Как Зеленский поставил ЦИК в неудобное положение. Почему досрочные выборы оказались под угрозой срыва

2019-05-29 09:45:00

15566 1
Как Зеленский поставил ЦИК в неудобное положение. Почему досрочные выборы оказались под угрозой срыва

Ярослав Дебелый, Фокус.ua

Первый законопроект президента Владимира Зеленского касался внесения изменений в закон «О публичных закупках» для обеспечения избирательного процесса. Однако Верховная Рада не внесла документ даже в повестку дня. Так как в действующей редакции закона этому вопросу вообще не уделяется внимания, Фокус узнавал, как выйдет ЦИК из ситуации

Президент Владимир Зеленский вносил на рассмотрение проект документа в качестве неотложного для рассмотрения парламентом во время внеочередного заседания 22 мая. Но так как днем ранее глава государства подписал указ о прекращении полномочий Верховной Рады VIII созыва, не нашлось необходимого количества голосов в сессионном зале, чтобы включить документ в повестку дня. Уже на следующий день администрация президента (АП) и Центральная избирательная комиссия распространили заявления, которыми ставилось под сомнение проведение досрочных парламентских выборов.

Представитель президента в парламенте Руслан Стефанчук заявил о намерении АП отозвать из Верховной Рады все законопроекты и обещал вернуться к их рассмотрению уже  новым созывом парламента. А председатель Центризбиркома Татьяна Слипачук предупредила, что комиссия не сможет в таких обстоятельствах обеспечить проведение избирательной кампании.

Хронология поиска

О необходимости урегулировать вопрос своевременной закупки товаров и услуг ЦИК заявлял и во время президентской избирательной кампании. А после вступления в силу указа президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады VIII созыва ситуация обострилась из-за сжатых сроков избирательной кампании. «Законодательство о государственных закупках не учитывает скоротечности избирательного процесса – 58 дней. Сроки проведения госзакупок превышают период избирательного процесса, что может сделать невозможным проведение ряда процедур», – предупреждает Центризбирком.

По данным ЦИКа, речь идет о возникновении трудностей, связанных с:

- обеспечением изготовления избирательных бюллетеней;

- изготовлением и доставкой бланков протоколов о подсчете голосов, актов;

- транспортировкой протоколов о подсчете голосов и другой избирательной документации из участковых избирательных комиссий в окружные;

- изготовлением информационных плакатов политических партий;

- публикацией информации ЦИКа и окружкомов в региональных или местных печатных СМИ относительно списка избирательных округов, формирования ОИК и участковых избирательных комиссий.

Кроме того, обеспечение избирательного процесса требует внесения изменений в закон «О выборах народных депутатов Украины». ЦИК настаивает на необходимости изъять из текста устаревшие положения, несоответствующие действующим законам, касающимся выборов, а также нормы, не разъясняющие механизма их реализации на практике (например, вопросы установления факта проживания, голосования военнослужащих, принимающих участие в ООС, подача деклараций). Кроме того, закон «О публичных закупках» не дает возможности провести закупку товаров и услуг на выборы в соответствии со сроками, прописанными в законе «О выборах народных депутатов».

Ожидается, что проблема найдет решение 29 мая во время срочного совещания членов Центризбиркома с представителями Верховной Рады, Кабинета министров, ряда министерств и Госказначейства.

 

Между тем, 27 мая заместитель председателя ЦИКа Евгений Радченко сообщил, что 25 мая комиссия объявила четыре вида торгов по публичным закупкам. «Наиболее сложная процедура – изготовление избирательных бюллетеней. Их ожидаемая стоимость составляет более 290 млн грн. Одновременно нужно будет изготовить в два раза больше избирательных бюллетеней, чем на президентских выборах. Есть две составляющие – выборы в одномандатных округах и многомандатном общегосударственном избирательном округе», – сказал на брифинге Радченко. По его словам, на изготовление бюллетеней закон отводит всего 17 дней. «Предприятие-изготовитель при нынешней процедуре публичных закупок практически не сможет этого сделать», – заявил Радченко.

Заложники указа

Гендиректор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель утверждает, что изменения к закону о публичных закупках нужно вносить незамедлительно. Он также убежден, что народные депутаты теоретически могут за ночь разработать проект документа, утром зарегистрировать его в Верховной Раде, «провести» через профильный парламентский комитет и принять за основу и в целом.

Кстати, 27 мая первый заместитель председателя фракции «Народный фронт» Андрей Иванчук зарегистрировал в аппарате Верховной Рады «Проект закона о внесении дополнений в раздел ІХ «Заключительные и переходные положения закона Украины «О публичных закупках» об осуществлении закупок для нужд проведения внеочередных выборов в Верховную Раду Украины в 2019 году». Но впоследствии документ был отозван.

«Не вижу проблемы, чтобы оперативно разработать законодательные изменения. Если между президентом и парламентом нет слаженной работы, то парламент должен взять на себя ответственность за качественную организацию избирательного процесса, – говорит Фокусу Кошель. – Это вопрос политических игр. Президент и Рада начали жить исключительно в избирательной плоскости. Закон о публичных закупках не может быть предметом торгов и политических игр. Это исключительно технический проект, который не должен загонять ЦИК в глухой угол. Речь идет просто о нормализации избирательного процесса, иначе ЦИК будет вынужден искать полулегитимные способы для проведения госзакупок, или нарушая нормы закона о выборах народных депутатов, или нарушая нормы закона о публичных госзакупках».

По словам Кошеля, действующий закон не учитывает специфики проведения закупок во время избирательного процесса и может привести к блокировке процедур во время проведения выборов. В первую очередь речь идет о проблемах с изготовлением избирательных бюллетеней, печатей ОИК.

Гендиректор КИУ напоминает, что проблемы с закупками возникали и во время очередных выборов президента. Так, например, в 2019 году ЦИК не смог закупить архивные боксы, потому что не были внесены изменения к закону о публичных закупках, в результате чего использовались мешки для избирательной документации.

Бывший заместитель председателя Центризбиркома Андрей Магера на вопрос Фокуса, как ЦИК будет выходить из положения, если закон «О публичных закупках» не будет дополнен нормами, касающимися избирательной кампании, отвечает: «Я не знаю, потому что в такой ситуации ЦИК становится заложником указа президента. Я не вижу легального способа разрешения этой проблемы».

Основываясь на своем опыте, Магера не советует членам ЦИКа действовать не совсем легальными методами при осуществлении закупок. «Выборы завершатся и победители, которые зайдут в Верховную Раду нового созыва, потом будут требовать открытия уголовных производств относительно действий членов ЦИКа за нарушение закона «О публичных закупках», – предупреждает Магера.

Как считает вице-президент Ассоциации народных депутатов Александр Барабаш, в закон о публичных закупках нужно включить две поправки. «Речь идет о пяти направлениях финансирования избирательной кампании. В частности, на избирательные бюллетени, информационно-аналитическую систему «Выборы», избирательную документацию... Нужно прописать, что на эти пять направлений крупных расходов не распространяется закон о госзакупках, что судебные решения, которые могут быть приняты в связи с нарушением процедур закупок, не останавливают избирательный процесс. Вторая поправка касается процедуры оглашения тендеров, участников и так далее», – рассказывает Фокусу Барабаш.

По его словам, теоретически можно было бы заблокировать госзакупки, поскольку в законе о выборах народных депутатов четко говорится, что во время избирательного процесса тендерные процедуры не применяются, но Кабинет министров, напротив, установил порядок их проведения.

Loading...