Лицо с образованием. 9 кандидатов на пост генпрокурора
Пока будущий глава государства Владимир Зеленский держит интригу относительно кандидатур на должности по президентской квоте, эксперты обсуждают сразу 9 претендентов на пост главы ГПУ. Фокус разбирался, какова вероятность того, что выбор Зеленского падет на одного из них
Генеральный прокурор должен быть другой. Эту позицию будущего президента Украины Владимира Зеленского озвучил в эфире одного из телеканалов его ближайший советник Дмитрий Разумков. "Если говорить о Юрии Луценко, то генеральный прокурор должен быть, как минимум, с юридическим образованием. Ничто не может повлиять на эту позицию Зеленского, единственное - это нежелание парламента отправлять действующего генерального прокурора в отставку, как того требует законодательство, чтобы назначить нового", - заявил он.
Отставка - сложная процедура
На самом деле в соответствии с нормами, – речь идет о Конституции, законе "О прокуратуре", Криминально-процессуальном кодексе, – при оптимистическом сценарии генеральным прокурором Юрий Луценко пробудет до 12 мая 2021 года, в соответствии с постановлением ВР о его назначении на пять лет. Единственной причиной снятия Юрия Луценко с должности в юридической плоскости может стать сигнальное голосование 226 народных депутатов за его отставку.
Но прежде парламентариям нужно будет собрать не менее 150 подписей за то, чтобы выразить ему недоверие (треть народных депутатов от конституционного состава ВР). Причем, недоверие должно быть основано на конкретных фактах правонарушений. Именно по ним может принимать решение о правомерности снятия с должности генпрокурора Конституционный Суд. Но основе решения КСУ народные избранники большинством смогут провести голосование в парламенте. Что касается действий президента, то он подает письменное представление на рассмотрение Верховной Рады в виде предложения рассмотреть кандидатуру нового генерального прокурора. Нужно также учитывать факт того, что глава государства может подписать указ о прекращении полномочий генпрокурора лишь на основании постановления ВР. Процедура дачи согласия на назначение и увольнение с должности прописана в статье 212, 213 закона "О регламенте Верховной Рады", основания для увольнения – в статье 42 закона "О прокуратуре". Ситуация усложняется тем, что сразу же после увольнения должно происходить назначение нового генерального прокурора. Иначе это место будет занимать кто-то из заместителей генпрокурора.
В окружении Зеленского предметно оговорить кандидатуру на одну из наиболее ключевых должностей в стране, как и представить квоту президента, намерены после проведения процедуры инаугурации. На данный момент в список неофициальных претендентов входят:
- Николай Голомша – первый заместитель генпрокурора с 2014 года;
- Константин Кулик – военный прокурор;
- Сергей Горбатюк – замначальника Главного следственного управления – начальник управления специальных расследований ГПУ (с 17 декабря 2014 года);
- Андрей Богдан – правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики в правительстве Николая Азарова, адвокат олигарха Игоря Коломойского;
- Руслан Рябошапка - советник Владимира Зеленского по правоохранительной и антикоррупционной политике, экс-член НАПК;
- Виталий Касько – заместитель генерального прокурора в 2014-2016 годах;
- Виктор Шокин - генеральный прокурор (10 февраля 2015 - 3 апреля 2016 годов);
- Давид Сакварелидзе – заместитель генерального прокурора (февраль-сентябрь 2015 года);
- Евгения Закревская – адвокат "Небесной сотни".
- Читайте также: Алфавит Апаршина. Как в команде Зеленского собираются реформировать структуру армии по стандартам НАТО
Ждем парламентские выборы
Политический консультант Руслан Бортник не исключает, что этот список будет варьироваться и расширяться. "Могут быть варианты. Нужно понимать, что кандидатуру генпрокурора еще должен согласовать парламент. Это не совсем самостоятельное решение президента. Может быть абсолютно новая фамилия, никому не известная. Я больше поставил бы на это. Такой вариант стал бы безусловным выполнением Зеленским своей предвыборной программы – он обещал избирателям появление новых лиц, обновление политической системы. Возможно, новая фигура была бы воспринята классическими политическими элитами, а Зеленскому удалось бы доказать западным партнерам Украины, что новый генпрокурор может стать новой вехой в украинской прокуратуре", - рассказал он Фокусу.
Кроме того, политолог убежден, что новый генеральный прокурор не появится до парламентских выборов. Прежде чем проводить назначение, в парламенте должна быть сформирована новая коалиция. Шансы действующего генпрокурора Юрия Луценко остаться в кресле Бортник оценивает, как нулевые. "Он сейчас пытается заручиться поддержкой западных партнеров и действовать более самостоятельно, но кампания Зеленского будет требовать замены лиц. Иначе украинцы его не поймут, что может обернуться для Зеленского существенными электоральными потерями. До парламентских выборов у него нет возможности что-либо изменить в кадровом плане, кроме как главы Администрации президента и секретаря Совета национальной безопасности и обороны", - подытожил политолог.
Из возможных кандидатур-претендентов на место руководителя ГПУ Бортник считает наиболее подготовленными Богдана, Сакварелидзе, Шокина, но прогнозировать что-либо не берется. "Все будет зависеть от договоренностей в парламенте. Думаю, Богдан более вероятная кандидатура на должность главы АП. Мы сможем делать более точный прогноз, когда сформируется Администрация президента и стратегия Зеленского касательно будущего парламента. От того, произойдет роспуск ВР или нет, будет зависеть, какие задания поставит перед генпрокурором президент. Под них он и будет подбирать себе человека", - подытожил политконсультант.
Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко отметил Фокусу, что в команде Зеленского еще нет четко определенной кандидатуры. По его оценкам происходящего, ситуация может видоизмениться в любой момент. "Потенциально можно говорить о слабых и сильных сторонах кандидатов, но мы будем исходить из своей логики, а у Зеленского она иная – не классическая. Не факт, что Зеленский будет, как и Порошенко назначать на должность генпрокурора своего человека, независимо от наличия у него юридического образования. В случае с Зеленским юридическое образование будет обязательным критерием. Насчет наличия опыта работы в прокуратуре – не уверен. В команде президента очень разные группы людей, каким будет их подход к этим вопросам, сложно сказать", - обозначил позицию политолог.
- Читайте также: Битва титанов. На каких партнеров сможет рассчитывать Зеленский и "Слуга народа" в новой Раде
Единственное, в чем он уверен, так это в том, что Юрий Луценко не останется в кресле генерального прокурора. "Он чужой, токсичный, он просто мина замедленного действия. Этот вариант маловероятен, - сказал Фесенко, добавив, что нет ничего необычного в том, что Владимир Зеленский не оглашает заблаговременно фамилий по своей президентской квоте. – При Викторе Януковиче мы могли знать, а при Викторе Ющенко и Петре Порошенко мы тоже не знали, кто станет генпрокурором".
Депутат Верховной Рады III-VI созывов Тарас Чорновил указал Фокусу на то, что генерального прокурора непросто будет отправить в отставку. "Генпрокурор не слагает полномочия перед президентом. Глава государства имеет уникальное право выдвинуть генпрокурора на свободное место. Но это место занимает человек, избранный до 2021 года Верховной Радой, а досрочное освобождение Луценко – это крайне сложный процесс. Даже при выражении недоверия должно быть решение прокурорской комиссии по вопросам этики, должен быть установлен факт совершения генпрокурором преступления, а не просто желание досрочно освободить генпрокурора от своих обязанностей. Луценко будет пытаться занимать должность до конца своей каденции и скинуть его будет очень непросто", - заявил политический эксперт, добавляя, что ГПУ может сразу же после заявления Зеленского о необходимости снять Луценко с должности и назначить "желаемую" фигуру выразить протест, обратиться с соответствующим иском в административные суды относительно незаконности рассмотрения вопроса Верховной Радой, инициировать рассмотрение вопроса в Конституционном суде, потому что о причинах, особенностях и обстоятельствах выражения недоверия в Конституции не говорится.
Чорновил также отметил, что перестановка должна происходить на "подъеме" рейтингов Зеленского, то есть в ближайший месяц, потому что в июле народные депутаты уйдут в длительный отпуск, а в сентябре их мысли будут заняты уже предстоящими парламентскими выборами. "Вероятность голосования о недоверии генпрокурору возможна при стремительном развитии событий, если сам Луценко не изменит позицию и не захочет пойти в отставку", - резюмировал депутат ВР. К слову, он считает, что о кандидатурах Закревской, Сакварелидзе можно будет говорить в случае избрания нового состава парламента, в котором у Зеленского может оказаться достаточное количество голосов народных депутатов.
"Богдан вполне вероятен, в случае однозначной победы Зеленского на парламентских выборах и, если Игорь Коломойский вернется в Украину. Это же касается Рябошапки. Касько вряд ли вернется – он вовремя успел уйти из прокуратуры и вернуться на хорошую адвокатскую работу, защитив себя законом об адвокатской деятельности. До парламентских выборов возможность избрания нового генерального прокурора мизерная", - подытожил политический эксперт.
Нужен "кот в мешке"?
Бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец склоняется к мнению, что ближайшее окружение Зеленского будет "протягивать идею назначения на должность генпрокурора без достаточного опыта работы на прокурорской должности". "Я не ожидаю, что на должности генпрокурора окажется человек, который способен обеспечить соблюдение законности во время борьбы с преступностью. Несмотря на то, что в Конституцию были внесены изменения в 2016 году, конституционные функции прокуратуры не приведены в соответствие. Они по разному прописаны в Конституции, законе "О прокурорской деятельности", Криминально-процессуальном кодексе. Проводится такая линия, чтобы генпрокурор не имел юридического образования. Кроме того, фамилии возможных кандидатов называют лишь члены команды президента, а не он сам. Среди них ни один не соответствует требованиям, которые должны быть предусмотрены в законе "О прокуратуре", - сказал Баганец.
Маловероятным он считает и сценарий того, что нынешний состав ВР проголосует за отставку Юрия Луценко. "Если в стране пройдут действительно демократичные парламентские выборы по пропорциональной системе, то нынешний генеральный прокурор будет уволен на одном из первых заседаний ВР. Поддержит ли кандидатов Зеленского новый состав ВР, будет зависеть от того, кто пройдет в парламент, - пояснил бывший заместитель генпрокурора, прогнозируя, что ни одна из озвученных кандидатур на должность генпрокурора не будет подана Зеленским. – Один был уволен из органов прокуратуры по статье закона "О прокуратуре" о дискредитации, второй – попал под нормы закона о люстрации и не может в течение десяти лет занимать государственные должности, третий не знает государственного языка и не проживал в Украине в течение последних пяти лет…"
А молчание Зеленского в контексте кандидатур Баганец оценивает положительно. Он пояснил Фокусу, что из-за неоднородности общества, реальный претендент на должность будет поддаваться не всегда объективной критике. По его словам, общественность узнает фамилию предложенного Зеленским генпрокурора после его инаугурации, когда кандидатура будет проходить обсуждение в комитете Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.
Народный депутат, генерал-полковник милиции Николай Джига тоже прогнозирует, что генеральным прокурором Украины может стать новое лицо. "Нужно брать практика из периферии, которого никто не знает, не из окружения президента и не из политики – чужого независимого "кота в мешке". Я положительно отношусь к Юрию Луценко, однако прокурор должен иметь стаж работы в прокуратуре. Генеральному прокурору нужно меньше заниматься политическими темами и подбирать команду специалистов, глубоко разбирающихся в уголовном процессе, организации раскрытия преступлений, оперативно-розыскной деятельности. Вот что должно обеспечивать внутреннюю безопасность страны. Прокуратура не должна участвовать в политических процессах", - рассказал он. В целом генерал-полковник милиции негативно оценивает работу нынешней Генеральной прокуратуры. По его словам, на неэффективность действий повлияли такие факторы, как "монополизация досудебного следствия, решение политических вопросов, не касающихся напрямую компетенции работы ГПУ, отсутствие координированных действий с судебной системой, нераскрытые резонансных преступлений, например, - убийство журналиста Павла Шеремета".
"Основная функция прокуратуры – осуществление надзора за деятельностью органов, которые ведут досудебное расследование и оперативно-розыскное дело. ГПУ должна заставить эти органы раскрывать и большие, и малые преступления. Самые тяжкие убийства у нас не раскрываются. Сейчас ГПУ превратилась в политический орган, не выполняющий своих прямых функций", - резюмировал Николай Джига.