Выборы продолжаются. Может ли президент Зеленский распустить Раду по закону и как депутаты смогут оспорить это решение

Фото: president.gov.ua
Фото: president.gov.ua

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что распускает Верховную Раду. Он дал народным депутатам два месяца, чтобы отменить неприкосновенность и изменить избирательный кодекс. Фокус разбирался, почему у нового главы государства нет законных оснований для прекращения полномочий парламента, а его указ может стать неконституционным

Президент Владимир Зеленский сообщил, что распускает Верховную Раду. Об этом он заявил в ходе обращения к украинскому народу, после принесения присяги.

"Я очень прошу вас принять закон об отмене депутатской неприкосновенности, закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение, многострадальный избирательный кодекс. И сделайте, пожалуйста, открытые списки. А также я прошу вас уволить с должностей главу Службы безопасности Украины, генерального прокурора Украины, министра обороны Украины. И это далеко не все, что вы можете сделать, но для начала достаточно. У вас на это будет два месяца. Сделайте это и повесьте медали себе. Неплохие баллы на досрочные парламентские выборы. Я распускаю Верховную Раду 8 созыва", - заявил Зеленский.

Согласно Конституции Украины, роспуск Верховной Рады является исключительным правом президента. Своим указом президент сообщает о досрочном прекращении полномочий парламента с одновременным назначением даты внеочередных выборов. Они проходят в период 60 дней после публикации указа. Глава государства может инициировать роспуск парламента в трех основных случаях. Если в течение одного месяца в Верховной Раде не сформирована коалиция депутатских фракций, если в течение 60 дней после отставки Кабинета министров не сформирован персональный состав нового правительства, если в течение 30 дней одной сессии не начнутся пленарные заседания. Полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены в последние шесть месяцев срока полномочий парламента или президента. Согласно Конституции, полномочия Верховной Рады прекращаются в день открытия первого заседания парламента нового созыва.

Первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец (Народный фронт) отметил Фокусу, что в нормативно-правовых документах вообще нет термина "роспуск Верховной Рады", поэтому нужно ждать появления указа президента.

"Глава государства использовал общепринятую в обществе фразу о роспуске, но в Конституции эта норма записана как "прекращение полномочия Верховной Рады Украины". Давайте ждать официальных документов, а потом анализировать", - сказал он изданию.

Стоит подчеркнуть, что народные депутаты также не смогут выполнить просьбу Зеленского об увольнении генерального прокурора Украины. Такой должности не существует с мая 2016 года. Внося изменения в закон о прокуратуре, для того, чтобы Юрий Луценко смог соответствовать будущей должности, Рада изменила ее название. Согласно закону, Генеральную прокуратуру Украины возглавляет генеральный прокурор.

В духе закона

Президент Зеленский не сообщил, на каких юридических основаниях он принял решение о роспуске Верховной Рады. Пока можно лишь полагать, что речь идет об отсутствии парламентской коалиции. В пятницу, 17 мая спикер Верховной Рады Андрей Парубий объявил о том, что парламентская коалиция "Европейская Украина" прекратила свое существование. Причиной стал выход из нее фракции "Народный фронт". В разное время большинство покинули фракции "Самопомич", "Батькивщина" и "Радикальной партии Олега Ляшко". Согласно Конституции Украины, у парламента есть 30 дней для того, чтобы создать новую коалицию. В тот же день советник Зеленского Дмитрий Разумков заявил, что коалиции давно не существует.

"Коалиции в парламенте не было ни 15, ни 16, ни 17 мая и коалиции нет уже несколько лет, о чем признают в телеэфирах коллеги, которые являются составляющей частью так называемой коалиции", - сказал он информационному агентству УНИАН.

Напомним, коалиция "Европейская Украина" была создана 27 ноября 2014 года, в ее состав вошли 302 народных депутата. Персональный состав, равно как и подписные листы, официально обнародованы не были. Согласно Основному закону, основы формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций устанавливаются Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады. Однако в Регламенте парламента этих норм нет, главы, регламентирующие эти вопросы, были отменены в 2010 году.

Депутат Верховной Рады III–VI созывов, экс-член Конституционной комиссии при президенте Юрий Ключковский объяснил Фокусу, что в 2010 году народные депутаты изъяли эти нормы из закона, но назад не вернули.

"В Конституции редакции 2004 года есть статьи о коалиции депутатских фракций. В 2010 году, для Януковича, вернулись к Конституции 1996 года, в которой ничего не говорилось о коалиции, поэтому нормы Регламента признали неконституционными, а Верховная Рада их отменила. Уже в 2014 году, вернули Основной закон 2004 года, но народные депутаты не вернули нормы в Регламент. Поэтому документов описывающих основы деятельности коалиции на сегодня не существует", - рассказывает Ключковский.

По его словам, статью 83 Конституции Украины также можно читать двузначно – поскольку она не указывает, должно ли существовать большинство на постоянной основе или на момент создания.

"Факт прекращения деятельности парламентской коалиции должен быть доказан юридически, а не из заявлений политиков", - говорит Ключковский.

В свою очередь народный депутат Емец заявил Фокусу, что КСУ уже обращал внимание Верховной Рады, на то, что в Регламенте отсутствую нормы об основах деятельности коалиции.

"В одном из решений КСУ законодательному органу обращали внимания на отсутствие норм и рекомендовали заполнить эти прорехи", - отметил Емец.

Председатель правления Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко рассказал изданию, что как только указ Зеленского о прекращении полномочий парламента будет опубликован, народным депутатам стоит обращаться в Конституционный суд Украины с обращением о законности документа.

"Необходимо обращения от 45 народных депутатов, дальше КСУ будет его рассматривать. Думаю, что у судей будет политическая воля рассмотреть обращение оперативно. В случае, если указ будет признан неконституционным, документ будет отменен, следовательно, выборы отменены", - говорит Фокусу Колиушко.

Он подчеркивает, что представление в КСУ не останавливает и не блокирует действие указа президента.

Беспокойное лето

В Центральной избирательной комиссии считают, что после начала избирательной кампании ни одно судебное решение не сможет остановить избирательный процесс. Об этом сказала секретарь ЦИК Наталия Бернацкая.

"Согласно нормам действующего законодательства, если избирательный процесс начался, то ни одно из решений судов не может остановить его. Как только будет обнародован указ, со следующего дня мы будем уже в избирательном процессе", - сказала Севастьянова журналистам после инаугурации президента.

Бывший заместитель председателя Центризбиркома Андрей Магера отмечает, что избирательной процесс начинается со дня официальной публикации, а не подписи президентом.

"Указ должен быть опубликован в официальных изданиях, таких как "Урядовый курьер", "Голос Украины", "Официальный вестник Украины" (издание Минюста) и "Официальный вестник президента Украины" (был создан президентом Виктором Ющенко, когда он прекращал полномочия Рады в 2008 году). С этого момента начинается избирательный процесс, который описан в законе о выборах народных депутатов", - сказал Фокусу Магера.

Согласно закону о выборах народных депутатов, внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются президентом и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения. Если дата выпадает на будний день, отсчет дней идет до предыдущего воскресенья. Средства на подготовку и проведение выборов депутатов, предусмотренные Госбюджетом, перечисляются ЦИК в трехдневный срок со дня опубликования указа президента. Выдвижение кандидатов начинается на следующий день после опубликования указа президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады или решения ЦИК о назначении выборов. Выдвижение кандидатов в депутаты партиями заканчивается за сорок дней до дня голосования. Примечательно, что при проведении повторных, промежуточных и внеочередных выборов декларация кандидатами в депутаты не подается.

Бывшие союзники по парламентской коалиции спокойно восприняли заявление президента Зеленского. Представители партий "БПП Солидарность", "Батькивщина", "Радикальная партия Олега Ляшко" заявили, что готовы к участию к внеочередным выборам. В "Народном фронте" анонсировали ребрендинг партии перед выборами. Лидер партии "Самопомич" Андрей Садовый на своей странице в Facebook выразился двузначно, он призвал провести внеочередное заседание Рады для принятия изменений в избирательный кодекс и по снятию неприкосновенности. Но о готовности к выборам ничего не сказал.

Напомним, последние данные социологических опросов указывают, что в новый состав парламента пройдут шесть партий. Опрос, проведенный социологической группой "Рейтинг", Украинским институтом социальных исследований имени Александра Яременко и Центра "Социальный мониторинг", показал, что за партию "Слуга народа" готовы проголосовать 39,9% среди тех, кто придет на выборы. На втором месте "Блок Петра Порошенко" — 10,6%, "Оппозиционная платформа - За життя" — 9,9%. Ожидается, что преодолеть проходной барьер смогут "Батькивщина" Юлии Тимошенко, "Сила и честь" Игоря Смешко и "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко.