко сообщил, что "в новом парламенте совместно с единомышленниками планирует сформировать профессиональную команду, способную служить государству и делать Украину успешной".

Однако, Гройсман не ответил на главный вопрос, – позволит ли ему юридическая процедура сложить полномочия, и наберется ли в парламенте необходимое количество голосов за отставку премьер-министра. Все тонкости этого вопроса в доступной форме расписаны в Конституции, законе "О Кабинете Министров" и законе "О регламенте Верховной Рады". Из 115 статьи Основного Закона следует, что уход премьер-министра автоматически повлечет за собой отставку всего состава правительства.

Верховной Раде дается два месяца на формирование новых кандидатур, которые будет утверждать президент. Тем временем все полномочия продолжает осуществлять прежний состав министров с приставкой "и.о.". Немаловажна в этом контексте 90-я статья Конституции, поясняющая, что "полномочия парламента прекращаются в день открытия первого заседания ВР нового созыва", однако президент вправе в течение шестидесяти дней досрочно прекратить полномочия ВР, если за этот период времени не будет сформирован новый персональный состав правительства.

Детали процесса сложения полномочий и отставки правительства разъясняют и нормы третьего раздела закона "О Кабинете Министров". В соответствии с 15 статьей, парламентарии должны рассмотреть вопрос об отставке главы правительства не позже десятого дня с момента подачи им заявления. При этом существует два "но": заявление должно поступить в стены ВР во время очередной сессии ВР и не позднее первой пленарной недели следующей очередной сессии (если речь идет о межсессионном периоде).

Функции премьера будет временно исполнять первый-вице-премьер-министр Украины - министр экономического развития и торговли Степан Кубив.

Однако, и здесь возможны варианты. Например, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что готова возглавить правительство в переходный период. "Насколько я знаю по законодательству, в таком случае это решение президента, должен быть указ о том, кто будет исполнять обязанности премьера, если будет проголосована отставка правительства. Отказываться от ответственности я не привыкла", – сказала Климпуш-Цинцадзе.

Как будет работать "правительство в отставке"

Абсолютно все конституционалисты и правоведы прокомментировали модель происходящего, основываясь на вышеописанных законодательных нормах. И никто из опрошенных Фокусом должностных лиц не вспомнил об аналогичных случаях отставки КМУ в истории независимой Украины.

Министр юстиции Украины (2010-2013 гг.) Александр Лавринович убежден, что в обозримом будущем у парламентариев не будет времени на подобные законодательные эксперименты. Кроме того, Верховная Рада может не поддержать желание Владимира Гройсмана покинуть пост главы Кабинета Министров. "В случае принятия заявления премьер-министр идет в отставку и, в соответствии с нормами конституционного текста, в отставку идет весь состав правительства. На этот период Верховная Рада определяет должностное лицо из числа представленных в правительстве, которое временно исполняет обязанности руководителя КМУ до назначения в соответствии с конституционным порядком нового премьер-министра. Все министры продолжают выполнять свои обязанности в министерствах до момента назначения на их должности новых министров. В соответствии с нынешним текстом Конституции, назначать министров будет ВР по представлению нового премьер-министра", - описал процесс Александр Лавринович.

Кроме того, он отметил, что термин "техническое правительство" - неуместен, поскольку все члены Кабмина, кроме его главы, продолжают выполнять свои обязанности в полной мере. "Правильно применять формулировку не "техническое правительство", а правительство в отставке, которое выполняет свои обязанности до момента формирования нового Кабинета Министров", - рассказал Фокусу бывший министр юстиции, добавив, что действия Владимира Гройсмана нужно больше расценивать, как политический ход перед стартом избирательной кампании.

Член Венецианской Комиссии Украины (200-2013 гг.), представитель президента в Конституционном Суде Марина Ставнийчук обратила внимание Фокуса на 115 статью Конституции, позволяющей премьеру и членам КМУ заявить ВР о намерении уйти в отставку, и на первую часть 90-й статьи Основного Закона. "Отставка премьер-министра влечет за собой отставку всего состава КМУ. Второе основание возникает относительно возможности или невозможности назначения досрочных парламентских выборов. Народные депутаты связали по рукам и ногам Владимира Зеленского досрочными выборами в Верховную Раду. История только начинается", - поделилась возможными сценариями развития ситуации Марина Ставнийчук.

А народный депутат III-VI созывов Верховной Рады Тарас Чорновил не исключает, что на выборы выразит желание идти не только премьер-министр Владимир Гройсман, а и большинство членов действующего правительства. Он прогнозирует, что в парламенте могут найтись необходимые голоса за отставку главы КМУ словами: "С момента голосования у нас полноценного правительства не будет. Склоняюсь к мысли, что голосование все-таки состоится, поскольку многие парламентарии вдруг решили поддержать инициативу Зеленского провести досрочные выборы в ВР. Гройсману нужно быстро сориентироваться и попытаться провести в парламент свою политическую силу, а не готовить проект госбюджета под новую Верховную Раду, которая сформирует новый состав правительства". По его словам, при таком сценарии бюджетный процесс будет сорван, а основной финансовый документ страны принят лишь в 2021 году. "В Украину приезжает миссия Международного валютного фонда. Новости об отставке правительства, проведении досрочных выборов могут негативно отобразиться на этом. Кроме того, некому будет вести переговоры", - подытожил Тарас Чорновил.

Профессор Национального университета "Киево-Могилянская Академия", научный директор фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива Алексей Гарань тоже склоняется к мысли, что возможная отставка правительства ограничит возможности КМУ. "С точки зрения политтехнологии я Гройсмана понимаю, но для страны эта ситуация – наихудшая. Правительство должно было бы функционировать до создания нового состава Кабинета Министров. Иначе в стране образуется ситуация, при которой отсутствует президентская вертикаль - сейчас президентская команда только в процессе формирования. Имеем парламент, который не может быть распущен, и Кабинет Министров с приставкой "и.о.". В каком статусе при таком сценарии будут с юридической точки зрения новые кадровые назначения Зеленского? Считаю, началась реализация негативного сценария, запущенного обращением Зеленского к парламенту и его заявлением о роспуске ВР", - обозначил Фокусу суть вопроса Алексей Гарань.